Почему мы так говорим?

«Непутёвый»

Если кого-то называют «беспутным», сразу ясно: заблудился человек, потерял свой путь. Однако в старину на Руси путём называли не только дорогу, но ещё и должность при княжеском дворе. Путь сокольничий ведал княжеской охотой, путь ловчий – псовой, путь конюший распоряжался лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь – должность.  А о тех, кому это не удавалось, отзывались: «Экий он непутёвый!»

Похоже, на этой росписи шкатулки из села Холуй Ивановской области изображены исключительно путёвые княжеские слуги

«Лить колокола»

Когда кто-то выдумывает небылицы, похожие на правду, его могут в шутку одёрнуть: «Ну, брат, это ты заливаешь!» А вот до революции сочинителю баек сказали бы так:

«Ты, братец, колокола льёшь!» В «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится выражение «лить колокола». Это означало «сочинять и распускать вздорные вести». Что же может связывать такое серьёзное занятие, как литьё колоколов, с легкомысленными выдумками и небылицами? Дело в том, что в старые времена у колокольных дел мастеров в Москве был странный обычай: во время отливки большого колокола пускали по городу слух, похожий на правду. Верили, что, чем дальше он разнесётся, тем более звучным получится колокол. Суеверие это оказалось живучим – как видим, даже в поговорке осталось. Правда, после революции слово «колокола», как неугодное новой власти, из выражения исчезло и остался лишь глагол «заливать». Он-то и попал в «Толковый словарь русского языка» Ушакова, выпущенный перед Великой Отечественной войной, а оттуда – и в современный нам язык: «Заливать – хвастливо врать, присочинять».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий