«Машина времени» Василия Сурикова

 24 января –день рождения художника

 

Все мы с детских лет знаем историю про то, как Михайло Ломоносов отправился на учёбу в Санкт-Петербург с рыбным обозом. Но не только он! Таким же образом проделал путь из родных мест до столицы ещё один великий сын России – художник Василий Суриков.

Василий Иванович Суриков

Из Красноярска он выехал, сидя на огромном осетре, отчего сильно мёрз. Однако все дорожные тяготы позабылись, стоило 20-летнему художнику увидеть здание Академии художеств на набережной Невы! Попасть сюда было заветной мечтой многих начинающих художников, но редко у кого она сбывалась – высокими были и требования к будущим студентам, и плата за обучение. Не пришлось бы учиться в её стенах и Сурикову, если бы не помощь сибирского золотопромышленника Петра Кузнецова, оплатившего учёбу в Академии. В то время многие состоятельные люди так делали – поддерживали способных ребят из небогатых семей.

…Когда сыну исполнилось 9 лет, родители запрягли лошадку и мама повезла его из родного села Сухой Бузим в Красноярск – в художественное училище. К тому времени Вася успел убедить родных, что у него талант: в младенчестве изрисовал все стулья в доме, а в шесть лет изобразил Петра Первого, раскрасив рисунок хозяйственной синькой и соком брусники. «Надо Васе учиться», – решили отец с матерью. И вот мама привезла 9-летнего сына в училище. Жалко было оставлять свою кровиночку, а что поделаешь. Устроив в городе все дела, едет домой, глядь – какой-то мальчонка шагает по дороге. Присмотрелась – так это же Васенька, сынок! Оказалось, не понравилось Васе в городе – дисциплина в училище очень уж строга. После первых же уроков взял он свою котомку и был таков. Узнав эту историю, мама расплакалась. Загоревал и сам беглец. Поплакали-поплакали – и договорились, что Вася сейчас же поедет назад. Став взрослым, Суриков не раз приезжал на место, где произошёл тот важный разговор с матерью.

Материнский потрет Василий Суриков писал с нежностью

После окончания училища юному художнику пришлось устроиться в губернское управление писарем – отец скончался и надо было заботиться о семье. Так бы, может, и трудился там, если бы не… муха. Однажды от нечего делать нарисовал он на чистом листе муху, а его товарищи подложили листок на стол самому губернатору. Едва удержались от смеха, глядя, как тот пытается согнать с бумаги насекомое. Потрясённый «настоящестью» мухи, губернатор тут же нанял Сурикова в учителя своим дочерям, а когда художник решился поступать в Академию художеств, подыскал и мецената, готового взять на себя плату за обучение, – того самого Петра Кузнецова. Василию оставалось лишь изумляться, как милостив к нему Господь, как щедро отверзает Он руку Свою, благословляя его путь художника.

Иначе быть не могло. Суриков нужен был России. Он каким-то чудом умел видеть события сквозь века. Будто в машине времени носился по историческим временам и потом воплощал на своих полотнах то, что ему открывалось. Интересно, что будущие картины рождались в его голове внезапно, как вспышка. Однажды утром шёл по безлюдной Красной площади Москвы и вдруг ясно, во всех деталях увидел «Утро стрелецкой казни» – свою ещё не написанную картину. Вначале возник образ – горящая свеча, а вокруг него «наросло» всё остальное: площадь, запруженная народом, стрельцы в белых рубахах, с зажжёнными свечами в руках, государевы люди, готовые исполнить приказ… А знаменитое полотно «Боярыня Морозова» повилось благодаря вороне! Та всего-навсего хрипло каркнула – и художник увидел хмурый зимний день 1671 года сани, в которых везут опальную соратницу протопопа Аввакума, мальчишку, что вприпрыжку бежит рядом, блаженного, сидящего на обочине… Кто бы нам всё это показал?

Эскиз картины «Боярыня Морозова». Василий Суриков делал множество предварительных набросков и этюдов для своих работ

 

Казаки. Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком»

 

Этот самовар Суриков написал в 1876 году, когда работал над фресками для Храма Христа Спасителя. Наверно, каждое утро самовар поил его ароматным чаем

 

Портрет Миши Кончаловского, внука Сурикова (1915 г.). Мальчик тоже стал художником

 

Василий Суриков был человеком глубокой веры, и эта вера, как и любовь к родине, помогала ему находить выход из жизненных тупиков. Последними его словами были: «Я исчезаю…» Но на самом деле человек, который незадолго до кончины написал «Благовещение», не мог считать себя исчезающим. Лишь перешедшим через таинственный перевал туда, где свет и где любимые с радостью его встретят.

«Благовещение» – последняя большая работа мастера

 

«Взятие снежного городка» (1915 г.). Такую игру устраивали в последний день Масленицы. В свои детские годы художник не раз наблюдал эту лихую и опасную забаву

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий