Двери рождеству открывает вера

К Рождеству можно подходить лишь с верой.

«Верою Авраам повиновался призванию…» (Евр. 118).

Сегодня, равно как и каждый год, апостольское чтение последнего воскресенья перед празднованием Рождества Христова сосредотачивается на вере.

«Поклонение пастухов». В.К. Шебуев, первая половина XIX века

Речь идёт о двух отрывках из одиннадцатой главы послания к Евреям (Евр. 11, 9-10, 32-40), где апостол Павел показывает, в чём состоит истинность доверия к Богу.

Однако какую связь имеет вера Авраама, Сарры, судей и пророков израильских с предстоящим событием Рождества Христова? Почему наша Церковь выбрала именно этот отрывок в качестве апостольского чтения в предрождественское воскресенье?

Ответ на этот вопрос мы должны искать в самом факте Рождества и в его значении для мира и человека. Это событие является переломным моментом человеческой истории и в отношениях человека с Богом и ближними. Без сомнения, смысл праздника Рождества Христова заключается в том, что он дал возможность каждому человеку примириться с Богом и ближним. Речь идёт о событии величайшего смирения и крайнего послушания, предоставляющем человеку возможность изменить ход своей жизни и обнаружить в ней иные перспективы.

Как Богу это удалось?

Дабы всё это стало явью и человек смог вновь войти в объятия Бога, Бог должен был войти в человеческую историю неким простым и дружественным по отношению к творению образом и в то же время удивительным. Понятным, но вместе с тем и недоступным человеческой логике.

Это произошло путём зачатия от Святого Духа и рождения от Девы Сына и Слова Божия.

Но человек любой эпохи спросит: «Кто в наши дни поверит подобному»?

В этой связи и Святое Писание, как источник слова Божьего, и Церковь, как вместилище Божественной благодати, могут сказать многое, что одним не скажет ровным счётом ничего, а другим объяснит всё.

Здесь в нас должна начать действовать вера.

Наши отношения с Богом, как все мы знаем из Его откровения миру, устанавливаются посредством отсутствия логичных доказательств, которые бы заставили нас принять Бога разумом, но также путём многочисленных и важных знаков, которые свободно показывают нам нашу связь с Ним и рождают в нас веру.

Вера эта не душит человека, но открывает ему горизонты мыслей и действий, о которых он ранее даже не помышлял.

Вера не сковывает верующего, но освобождает и даёт возможность даже отречься от Бога.

Вера эта не связана с определённостью, но может привести того, кто доверяет Богу, и к краю пропасти.

Классическим примером веры-доверия является Авраам, который, не колеблясь, последовал Божьему повелению, изменил свою жизнь и отправился в неизведанные чужие земли.

Вера в Бога помогла Сарре принять семя, которое, противореча всякой логике, произросло внутри неё.

С верой жили и умерли их потомки.

Подобным образом Ной был осмеян всеми вокруг, строя свой ковчег и настаивая на непостижимом для них Божественном повелении.

С верой шли вперёд судьи, пророки и праведники Ветхого Завета.

С верой шли на подвиг все мученики, молодые и старые, мужчины и женщины, взрослые и дети.

Раскрывая подобным образом тему веры, апостол Павел помогает нам подготовиться к Рождеству Богочеловека самым благотворным образом. Он приводит нас к убеждению, что своё место перед Богом призван занять каждый из нас. Апостол объясняет, что наши отношения с Богом, как они выражены в православной вере, являются неким дерзновением, которое испытывает, но не является гарантией преуспеяния, будоражит, не обещает спокойную жизнь. Вера необходима для прочувствования того, что случилось в Вифлееме. Если мы подойдём к этому событию с точки зрения логики, мы разочаруемся, упрёмся в стену и, прежде чем хорошо поймём это, собьёмся с пути.

Таким образом, те, кто идут в Церковь, дабы получить некие разумные и трезвые жизненные гарантии, найти в ней психологическое оправдание своему образу жизни, получить некую человеческую уверенность, обрести непоколебимое спокойствие, обеспечить свою старость или «забронировать» себе место в раю, пусть откажутся от этого, ведь иначе их ждёт разочарование.

Счастливого Рождества!

Афанасиос Мустакас, богослов

(Перевод с новогреческого – изд. «Пемптусия»)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий