На добрых примерах

О воспитании школьников и российских победах

Умные ли наши дети?

Наткнулся в Интернете на очередной перл из школьных сочинений. Обычно в таких случаях можно лишь посмеяться и, как водится, посетовать: экие неучи, до чего же нынешнее образование докатилось! Читаю: «В совецкие времена, когда в России царила обсолютная манархия, у нашей королёвы был любовник Раз-Путин. Он проиграл в карты весь золотой запас РФ. Поэтому коралева была вынуждена продать Антрактиду». Но мне почему-то не смешно, что-то я засомневался… Отправляю фотокопию знакомой школьной учительнице, она отвечает: «Похоже на имитацию. Кто-то из взрослых писал, подделав детский почерк, или диктовал ребёнку».

Получается, что у публикаторов исчерпались школьные ляпы, вот они и стали сами сочинять. Зачем? Да потому что в нашем обществе, оказывается, огромный спрос на негатив, над которым можно позубоскалить. Особенно это касается школьного образования, ставшего уже притчей во языцех – с его отупляющим ЕГЭ, коррупцией и, как часто пишут, разнузданностью школьников. Мол, в СССР такого не было. Совсем уж похоронили современную школу, аж уныние берёт, которое, как известно, входит в число смертных грехов, предшествуя тщеславию и гордыне.

Между тем хоть гордиться нам не стоит, но порадоваться можно вполне. Вот из последних новостей.

10 декабря объявлены призёры VIII Международной олимпиады по информатике, в которой приняли участие школьники из 14 стран мира. Россию на турнире представляли восемь команд из разных школ. Они завоевали 26 медалей, при этом сборная Москвы третий год подряд стала победителем в командном зачёте: столичные школьники получили 5 золотых и 2 серебряные награды. Третье место заняла сборная Челябинска.

15 декабря. Российские школьники взяли «золото» на Всемирной физической олимпиаде. Всего в официальном зачёте состязались команды из 38 стран мира, ещё 7 стран были приглашены как гостевые. Как и в прошлом году, все члены российской сборной получили медали. Но если в 2019-м у ребят было 4 «золота» и 1 «серебро», то в этот раз все медали высшей пробы.

А вот новость от 13 декабря. Объявлены итоги результатов прошлогоднего TIMSS (Международное исследование по оценке качества математической и естественно-научной подготовки школьников в мире), которое проводится раз в четыре года. В исследовании принимали участие школьники из 49 регионов России. Результат: Россия упрочила позиции по всем учебным предметам этого направления, заняв первое место в Европе и уверенно войдя в шестёрку мировых лидеров – наряду с Сингапуром, Тайванем, Японией, Гонконгом и Кореей. А по отдельным городам Москва заняла первое место в мире.

TIMSS проводится уже седьмой раз с 1995 года. Если в том далёком 95-м наши, ещё почти советские восьмиклассники были на 17-м месте из 38 стран по математике и на 15-м по естественным наукам, то теперь обошли Европу и США, уступив лишь нескольким азиатским странам.

Мне могут возразить: ну, это по математике и биологии. Что толку, если семиклассник умеет писать сложные программы, но при этом у него «обсолютная манархия»? Для гражданина знание истории своей родины, патриотизм и духовные качества важней, чем внешняя образованность. Есть ли вообще какое-то воспитание в нашей школе? Вопрос резонный. Лишь в последние годы об этом заговорили в самых верхах и даже переименовали Министерство образования в Министерство просвещения, как это было до революции. Кстати сказать, при советской власти в России тоже было Министерство просвещения (с 1946 года), и только в 1988 году, в самый пик перестройки, накануне распада страны, заменили на Министерство образования. В 2018-м вернули «просвещение», и что-то, кажется, начало меняться.

7 декабря министр просвещения РФ Сергей Кравцов объявил о внедрении новых должностей и квалификационных категорий в школах: учитель-методист и учитель-наставник. Запущено общественное обсуждение этих нововведений, и наибольший интерес, как видно по обсуждениям, вызвала должность наставника. Речь тут о наставничестве опытных учителей над молодыми.

Новое поколение учителей, которое воспитывает теперь школьников, само обучалось в 90-е годы. Что оно может передать детям? К счастью, у нас ещё остались старые педагоги, которые работали в советской школе, вот они-то и могут что-то передать – через личное общение, от сердца к сердцу. Воспитателей ведь тоже надо воспитывать. И дело тут не только в «советском» опыте наших старых учителей. Они пережили крах великого государства, в 90-е попали в страшное безденежье, но не оставили своего служения. Им есть что рассказать и об этом времени, и через своих воспитанников – молодых учителей – передать детям понятия о верности идеалам и самоотверженности.

Танк «Владимир»

Мы привыкли ругать 90-е годы, видя в них тёмный период истории, а между тем они дали множество примеров героизма, которые могут пригодиться в патриотическом воспитании. Не только же о Великой Отечественной войне рассказывать. Вот, скажем, такой пример.

В нынешнем году исполнилось 100 лет отечественному танкостроению, и этот юбилей прошёл как-то незаметно. Между тем обороноспособность нашей «материковой» страны во многом зависит от совершенства бронетехники. Лучшим серийным танком у нас считается Т-90М «Прорыв», который впервые был показан на майском параде в нынешнем году. Сам же танк появился в 90-е годы, и первый его вариант до модификации имел название «Владимир». Почему же так назвали?

Во времена СССР имена конструкторов военной техники держались в секрете, и о Владимире Ивановиче Поткине – «танковом Калашникове» – мало кто знал. Как рассказывал сам Калашников, создать самое совершенное автоматическое оружие он поклялся себе после того, как был подбит немцами в танке Т-34. И в чём-то история повторилась. Отец Владимира Поткина в родное алтайское село Калманка вернулся с фронта контуженным – от попадания немецкого снаряда в его Т-34. И не тогда ли Володя, слушая рассказ отца, решил создать лучший в мире танк? Окончив железнодорожный техникум, он поступил в танковое училище, затем служил в ГСВ в Германии, учился в Военной академии бронетанковых войск, добился назначения на знаменитый Уральский вагоностроительный завод, где строили танки. За 16 лет прошёл путь от инженера-конструктора отдела «520» до главного конструктора. Принимал участие в создании танка Т-72. Когда распался СССР, «Уралвагонзавод» перестал получать заказы, возникли перебои с зарплатой, лучшие кадры стали уходить в бизнес. Танки в «новой» России конструировали и производили только здесь, в Нижнем Тагиле, и с закрытием завода армия могла их лишиться. И это было более чем реально – именно так случилось на Украине с Харьковским заводом имени Малышева. В прежние времена там строили по 900 танков в год, а за последние десять лет из его цехов вышел… один танк. О создании же новых машин из-за утраты компетенций речи вообще нет. И это при том, что торговля оружием во все времена была сверхприбыльным делом.

Особенно худо «Уралвагонзаводу» стало в середине 90-х, когда прекратились заказы даже на вагоны с экскаваторами, за счёт чего как-то выживали танкостроители. Вопрос стоял о закрытии целой отрасли. Спасителем её и стал Владимир Поткин. Его огромный авторитет продолжал удерживать коллег на рабочих местах. Ему верили как отцу-командиру. Заместитель главного конструктора вспоминал: «Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность. Провинившимся он не читал морали, посмотрит тяжёлым взглядом, и тому на полжизни хватает». Однажды в столе одного из руководителей КБ сотоварищи увидели фотографию Поткина. В ответ на шуточки он сказал: «Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плёткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!»

Владимир Поткин умел «стимулировать» одним взглядом

Чтобы спасти завод, а с ним и всю российскую танковую отрасль, Владимир Иванович решил добиться контракта с Индией на поставку ещё не готового, сырого Т-90. Позвал индийцев на первое испытание своей машины. Дело было зимой. Те посмотрели стрельбы в заснеженном поле, сказали: «Испытаем в наших условиях, а там посмотрим». Назначили время на весну. Сроки были кратчайшие, а танки требовалось ещё довести до ума. Главный конструктор дневал и ночевал на заводе, хотя из-за свалившейся на него болезни врачи требовали срочной госпитализации. И вот три танка готовы для отправки в Индию. И за три дня до погрузки на платформы Владимир Иванович умер. Прямо за рабочим столом.

Испытания Т-90С в индийской пустыне Тар длились почти два месяца в условиях экстремальной жары, иногда температура превышала 50 градусов, но танки не ломались. Каждая машина прошла более двух тысяч километров, преодолевая песчаные барханы высотой 10-15 метров. На пути к миллиардному контракту в спину дышали конкуренты, в том числе украинские танкостроители. Желая сбить цену, индийцы специально вывели из строя двигатель одной из машин. И были поражены, что всего за сутки русские механики заменили движок – прямо на месте, не транспортируя в мастерскую, как это бывает с другими танками. В итоге завод получил миллиард долларов, за счёт чего наладил производство Т-90 и удержался на плаву в самое трудное время. С 2001 года Т-90 в разных модификациях стал самым продаваемым в мире танком, их произведено более двух тысяч, не считая лицензионных. За счёт продаж завод сумел поставить и в нашу армию эту совершенную машину, а также сконструировать и начать выпуск танка нового поколения Т-14 «Армата», опередив другие страны. И разве самоотверженный труд наших инженеров во главе с Владимиром Поткиным не сравним с подвигом танкостроителей Великой Отечественной войны? А ведь таких примеров в окаянные 90-е годы было множество.

Крепче стали

А вот пример из нашего времени – из модной серии «история успеха». И этот успех наш, русский. Это история про простого парня Михаила Предтеченского, родившегося в 1957 году в отдалённом бурятском городке Гусиноозёрск. Он стал учёным и нынче летом получил Государственную премию РФ в области науки и технологий. И про его сотоварища Юрия Коропачинского, родившегося в 1965 году в Новосибирске в семье академика, среди предков которого – несколько поколений священников и дворян, был даже министр внутренних дел в правительстве Колчака.

По молодости Юрий взял кредит и купил полиграфическое оборудование, открыл фирму. К концу 90-х стал акционером Красноярского завода комбайнов, который был на грани банкротства, и вытянул его. Потом бизнес его разросся, стал международным. Закончилось тем, что он продал все активы и поселился в Австралии с её неспешной упорядоченной жизнью, занялся воспитанием детей. «Что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость? – впоследствии написал его однокашник Александр Грек. – И вот примерно с такой мыслью в голове Юрий бросил взгляд на своего пятилетнего сына и вдруг подумал: “Кем вырастет мой сын, если папу он будет видеть утром уже с бокалом просекко, а в обед идущим с доской для сёрфинга на пляж?” “Это стало для меня поворотным моментом, – рассказывает Юрий, сын знаменитого учёного-дендролога Игоря Коропачинского. – Я помню, в мои пять лет, как только снег таял, мой папа садился в экспедиционную машину и уезжал. А когда снег выпадал, экспедиционная машина возвращалась, и оттуда выходил папа с бородой по грудь. Это было самым главным, что он сделал для моего воспитания”. Поэтому Юрий решил вернуться… Вспомнив свою научную молодость в Академгородке, он принял решение инвестировать в высокотехнологичный бизнес и купил билет до Новосибирска».

В Новосибирске на президиуме Сибирского отделения РАН богатый предприниматель обратился за содействием к 23 академикам. «Я сказал, что меня не интересуют деньги Сибирского отделения, меня не интересует недвижимость Сибирского отделения, меня не интересуют патенты Сибирского отделения, – вспоминал Коропачинский. – Кто-то из сидящих в президиуме академиков ехидно сказал: “А земля?” – “И земля не интересует”. Услышал коллективный вздох облегчения, и кто-то произнёс: “А у нас больше ничего и нет”. Я сказал: “Меня интересуют идеи”. Реакция была фантастическая: “А, идеи! Их у нас полно. Забирай!”». Юрий получил лицензию, и его команда с 2006 по 2009 год перелопатила 23 института в Сибири, вопрос к учёным был такой: «Скажите, пожалуйста, что вы умеете делать одни в мире? Или лучше всех в мире?» В итоге собрали 1500 идей, из них выделили 364 проекта, в которые инвестировали небольшие деньги, чтобы посмотреть, что получится. Затем остановились на 12 проектах, преобразовали их в компании и профинансировали. И тут пришло осознание, что здесь не США, не Кремниевая долина, где можно заработать на «стартапах», распродав лишние солидным фирмам. Никто их просто не купит, не тот у нас бизнес. А вкладывать большие средства в 12 фирм, чтобы «раскрутить» их производственную деятельность, неподъёмно и рискованно. Да и не могли эти проекты реально изменить будущее, «порвать реальность», как желал того Коропачинский. И тут его в Академгородке познакомили с Михаилом Предтеченским, которого многие почитали за «простого русского гения».

– Что вы, Михаил Рудольфович, умеете делать лучше всех в мире?

– Всё.

Такой ответ поставил в тупик предпринимателя.

– Давайте сделаем наоборот, – предложил Михаил Предтеченский. – Я понимаю свою область компетенции. Назовите продукт, который вы хотите получить, а я создам прорывную технологию, если она вообще осуществима. Если вы спросите, могу ли я реализовать термоядерный синтез, я сразу скажу: «Нет». А на всё остальное… Например, я знаю, как синтезировать нанотрубки.

– Что такое нанотрубки? – удивился Коропачинский.

И физик ему рассказал, что полвека в мире не появлялось новых материалов и что современные суперматериалы слабо отличаются от простых, поэтому у нас большинство механизмов делают из стали. Между тем можно создать материал, который почти в сто раз прочнее стали и в пять раз его легче. Исходя из его коэффициента прочности можно обычный автомобиль сделать весом… в четыре килограмма! Материал этот известен – это углеродные нанотрубки. Проблема лишь в том, что получают их только лабораторным путём, щепотками, и стоят они в пять раз дороже золота. А он, Предтеченский, может придумать, как производить нанотрубки дёшево и в промышленном масштабе. Машины, наверное, из него строить будет невыгодно, но достаточно несколько граммов добавить в металл, бетон, асфальт – и прочность их увеличится в десятки раз.

Юрий Коропачинский и Михаил Предтеченский

Вскоре после этого разговора, в феврале 2010-го, Коропачинский вместе с Предтеченским и двумя сотоварищами создали компанию OCSiAl, построили лабораторию с необычным плазменным реактором (ещё одно фундаментальное изобретение Предтеченского), и тот стал впервые в мире выдавать одностенные углеродные нанотрубки. Почему впервые? Потому что во всём остальном мире получают только многостенные. «Многостенная трубка – это трубка, “свёрнутая” из графита, – популярно объясняет Юрий Коропачинский, – а одностенная – из графена. Между ними такая же разница, как между алмазом и каменным углём, хотя и тот и другой состоят из углерода. Мы делаем трубчатую модификацию графена, из одного атомного слоя. А они не делают. Мало того, в некоторых режимах наш реактор синтезирует графен, но мы пока не видим рыночных ниш, в которых графен превосходит нанотрубки. Как только увидим, первыми в мире выпустим промышленную партию».

В 2016 году новосибирский промышленно-исследовательский реактор Graphetron-1 произвёл четыре тонны одностенных нанотрубок, в это время за стенкой лаборатории строился уже промышленный Graphetron-50, рассчитанный на 50 тонн в год. Много это или мало? До запуска Graphetron-1 нанотрубки стоили 150 тыс. долларов за килограмм, но покупал ли кто-нибудь килограммами? «Мы можем продавать в сто раз дешевле, – радовался Коропачинский. – Но я думаю, что коммерческих продаж до нашего появления не было нигде и никогда. Шли небольшие партии для исследовательских целей. Покупали, как кокаин, граммами». Например, NASA пыталась применить этот материал для спутников, но не нашла поставщика на 100 кг в год. Его просто не было в природе.

И поныне OCSiAl остаётся единственным в мире производителем одностенных нанотрубок. Этот материал может произвести революцию во многих областях, например в переводе автотранспорта на электромоторы, что упирается в проблему ёмкости аккумуляторов. Между тем добавление в аккумуляторы всего 0,01 % одностенных нанотрубок увеличивает их ёмкость на 20 процентов. Или взять совсем уж фантастический проект – постройки космического лифта. Если от орбитальной станции протянуть стальной канат до Земли, то, исходя из требований прочности, он должен быть толщиной в 60 километров. А из нанотрубок – достаточно толщины в 20 сантиметров. С добавлением нанотрубок уже начали производство «вечной» бумаги, оплётки кабелей, автомобильных шин и так далее.

К настоящему времени площадки OCSiAl открыты во многих странах, в том числе в Германии, Великобритании и Японии. Но основное производство остаётся в России, в Новосибирске. Изобретения Предтеченского защищены «зонтичным» патентом, который не позволяет понять и повторить его другими производителями. В лаборатории и в цехах стоит охрана, соблюдается строжайшая секретность. В начале нынешнего года был запущен Graphetron-50, на очереди запуск ещё одного производства – в Люксембурге, чтобы быть ближе к западным потребителям. Сейчас российской компании принадлежит более 90 процентов всех мировых мощностей по производству графеновых нанотрубок – 75 тонн в год. В 2025 году, как рассказывает Юрий Коропачинский, только литий-ионные аккумуляторы потребуют более 250 тонн нанотрубок, поэтому производство будет расширяться…

«Без помпы»

Таких историй, которые бы заставили нашу молодёжь гордиться соотечественниками, своей страной и попытаться тоже что-то сделать для неё, не одна и не две.

Помнится, в советском своём детстве грезил я межзвёздными путешествиями, да и многие школьники тогда выписывали журналы «Юный техник» и «Техника молодёжи», в которых печатались рисунки будущих звездолётов с ионными двигателями. Отличаются эти двигатели от обычных жидкостных тем, что толкающая корабль струя газа должна возникать не за счёт сгорания топлива, а в результате разгона в электростатическом поле «рабочего тела» – какого-либо газа, взятого на борт. Что это даёт? Во-первых, решается проблема с топливом. Для дальнего полёта требуется столько «керосина», что его не увезти с собой. Во-вторых, скорость: в ионных двигателях реактивная струя разгоняется до 210 км/с по сравнению с 3 км/с у химических ракетных двигателей. С такой тягой можно долететь до Марса менее чем за месяц, а не за 7-8 месяцев, как сейчас на обычной ракете. Сокращение времени – это сокращение груза, запасов топлива и еды, а значит, не нужно строить огромный корабль.

Как говорится, помечтали и забыли. А учёные продолжали биться над этой задачей. Ещё во времена СССР ядерный реактор для космического корабля был построен, его даже успешно испытали в Семипалатинске в 1978–1981 годах – и здесь наша страна была впереди США. Оставалось решить проблему перегрева двигателя в космосе – в вакууме тепло никуда не исчезает, а сменной охлаждающей жидкости, которая используется в реакторах на Земле, там нет. Но, видно, и здесь произошли подвижки. Этой осенью в Интернете промелькнула фотография из сборочного цеха российского КБ «Арсенал» с какой-то ажурной конструкцией, затем появилась презентация, подтвердившая, что там собирают рабочий макет ракеты с ионным двигателем. А нынче, 1 декабря, пришла весть, что Роскосмос заключил контракт с КБ «Арсенал» стоимостью 4,2 миллиарда рублей на разработку аванпроекта космического ядерного буксира «Нуклон» для полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Срок исполнения: июль 2024 года.

Модель «Нуклона». Панели-излучатели из углеродного материала должны решить проблему с охлаждением реактора

Всё произошло буднично, без помпы. Как выяснилось, ионный двигатель для «Нуклона» – ИД-500 мощностью в 32-35 кВт – был давно уже создан в «Центре Келдыша», его огневые испытания провели в 2014 году. По расчётам использование такого буксира удешевит доставку груза на Луну в два раза, то же самое относится к полётам к Марсу и другим планетам. Срок активного использования «Нуклона» в космосе – более двух лет, на столько хватит ядерного заряда. Сообщаются и другие технические подробности первого в мире ионного космолёта. А про имена его создателей и тех, кто в безденежные 90-е годы сумел сохранить и приумножить технический задел советской поры, – молчок. И сколько у нас таких безымянных героев!

Например, кто знает, сколько сил вложили наши конструкторы в среднемагистральный самолёт МС-21-310, который 15 декабря совершил свой первый полёт с российскими двигателями ПД-14? Эти двигатели экономичней и экологичней западных аналогов, с их созданием Россия смогла вернуться в «авиационный клуб» трёх стран – США, Британии и Франции, которые единственные в мире способны создавать целиком такие двигатели, считающиеся «венцом современной промышленности». Когда в США узнали, как продвигаются у нас работы по созданию нового лайнера, то попытались наложить «международные санкции» на авиационную промышленность России. В частности, запретили поставку материала для производства композитных деталей. А именно удлинённые композитные крылья – ещё одно преимущество самолёта МС-21. В нашей стране научились изготавливать их целиком, без сварки из отдельных частей, что влияет на прочность, экономичность и что позволило сделать салон самолёта более просторным, чем у аналогов Boeing и Airbus. Чистый материал для композитов (композитную нить) умеют делать только в США и Японии, но и с этой задачей наши учёные и производственники справились в кратчайшие сроки. Опять же – кто знает их имена?

А разве на слуху те наши учёные, которые создали лучшую вакцину против коронавируса? В отличие от западных аналогов «Спутник V» состоит из компонентов, которые уже десятки лет использовались российскими учёными в составе других препаратов. Инновация этой векторной вакцины в том, что в ней два укола имеют разные составы, в то время как на Западе при вакцинации просто повторяют один и тот же укол. Это даёт замечательный эффект, проверенный уже на вакцине против вируса Эбола, которой два года назад российские медики вакцинировали население Гвинеи.

Во многих областях Россия впереди. Это создание и запуск термоядерных реакторов на быстрых нейтронах, которые в качестве топлива могут использовать уже отработанный уран и после повторного «сжигания» значительно понижать уровень радиации в отходах. И строительство самых мощных ледоколов. Даже в сельском хозяйстве у нас необыкновенный прорыв – со своим экспортом пшеницы мы заняли почти четверть мирового рынка. Сельскохозяйственный экспорт стал давать нашей стране более 30 миллиардов долларов в год, что превышает выручку от торговли оружием и чуток недотягивает до выручки от продажи газа за рубеж.

Россия развивается, нам есть чему радоваться. И такой настрой необходимо донести до молодёжи, чтобы ей было к чему стремиться и возрастать вместе со своей родиной.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий