Быв в короне, схимою увенчался
Четвёртый крестовый поход на Русь и его неожиданный итог
Светлана КУДРЯШОВА
На краю кладбища – длинная, травою обросшая плита. Говорит на ней каменная надпись, что покоится здесь… король! Невероятно. Магнус II Смек, краль Шведский: «быв в короне, и схимою увенчался».
Иван Шмелёв. «Старый Валаам»
Шведский король Магнус, имя которого означает «великий», попытался покорить Русскую землю, но закончил он свою жизнь в результате кораблекрушения схимником Валаамского монастыря под именем Григорий. В современной Швеции это не признаётся, но в этом отрицании чувствуется сильная политическая составляющая. Когда с российской стороны поступило предложение проверить ДНК схимника, покоящегося на Валааме, шведы ответили отказом, который как раз подтверждает нашу правоту. Будем надеяться, что со временем, как когда-то Магнус, они вместе с нами постараются докопаться до истины.
Три короны
Магнус, известный как король Швеции Магнус II Смек (Ласковый) и как король Норвегии Магнус VII Эриксон (в современном списке шведских королей значится как Магнус IV), находился на троне королевства 44 года и 7 месяцев – дольше любого иного шведского монарха. Именно его заслуга – отмена рабства в Швеции.
Магнус родился в 1316 году. Его отец Эрик был средним братом и соправителем шведского короля Биргера (1290–1318 гг.), его матерью была норвежская принцесса Ингеборга, имя которой означает «под защитой бога плодородия и изобилия». В 1318 году Эрик умер страшной голодной смертью в заключении, куда он был посажен вместе с младшим братом Вальдемаром по приказу возненавидевшего их короля Биргера. Нравы того времени были суровы, но уморить из-за интриг равного по статусу главу государства даже для XIV века было слишком. После такого неслыханного преступления Биргер был свергнут с престола и королём Швеции был объявлен сын Эрика – трёхлетний Магнус. В том же году, после смерти деда, норвежского короля, он занял престол в Норвегии. Пока Магнусу не исполнилось 16 лет, функции регента выполняла его мать.
В 1332 году к владениям Швеции и Норвегии присоединили датскую провинцию Сконе (юг нынешней Швеции). Обошлась эта покупка у Дании недёшево, так что король вынужден был поднять налоги. По одной из версий, именно тогда он выбрал изображение трёх корон как символ принятого титула «Король Швеции, Норвегии и Сконе». Вторая версия гласит, что Магнус принял композицию из монарших корон в 1336 году после паломничества в Кёльн, откуда он привёз священные реликвии трёх волхвов (Гаспара, Валтасара и Мельхиора), принёсших дары новорождённому Христу.
Начало правления Магнуса отмечено появлением важнейшего государственного акта – Ореховецкого мирного договора 1323 года. Королю тогда было всего семь лет (его имя писали как Магнуш). «Вечный мир», заключённый 12 августа 1323 года в крепости Орешек (Шлиссельбург) после 30 лет военных действий, разграничил земли соседних государств и урегулировал торговые отношения между Русью и Швецией. «Свеям всем из Выбора города гости не переимати», «городов не ставити на Корельской земле ни вам, ни нам», «земли и воды у новгородской Корелы не купити свеям и выборяном» – такие положения есть в этом документе. Государственная граница прошла от Финского залива по рекам Сестре и Вуоксе на север до озера Сайма и затем на северо-запад до берега Ботнического залива. По этому договору устье Невы осталось за Великим Новгородом, а три карельских погоста – Севилакшу (Саволакс, т.е. земли вокруг озера Сайма), Яскы (современный Лесогорск – часть земель за Вуоксой) и Огребу (часть Карельского перешейка с русским городом Выборгом) – пришлось уступить Швеции.
Счастливый брак
Правление Магнуса начиналось вполне благоприятно: процветала государственная и придворная жизнь. Узнав о красоте Бланки (имя означает «белая, чистая»), дочери правителя из города Намюра в Бельгии, Магнус сам отправился просить её руки. Избранница происходила по линии отца от графов Фландрии, а по линии матери – от королей Франции. Свадьба состоялась в 1335-м, а спустя год в стокгольмской церкви Святого Николая Бланка была коронована. Не сохранилось ни одного её прижизненного изображения, если не считать оттиска собственной печати королевы на документе 1346 года в виде женщины, одетой в длинное платье без пояса, со скипетром в правой руке и короной на голове.
В браке родились пятеро детей: три дочери умерли во младенчестве, выжили только два сына – Эрик (имя означает «единственный и могущественный»), будущий король Швеции, и Хакон (имя означает «высокий сын», или «избранный потомок»), будущий король Швеции и Норвегии.
Детская песенка «Скачи, скачи, беглянка», популярная в Великом княжестве Финляндском, входившем в состав Российской империи, вдохновила художника Альберта Карловича Эдельфельта на написание в 1877 году картины «Королева Бланка». На ней изображена королева, качающая на коленке младшего сына Хакона.
«Нарушив крестное целованье»
В 1348 году при подстрекательстве высшего католического духовенства король Магнус нарушил Ореховецкий договор, организовав 4-й крестовый поход на новгородские земли.
Отступим на несколько лет назад, чтобы пояснить, почему шведы решили нарушить «вечный мир».
Кроме регентши Ингеборги, при малолетнем короле Магнусе действовал совет опекунов, руководимый родственником Биргером Персоном. Его дочь Бригитта (или Биргитта) Шведская получила известность как католическая святая и основательница ордена бригитток. В 13 лет Бригитту выдали замуж за высокородного дворянина, в супружестве она родила 8 детей. Став в 1330-е годы фрейлиной королевы Бланки при шведском дворе, Бригитта пыталась влиять на решения короля, рассказывая ему о посещавших её откровениях.
Отличавшаяся с детства экзальтированностью, после смерти мужа Бригитта решила стать невестой Христовой и проводником воли Божией в мире, при этом её духовные видения усилились. У неё были хорошие отношения с архиереем города Турку, так что вскоре комиссия, назначенная архиепископом, пришла к выводу, что откровения Бригитты – воля Небес, поэтому их следует воспринимать всерьёз. Когда она получила Свыше повеление основать новый монашеский орден, то король Магнус, будучи поклонником Бригитты, повелел выделить землю в Вадстене под будущий монастырь.
В 1347 году Бригитта дала королю подробные инструкции об организации крестового похода против язычников-новгородцев (таковыми католики считали православных, не признавая их крещение): армия должна была быть небольшой и состоять из солдат, а также монахов и священников; сначала следовало предложить язычникам мир при условии принятия ими христианства; если они откажутся принять истинную веру, то можно напасть на них; после победы над язычниками их следовало либо убить, либо заставить принять католичество, а на захваченных землях построить католические храмы.
В 1348 году король Магнус организовал 4-й крестовый поход на новгородские земли. Были наняты иностранные воины, в том числе отряды немцев и датчан. Флот короля, пройдя через Варяжское (Балтийское) море и большую часть Финского залива, дошёл до Берёзового острова (у современного Приморска) и там остановился.
Действительно, король Магнус поступил так, как советовала ему Бригитта: он отправил к новгородцам дипломатов с наказом от короля: «Пошлите на съезд свои философи, а я свои, ать [пусть] поговорят про веру, и уведаем, чья будет вера лучше: оже будет ваша вера лучше, и я в вашу веру иду, а будет наша вера лучше, и вы поидите в нашу веру…» (Софийская 1-я летопись).
Владыка Василий (Калика), архиепископ Великого Новгорода и Пскова, посадник Феодор Данилович и тысяцкий Авраамий по общему совету благоразумно ответили: «Оже хощеши уведати, которая вера лучше, наша или ваша, пошли в Царьгород к патриарху, занеже мы прияли от Грек православную веру, а с тобою не спираемся [спорим] про веру; а которая обида будет промежи нас, и мы к тебе пошлём о том на съезд».
Прибыв на стоянку шведского флота у Берёзового острова, бояре во главе с Кузьмой Твердиславичем попытались вступить в переговоры, однако король прямо предъявил им ультиматум: «Обиды у меня с вами нет никакой, но поидите в мою веру; а не поидете, иду на вас со всею силою моею». После того как послы дали Магнусу отрицательный ответ, их не стали удерживать, и они поторопились вернуться в Орешек. Новгородцам стало ясно, что король не заинтересован в мире.
Начало военных действий
К этому времени в центрах трёх приморских областей новгородцами были построены сильные крепости с постоянными гарнизонами: в 1297 году в Копорье, центре Водской земли, в 1310-м в Кореле, центре Корельской земли, и в 1323-м в Орешке – центре Ижорской земли. Каменную крепость в Копорье возвели на скалистом холме, а деревянные крепости в Кореле и Орешке – на островах.
Крепость на Ореховом острове занимала лишь часть его территории, и шведам удалось расположить осадные силы на самом острове под стенами Орешка. По приказу короля небольшие отряды отправились грабить земли по обоим берегам Невы и крестить всех русских в католическую веру, брея им бороды, а отказывавшихся казнили: Магнус «начал ижору крестити в свою веру, а которые не крестятся, на тех рать пустил». При этом короля и привезённых им священников вовсе не интересовало, что ижорцы были уже давно обращены в христианство по православному обряду.
Одновременно с Ижорской землёй шведы стали покорять и Водскую землю. По мнению историка Игоря Павловича Шаскольского, ещё одна часть шведского войска была послана из-под Орешка на север, к крепости Корела, однако карелы успешно отразили удар.
Узнав, что король Магнус отправил рать на ижору, вече выслало войско под командованием бояр Никифора Лукинича, Якова Хотова, Михаила Феофилактова и с ними ещё четырёх воевод для защиты своих единоверцев. Новгородцы – около 400 человек – внезапно с кличем «Святая София!» атаковали противника на Жабце (Жабьем) поле и разбили их. Шведам был нанесён сокрушительный удар. «Избиша немец 500 в канун святых Бориса и Глеба, а иных изнимаша [захватили], и переветников [изменников] казниша, – сообщает летопись. – А бой бысть на Жабце поле». Шведы потеряли 500 человек убитыми и множество пленными. Это произошло 23 июля 1348 года.
Долгое время не знали, где находится «Жабце поле». Путём сопоставлений письменных источников, старинных и современных карт историку и археологу Ивану Стасюку удалось выяснить, что речь идёт о северо-восточной окраине Терволова в Гатчинском районе Ленинградской области.
Кстати, посёлок Терволово (прежде Воскресенское) – родина Арины Родионовны, няни Александра Сергеевича Пушкина. В здешнем Вознесенском храме венчались родители поэта. Сейчас на Жабьем поле установлен памятник, посвящённый победе новгородцев.
Разгром шведов
После шестинедельной осады Магнусу 6 августа 1348 года удалось без боя, с помощью хитрости, захватить крепость Орешек. Король обещал уйти, лишь взяв с города выкуп, поэтому защитники крепости и отворили ворота. Но рыцарь не сдержал слова, данного «язычникам». Заняв крепость, он отпустил «по своей воле» пятьсот воинов во главе с наместником, при этом захватил в плен тысяцкого Авраамия, боярина Кузьму Твердиславича и ещё восемь знатных бояр. Однако уже в середине августа король с основным войском отплыл обратно в Швецию, забрав с собой пленных и оставив в городе сильный гарнизон в 800 человек.
Захват Орешка предоставлял Швеции контроль над Невским водным путём, тем самым отрезая карелов от своего покровителя, Великого Новгорода, без поддержки которого они должны были покориться шведам, подобно тому, как раньше это были вынуждены сделать сумь и емь. Поэтому сразу после высадки шведов на острове новгородцы отправили послов в Москву, к великому князю Симеону Ивановичу Гордому, правнуку Александра Невского, с просьбой о помощи. Тот прислал небольшое войско, которое, дойдя до Новгорода и узнав о взятии шведами Орешка, покинуло город без объяснения причин.
Тогда новгородцы стали действовать сами: осенью они прошли скрытно на судах по реке Волхову в Ладожское озеро, внезапно напали на стоявший у Орешка шведский флот и разбили его. С потерей флота судьба теперь уже осаждённых в крепости шведов была предрешена: с началом зимнего ледостава шведский гарнизон стал ощущать недостаток продовольствия.
Когда после полугодовой блокады положение шведов стало критическим, русские подожгли деревянные стены крепости и 24 февраля 1349 года предприняли штурм. Шведы попытались найти спасение в каменной башне, но безрезультатно: часть шведских воинов погибла в огне, остальных новгородцы порубили или взяли в плен. «Утром во вторник взяли город, – сообщает летописец, – и немцев посекли, и иных захватили… О милосердие Божие! У такого непреступного города новгородцев было убито только 9 человек». Пленных шведов отвели в Новгород, а затем отправили к князю Симеону Гордому в Москву.
Русские не тратили время даром. Чтобы склонить короля Магнуса к подписанию мира, летом 1349 года был совершён набег в Северную Норвегию, а весной 1350 года – на Выборг: «Ходиша новгородцы воевать… и приидоша к городу к Выбору в понедельник месяца марта в 21 день, и пожгоша посад весь».
Так был сорван 4-й крестовый поход 1348–1349 годов на Русь. Из-за военной неудачи «великий» король Магнус и «сильная и возвышенная» монахиня Бригитта полностью разочаровались друг в друге. Потеряв своё неограниченное влияние на королевский двор, монахиня перебралась в Рим, где жила до самой смерти. Тело скончавшейся в 1373 году Бригитты было впоследствии перезахоронено в основанном ею монастыре в Вадстене, и уже через 18 лет после её смерти, в 1391 году, она была причислена Папой Римским к лику святых.
В начале лета 1350 года Магнус совершил новый поход в новгородские владения. Согласно шведским источникам, флот короля прибыл к устью реки Наровы (Нарвы). Однако после приближения новгородской рати корабли ушли в Финский залив и почти все погибли во время шторма. Сам Магнус едва уцелел и с остатками войска добрался до Швеции. В новгородской летописи под 1350 годом есть на сей счёт следующее сообщение: «А рать немецкая истопе [утонула] в море».
Магнус, не желая мириться с поражением, стал готовить новый поход. Он пытался ввести торговое эмбарго против Новгорода, ведя переговоры в Эстонии и Ливонии. Более того, король обратился напрямую за помощью к Папе Римскому Клименту VI. И в один день, 14 марта 1351 года, было издано шесть папских булл, адресованных прелатам Скандинавии и балтийских стран, а также Немецкому рыцарскому ордену, с призывом к «крестовому походу» против русских. В четвёртой булле, по просьбе короля Магнуса, предписывалось передать ему половину церковной десятины, собранной за предшествующие четыре года с населения Швеции и Норвегии. Но тут вмешалась рука судьбы: Швецию охватила чума, поразившая более трети (а по некоторым данным, даже до половины) населения страны.
Убедившись в безуспешности своих попыток возобновить агрессию против русских земель, шведский король вынужден был согласиться на подписание мира 8 сентября 1351 года в Дерпте (ранее Юрьев, ныне Тарту). Здесь же состоялся обмен пленными. Попытка шведского короля овладеть важнейшим русским выходом к Балтийскому морю полностью провалилась, берега Невы были возвращены Руси.
Участь неудавшегося завоевателя
Закончившийся провалом поход Магнуса на Русь ослабил его позиции внутри страны, и невзгоды полились на короля и королевство как из рога изобилия. Из-за недостатка финансов, потраченных на военные расходы, Магнус присвоил себе незаконно часть десятины, шедшей в Рим, – за что Папа пригрозил ему отлучением. К недовольному духовенству присоединились и дворяне. После того как Магнус в 1355 году передал управление Норвегией своему младшему сыну Хакону, старший сын Эрик, наследник престола Швеции, обидевшись на отца, возглавил восстание части дворян и вынудил в 1356 году Магнуса разделить королевство. Эрику достались часть Южной Швеции и Финляндия. Королева Бланка, оказавшись перед затруднительным выбором в сложившемся конфликте, предпочла поддержать мужа против сына. Семейная драма завершилась непредвиденным финалом: внезапно Эрик заболел чумой и летом 1359 года умер. Перед смертью он обвинил свою мать Бланку в отравлении. В декабре того же года скончалась жена Эрика, родив перед этим мёртвого сына. Разразилась война с Данией, в которой успех склонялся на сторону датчан. Чтобы положить конец войне, младший сын Магнуса Хакон женился на дочери Вальдемара Маргарите.
Однако вскоре после свадьбы новые удары обрушились на Магнуса: его верная супруга скончалась, а он и его сын потеряли шведский престол. Области одна за другой присягали новому королю – герцогу Альбрехту. Разгорелась гражданская война – Альбрехт победил в сражении своего низложенного дядю, Магнуса II Смека, и тот следующие 6 лет провёл в тюрьме. Освободившись в 1371 году, он всё ещё продолжал мечтать о походе на Русь, куда и отправился в конце своей жизни.
Интересная деталь, что близ Энчёпинга, где своё окончательное поражение от Альбрехта потерпел Магнус, в наше время, в 1988 году, был основан первый в Швеции женский православный монастырь в честь святой Филофеи. В 2019 году в монастыре начались строительные работы по расширению сестринского корпуса.
Могила короля Магнуса
По мнению некоторых историков, Магнус утонул 1 декабря 1374 года в результате кораблекрушения во время шторма либо у берегов Швеции, либо около Бергена в Норвегии. Ещё в XIX веке туристам показывали «могилу Магнуса» в виде нагромождения больших камней на берегу моря в Бохуслене, но позже, раскопав могилу, археологи пришли к заключению, что это захоронение бронзового века и оно более чем на тысячу лет старше короля Магнуса. Таким образом, ни в Швеции, ни в Норвегии могилы Магнуса нет.
Существует другая версия. По старинному валаамскому преданию, Магнус II Смек не оставил надежду победить русских и в 1371 (или 1374) году предпринял попытку очередного набега, выбрав целью Валаамский монастырь. Однако на Ладоге он потерпел кораблекрушение, его спутники погибли, а самого короля спасли монахи.
В благодарность Богу за спасение Магнус крестился в православие, которое прежде преследовал, принял схиму с именем Григорий и через три дня после пострига скончался. Монахи погребли его на братском кладбище.
Вот как сам Магнус описывает произошедшее с ним в завещании под названием «Рукописание», текст которого содержится в Софийской 1-й и Новгородской 4-й летописях: «Налетела буря: корабли мои и людей моих потопил ветер, а сам я очутился на дне корабельном и, уцепившись за доску, плавал три дня и три ночи. И по Божью повелению принёс меня ветер к монастырю святого Спаса в Полную реку, и сняли меня с доски монахи, и внесли меня в монастырь, и постригли меня в иноки и в схиму; сохранил меня Господь три дня и три ночи живым. А всё это – Божья кара за мою гордыню, за то, что пошёл войною на Русь, нарушив крестное целованье. И теперь приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не воюйте с Русью, если договор с ней заключили; а кто пойдёт – против того будут и огонь, и вода, чем и меня Бог казнил. А всё это сотворил Господь для моего спасения».
К концу прошлого века в самом углу древнего кладбища от надгробия Магнуса оставался лишь обломок белого мрамора с какими-то письменами, а рядом покоился белый камень с лаконичной надписью: «Схимонах Григорий († 1371 г.). Шведский король Магнус». Однако полный текст древнего надгробия зафиксирован в целом ряде книг:
«На сем месте тело погребено,
В 1371 [официально 1374] году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…
Иноками взят и в монастырь внесен,
Православным крещением просвящен;
Потом вместо царской диадимы
Облачен в монахи, удостоился схимы,
Прожив три дня, здесь скончался,
Быв в короне, и схимою увенчался».
В статье «Покаяние католического короля» («Православный Санкт-Петербург», № 7, 2004 г.) профессор Сергей Николаевич Азбелев, крупнейший специалист по новгородским летописям, утверждал, что «археологи раскапывали могилу монаха Григория, и там, на большой глубине, на самой каменной плите, были найдены останки человека, возраст которых оценивался приблизительно в семьсот лет, – то есть захоронение действительно очень древнее».
Подтверждением истинности предания о короле Магнусе можно считать чудо, о котором рассказывается в книге «Описание Валаамского монастыря и подвижников его» (СПб, 1864): «Лет 20 тому назад, в начале настоятельства игумена Дамаскина [управлял монастырём с 1839 по 1881 год], три православных финна из глубины Финляндии, из прихода Юмаландского, ближайшего к Швеции, пришли на Валаам и просили на гробнице короля Магнуса отслужить панихиду. Они свидетельствовали пред настоятелем и некоторыми бывшими у него братиями, что к этому побуждены чудесным сонным видением».
Упоминание об этом чуде встречается в книге «Валаамское слово о Валаамском монастыре», где есть важное уточнение: один из финнов рассказал, что тяжело заболел и молился о выздоровлении святым Сергию и Герману Валаамским, на помощь которых особенно уповал. И вот в сонном видении явились ему Сергий и Герман и сказали, что заступничеством короля Магнуса он будет спасён. Второй финн подтвердил его слова и добавил, что с ним в ту же ночь произошло такое же видение.
Если мы, православные, будем поминать схимонаха Григория на панихидах и будем также молиться ему о помощи в болезнях и житейских нуждах, то, несомненно, сможем на собственном опыте проверить и подтвердить истинность православной версии.
Итак, в конце своей жизни король Магнус получил исчерпывающий ответ на вопрос, чья вера правая.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий