«Нужно спасать свою душу заботой о ближнем»

Святому епископу Сербскому Николаю (Велимировичу) исполняется 140 лет от рождения (23 декабря 1880 г. ст.ст.).

Памяти его публикуем выписки из духовных творений этого замечательного проповедника.

 

Епископ Николай (Велимирович)

ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ ЗАВИСТЬ

Любовь представляет Отца, мудрость – Сына, а сила – Духа Святого. Следовательно, любовь первоначальна, от неё рождается мудрость, а из неё исходит духовная сила. Никто не может обладать мудростью и духовной силой без любви. Кто носит в себе Отца, тот носит с Ним и Сына и Духа Святого. Один духовник из монастыря Святого Саввы сказал: «Братья, три главные добродетели – любовь, воздержание и молитва. Но из трёх любовь больше. Если страх Божий – корень духовной жизни, любовь её плод».

Одно из проявлений любви к ближнему – радость о чужой радости. Святой Иоанн Златоуст говорил, что сострадания среди людей больше, чем сорадости, люди охотнее сочувствуют, чем сорадуются чьей-то радости. Причина – зависть. А зависть – сатанинское семя, если его не выкорчевать в самом начале, оно заполонит всю душу и погубит её. Любовь – огонь, сжигающий зависть. Ничем нельзя искоренить и выжечь зависть, кроме любви.

СЛАДОСТЬ ЗАБОТЫ

Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня, как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где ещё не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнёшь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учители веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни – наоборот, мы утверждаем и расширяем её границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не горше, а, наоборот, вносим в неё сладость и утешение. Потому Христос не проповедовал ничего противоестественного или сверхъестественного, когда проповедовал любовь к ближнему… О своём личном опыте я мог бы сказать вот что: в жизни человека столько радости, сколько он проявляет заботы о людях.

У простого пастуха, на попечении которого есть хоть десяток овец, душа десятикратно шире, чем у богача-одиночки, который гуляет, обедает и ужинает один, один перебирает своё золото и акции, сидя в тупом себялюбивом одиночестве, томясь от скуки, которая толкает либо к пороку, либо к самоубийству. Когда Моисей пас овец своего тестя под горой Хорив, то очень заботился о тысячах этих созданий Божиих и был возвышеннее, чем философ Шопенгауэр, искавший во Франкфурте квартиру на первом этаже, чтобы в случае пожара быстрее выскочить, спасая свою собственную жизнь и не задумываясь о том, что будет с жизнями его ближайших соседей.

Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы. Если вы хотите позаботиться о своей душе, вы не сможете сделать этого, не взяв на себя заботы о других. Это естественный закон. Если никто на свете не ощущает вашей заботы, значит, вы всё ещё очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе.

ТЩЕТНЫЕ НАДЕЖДЫ

Видел я ребёнка, гнавшегося за птицей с яркими перьями и клювом золотистым, догнал ребёнок птицу, и, когда поймал, клюнула его птица, и он заплакал.

Сказал я тогда: таковы и вы, чада земные, и надежды ваши, и конец ваш таковым будет.

Видел я другого ребёнка, бежавшего за стайкой весенних бабочек, и когда уже был готов поймать одну, оставил её и погнался за другой, показавшейся ему более красивой.

Сказал я тогда: таковы и вы, чада земные, такова и погоня ваша за достижением желаемого.

Воистину, погоня эта бесполезна и утомительна. Когда пробьёт час смертный, не сможете вспомнить, за чем гнались. И войдёте в мир иной с пустыми руками и смятенным сердцем.

Сыновья Неба тоже в утомительной погоне, но не в бесполезной. И когда встретят они смерть, без труда объяснят, к чему стремились, и войдут в иной мир с чистым сердцем и руками, полными даров.

Не полагайте надежд своих на день грядущий, не ждите, что ярче осветит он пути ваши искривлённые. Ибо день грядущий лишь новый поворот пути вашего и новая тайна.

Не полагайте надежд своих на дни многие, ибо дни ваши – плоды воображения вашего. Но уповайте на День без заката.

МОЛИТВА КАК ЗРЕНИЕ

«Зачем нам молиться, – говорят мне соседи, – если не слышит Бог молитв наших?» Отвечаю им: «Ваша молитва не молитва, а торг. Вы просите, чтобы Он дал вам не Бога, а дьявола. Потому Мудрость небесная не понимает языка молитв ваших». «Зачем нам молиться, – ропщут они, – если Господь наперёд знает, в чём имеем нужду?» Не Себе, но вам ищет Господь славы. Весь мир не может увеличить славы Его, разве бы вы могли? Молитва ваша вас прославляет, а не Бога. В Нём вся полнота и милость. Все добрые слова, которыми в молитве вы к Нему обращаетесь, возвращаются вам сторицей.

Когда я был ребёнком, я молился, чтобы Господь дал мне здоровья, успехов в учении. Сегодня я уже не молюсь так, я молюсь: «Дай мне, Господи, чистое сердце, чтобы не было в нём ненависти ни к кому, дай мне терпения». Иными словами это называется Царство Божие. Нужно прежде молиться о нём, а остальное само собой придёт.

Молитвой очищаю зрение веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, Звезда моя Светлейшая.

«Для чего Богу молитва твоя?» – спрашивают меня рабы земли.

Истину глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если видит она без бинокля? И не спрашивайте меня, если уж знаете, зачем мореплавателю бинокль.

Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную, а не затем, чтобы ей не потерять меня.

На три дня завяжите глаза свои и увидите, как режет их свет солнечный. На три часа прервите связь с Богом и почувствуете, как больно снова видеть свет Его.

ПОСТ И МОЛЧАНИЕ

Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.

Но, воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.

В молитве открылось мне, что пост телесный – символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.

Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и приготовить её для Тебя, словно невесту.

И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.

И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.

Его молчание на Горе Искушений во время сорокадневного поста, молитвы и борьбы с диаволом учит нас многому. Когда нас одолевают искушения, это значит, что в нашу жизнь по Божьему попущению вмешалась диавольская сила, – род же сей побеждается не чем иным, как постом и молитвой. А молитва и пост теряют свою силу, если они не скреплены молчанием.

СКУЧНАЯ РАБОТА МАШИНИСТА

Ты жалуешься, что тебе надоела твоя работа. Все другие занятия кажутся тебе более интересными, и ты в смущении и тоске от того, что не можешь найти чего-нибудь получше. Я долго думал, прежде чем взял перо, чтобы тебе ответить. Мысленно я пытался войти в твоё положение и сыграть твою роль. Я представлял себя на твоём месте, в кабине локомотива, среди грохота машины и стука колёс. Потный, весь в саже, я бодро смотрел вперёд. За моей спиной расположился целый малый народ: старики, родители с детьми, князья, дипломаты, чиновники, крестьяне, рабочие, подёнщики. Все они сроднились силой обстоятельств и все зависели от меня. Кто-то из них переговаривается меж собой, кто-то погружён в свои мысли, но каждый мысленно стремится к своей конечной станции. Но доедет ли он до своей станции, это зависит от меня, а я – только от Бога. Пассажиры и не представляют, насколько зависят от меня. Когда состав готов был уже тронуться в путь, никто не подошёл посмотреть на меня, познакомиться со мной. Никто не спросил: «А не сумасшедший ли наш машинист? Не пьян ли он? Не слеп ли он? Ведь мы доверили ему свои жизни! Он самый важный человек в этом галопирующем городе, жителями которого мы стали на некоторое время». Никому такие мысли даже не пришли в голову, и меня это несказанно радует. Меня радует, что столько народу безоглядно доверили мне свои жизни, мне – незнакомому человеку, скрытому в чреве машины. Трепеща от радости, я стал благодарить Господа:

– Боже великий и дивный! Слава Тебе и хвала, что Ты дал мне жизнь, и разум, и такую важную работу! Ты дал мне работу, которая очень похожа на Твой труд, Боже. Ведь и Ты, Господи, скрыт, невидим и неизвестен, управляешь машиной мира Духом Своим Святым. Твоя машина огромна, Твои пассажиры бессчётны. Ты – Машинист всего света. Многие, многие путники и не думают о Тебе, не вникают в тайну Твоего бытия, но с доверием садятся в Твой поезд и едут, едут. И это должно радовать Тебя, несказанно радовать. Ты знаешь, где дать отдых Твоим пассажирам, где их накормить, где и кого высадить. По правде говоря, они мало что знают о замечательной конечной станции, куда стремится Твой чудесный поезд, но с доверием садятся, с доверием едут и с доверием выходят. Они доверяют Тебе – скрытому, невидимому, непознанному! Тысячу раз благодарю Тебя и кланяюсь Тебе, Всевидящий и Всемогущий Творец мой и Машинист мой. Только на Тебя одного надеюсь я при всех опасностях, угрожающих вот этому моему поезду. Только Ты сможешь помочь мне довести его до конечной станции, не потеряв никого из моих пассажиров.

Мой юный друг, какую лучшую работу ты ищешь? Разве есть работа лучше, чем твоя? Апостол Пётр ловил рыбу, а апостол Павел плёл циновки. Подумай, насколько твоя работа важнее и интереснее, чем их, и поблагодари Провидение, доверившее тебе именно такую работу.

О ПРЕХОДЯЩЕМ

Тебе в голову пришла мысль, что «христианство обедняет мир». Негодуешь на него и хочешь вернуть языческую роскошь. Не дай Боже, чтобы твоё желание исполнилось! Ибо внешняя роскошь, как правило, бывает равна внутренней нищете. А христианство пришло, чтобы исполнить человеческие души богатством непреходящим, обогатить их Богом.

Когда человек повзрослеет, детские желания кажутся ему смешными. Так же как христианам смешна языческая роскошь. Персидские цари старались превзойти в роскоши всех: они покрывали стены своих дворцов золотом, серебром и слоновой костью. Их трапеза каждый день украшалась блюдами со всех концов их царства. Сотни певцов услаждали их слух во время трапезы и перед сном. Себя они называли царями царей и господами народов. Князья Малайских островов назвали себя владыками ветров и моря от востока до запада! Великий Могол имел титул «Победитель вселенной», а его воины именовались лучезарными и молниеносными.

Где они сейчас? Где их великолепие? Где их титулы? Прах, тлен и пепел. Так и твоя роскошь растает, богатство перейдёт в другие руки, дни жизни пролетят, силы оставят и твою могилу забросают землёй. И не поможет тебе никакое имение, даже если бы имел ты всю землю и небо, ибо небо и земля прейдут.

Но есть нечто, что останется, когда прейдут небо и земля: это праведные души, обогатившиеся при жизни истиной и добром. Не гонись за призрачными тенями, а держись вечной реальности, истины и добра, которые не преходят.

Подготовил Игорь Иванов

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий