«Машина времени» Василия Сурикова
24 января –день рождения художника
Все мы с детских лет знаем историю про то, как Михайло Ломоносов отправился на учёбу в Санкт-Петербург с рыбным обозом. Но не только он! Таким же образом проделал путь из родных мест до столицы ещё один великий сын России – художник Василий Суриков.
Из Красноярска он выехал, сидя на огромном осетре, отчего сильно мёрз. Однако все дорожные тяготы позабылись, стоило 20-летнему художнику увидеть здание Академии художеств на набережной Невы! Попасть сюда было заветной мечтой многих начинающих художников, но редко у кого она сбывалась – высокими были и требования к будущим студентам, и плата за обучение. Не пришлось бы учиться в её стенах и Сурикову, если бы не помощь сибирского золотопромышленника Петра Кузнецова, оплатившего учёбу в Академии. В то время многие состоятельные люди так делали – поддерживали способных ребят из небогатых семей.
…Когда сыну исполнилось 9 лет, родители запрягли лошадку и мама повезла его из родного села Сухой Бузим в Красноярск – в художественное училище. К тому времени Вася успел убедить родных, что у него талант: в младенчестве изрисовал все стулья в доме, а в шесть лет изобразил Петра Первого, раскрасив рисунок хозяйственной синькой и соком брусники. «Надо Васе учиться», – решили отец с матерью. И вот мама привезла 9-летнего сына в училище. Жалко было оставлять свою кровиночку, а что поделаешь. Устроив в городе все дела, едет домой, глядь – какой-то мальчонка шагает по дороге. Присмотрелась – так это же Васенька, сынок! Оказалось, не понравилось Васе в городе – дисциплина в училище очень уж строга. После первых же уроков взял он свою котомку и был таков. Узнав эту историю, мама расплакалась. Загоревал и сам беглец. Поплакали-поплакали – и договорились, что Вася сейчас же поедет назад. Став взрослым, Суриков не раз приезжал на место, где произошёл тот важный разговор с матерью.
После окончания училища юному художнику пришлось устроиться в губернское управление писарем – отец скончался и надо было заботиться о семье. Так бы, может, и трудился там, если бы не… муха. Однажды от нечего делать нарисовал он на чистом листе муху, а его товарищи подложили листок на стол самому губернатору. Едва удержались от смеха, глядя, как тот пытается согнать с бумаги насекомое. Потрясённый «настоящестью» мухи, губернатор тут же нанял Сурикова в учителя своим дочерям, а когда художник решился поступать в Академию художеств, подыскал и мецената, готового взять на себя плату за обучение, – того самого Петра Кузнецова. Василию оставалось лишь изумляться, как милостив к нему Господь, как щедро отверзает Он руку Свою, благословляя его путь художника.
Иначе быть не могло. Суриков нужен был России. Он каким-то чудом умел видеть события сквозь века. Будто в машине времени носился по историческим временам и потом воплощал на своих полотнах то, что ему открывалось. Интересно, что будущие картины рождались в его голове внезапно, как вспышка. Однажды утром шёл по безлюдной Красной площади Москвы и вдруг ясно, во всех деталях увидел «Утро стрелецкой казни» – свою ещё не написанную картину. Вначале возник образ – горящая свеча, а вокруг него «наросло» всё остальное: площадь, запруженная народом, стрельцы в белых рубахах, с зажжёнными свечами в руках, государевы люди, готовые исполнить приказ… А знаменитое полотно «Боярыня Морозова» повилось благодаря вороне! Та всего-навсего хрипло каркнула – и художник увидел хмурый зимний день 1671 года сани, в которых везут опальную соратницу протопопа Аввакума, мальчишку, что вприпрыжку бежит рядом, блаженного, сидящего на обочине… Кто бы нам всё это показал?
Василий Суриков был человеком глубокой веры, и эта вера, как и любовь к родине, помогала ему находить выход из жизненных тупиков. Последними его словами были: «Я исчезаю…» Но на самом деле человек, который незадолго до кончины написал «Благовещение», не мог считать себя исчезающим. Лишь перешедшим через таинственный перевал туда, где свет и где любимые с радостью его встретят.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий