Счастливый дом

К 180-летию рождения Петра Ильича Чайковского

Есть в России такой городок – Воткинск. Был он когда-то небольшим селением, выросшим вокруг завода, где выпускали кровельное железо и якоря для военных кораблей. Здесь-то, в посёлке Воткинск Вятской губернии, и появился на свет великий композитор Пётр Ильич Чайковский. И оказывается, между этой фамилией и сталелитейным заводом очень крепкая – крепче стального троса – связь. «Как же так? – удивятся наши юные читатели. – Музыка – и вдруг какое-то кровельное железо!»

Дом, в котором родился Пётр Ильич Чайковский

А дело в том, что отец будущего композитора, Илья Петрович Чайковский, был направлен в 1837 году в Воткинск, чтобы совершить на старом заводе технический переворот. Ведь это было время грандиозных открытий в науке и технике: изобрели паровую машину, телеграф, началось строительство железной дороги – а тут всё ещё работали по старинке, как при царе Горохе. Нужен был толковый руководитель, который бы вдохнул в цеха новую жизнь. Им-то и стал Илья Петрович Чайковский. С его приходом Воткинский завод начал выпускать буквально всё – от маленькой пружинки до огромного парохода. И даже шпиль Петропавловской крепости в 1857 году изготовили здесь!

Так вот, в Воткинске Чайковские «бросили якорь» на целых 11 лет, поселившись в небольшом уютном доме с мезонином. И вместе с ними поселилось счастье. Один за другим в семье рождались дети, и к шестому году жизни в Воткинске у Чайковских была уже целая компания карапузов: Коля, Петя, Сашенька, Ипполит… Да ещё две их кузины, взятые на воспитание. Маме мудрено было справиться с ними, и она отправилась в Петербург на поиски хорошей гувернантки – воспитательницы для детей.

Семья Чайковских в 1848 году. Слева – Петя, ему здесь 8 лет. На колено мамы, Александры Андреевны, оперлась младшая дочь Сашенька. Приобняла мамины плечи старшая дочь Зинаида. Справа от неё стоит старший сын Коля. Илья Петрович держит на руках младшего сына Ипполита.

Француженку Фанни Дюрбах приняли в семье как родную. Она любила всех ребят, но особенно привязалась к четырёхлетнему Пете – Пьеру, как она его называла, – искреннему, всегда чем-то взволнованному. До конца своих дней Фанни хранила его первые ученические тетрадки, закапанные чернилами, и первые стихи. Никто вдохновеннее Пети не придумывал историй, когда детвора собиралась вокруг Фанни в сумерках у камина, и не было ученика старательнее его (он пролил немало слёз, чтобы ему разрешили учиться вместе со старшими детьми). Уже к шести годам мальчик бегло читал не только по-русски, но и по-французски и по-немецки.

Воспитательницу Фанни Дюрбах приняли в семье Чайковских как родную

Петя как-то особенно остро любил свою родину. И от общения с француженкой Фанни, как ни удивительно, эта любовь только разгоралась. Вместе они читали книги русских писателей, а ещё любили, когда заводские рабочие заводили хором песню. Их-то, наверно, и вспоминал Чайковский спустя много лет, когда писал пьесы для «Детского альбома»: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет».

А как-то раз Фанни застала такую картину: маленький Петя раскрыл атлас и покрывает поцелуями Россию. При этом остальным странам досталось лишь «тьфу!». «Как вам не стыдно, Пьер! – возмутилась девушка. – Ведь не только в России живут люди, не только в России читают “Отче наш”!» На это Петя ответил: «Вы меня напрасно браните. Францию я прикрыл рукой!» Конечно же, это был всего лишь порыв детского сердца. Став взрослым, Пётр поймёт, что и у других народов есть прекрасная музыка, и не раз вплетёт в свои сочинения их напевы.

Свою первую учительницу музыки Марью Марковну Пальчикову композитор всю жизнь вспоминал с нежностью

Надо ли говорить, что с младенчества прохладные клавиши рояля были для мальчика заманчивее всех игрушек? Как только выдавалась передышка между уроками, ребята бежали в детскую, а Петя – к роялю. Не зная нот, он без устали подбирал на слух все мелодии, которые слышал. Он был так переполнен музыкой, что перед сном долго ворочался, не в силах уснуть. Однажды Фанни прибежала, услышав рыдания Пети. Мальчик не мог ничего толком объяснить, лишь показывал на свою голову: «Музыка, музыка! Она всё время тут звучит…» Ни Фанни, ни отец с матерью не придавали этому особенного значению, пока не произошла одна неприятность. Как-то раз мальчик выстукивал по оконному стеклу мелодию, да так увлёкся, что стекло разбилось и сильно порезало ему руку. Вот тогда и решили пригласить к Пете учительницу музыки. Так появилась в их доме тихая и добрая Марья Марковна Пальчикова, из крепостных крестьянок. Совсем скоро Петя уже знал все ноты и умел читать с листа не хуже самой учительницы. До конца жизни Пётр Ильич вспоминал с нежностью свою Марью Марковну и помогал ей, как мог.

Милый дом с мезонином… Как знать, может быть, не было бы у России Чайковского, если бы не этот дом, где всем было тепло.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий