Любовь и сон

Узнал как-то, что разводы в нашем районе составляют сто десять процентов. Удивился: как такое может быть?! Оказывается, может. Зарегистрировано десять браков, разводов – одиннадцать. Люди мучаются и бегут друг от друга. Слышу от них: «Раньше любила, а теперь разлюбила». Как-то в прямом телевизионном эфире девушка обратилась к отцу Димитрию Смирнову со словами: «Медицинские организации при ООН признали любовь болезнью. Её симптомы – навязчивые мысли, потливость и прочее. Как они смеют такое высокое чувство, как любовь, обзывать болезнью?!» Батюшка немного поразмыслил, потом ответил, что раз такие симптомы, наверное, и правда болезнь.

Худ. Марк Келлер

Мы все влюбляемся, и это хорошо – пока влюблённость подчинена воле человека. Без этого она становится демонским наваждением, причиной несчастий и даже трагедий. Помните Андрия из «Тараса Бульбы», который ради прекрасной панночки предал и отца, и брата, и товарищей, и веру православную? Любовь и влюблённость могут дополнять друг друга, но чаще они – противоположности. Любовь – это Божественное проявление духа, когда человек жертвует собой, своими интересами ради других. Христос по любви к человечеству добровольно взошёл на крест. Любовь человека к человеку тоже жертва, совершаемая подчас на протяжении всей жизни. Влюблённость же – демонское проявление через волнение плоти и крови, когда своё эго, своё «хочу» выходит на первый план. Ради этого человек готов принести в жертву всё и всех. Без помощи Божией с этим наваждением не справиться.

«Что ты можешь знать об этом, монах?» – можете вы спросить. Но прежде чем принять постриг, я много лет прожил в миру. Помню, как приехал на каникулы домой, в посёлок Палью, и зашёл в клуб, где молодёжь наряжала новогоднюю ёлку. Это был канун 1967 года. В сторонке сидела худенькая печальная девушка. Мы познакомились. Оказалось, Татьяна, так её звали, приехала по распределению после медицинского училища и ещё не освоилась у нас. Рассказала о своей трудной жизни, и мне захотелось принять участие в её судьбе, защитить от всех жизненных невзгод. Я как бы дал себе обещание сделать это и, отслужив в армии, исполнил его. Мы поженились. Переехали в Сыктывкар. Жили сначала в одном учреждении на проходной, на площади четыре квадратных метра, вместе с бабушкой жены. Вскоре удалось найти работу, где мне дали комнату – восемь метров. Для нас это были настоящие апартаменты, где вместе с нами поселилось счастье. Так потихоньку обживались.

После вечерней школы я поступил в филиал Ленинградской лесотехнической академии. Учиться было интересно, сложились хорошие отношения со студентами и преподавателями. Но вот однажды я увидел на переменке между занятиями девушку из другого факультета, которая меня потрясла, – я влюбился. Но поскольку во времена моей юности старались быть верными мужьями, друзьями, гражданами, во мне возникли два противоположных желания. Первое – подойти к возлюбленной, познакомиться, а дальше – будь что будет. И другое – сохранить верность жене и сыну. Поскольку меня грызла вина, отношение к супруге стало бережнее, внимательнее. Промучившись так четыре семестра, бросил учёбу, но прежде случилась вот какая история. Утром Татьяна спрашивает: «Кто тебе всех дороже?» Отвечаю: «Мама, сын, ты». Она повторила этот вопрос в обед, потом вечером. Спрашиваю, к чему это она. «А ты во сне звал какую-то Олю», – слышу в ответ. Меня охватил ужас. Может, я действительно увидел во сне возлюбленную? Но мы с нею, к счастью, так и не познакомились, и я не знал её имени. Стал вспоминать сон и… вспомнил! Я перед тем, наяву, поспорил с однокурсником Николаем о плавке металла. Во сне спор продолжился и я обращался к товарищу: «Коля». Жена ослышалась. Объяснил ей, вместе посмеялись. Слава Богу, молитвами мамы наваждение с влюблённостью потихоньку рассеялось.

Хорошо мы жили. Ходили в лес по грибы и ягоды, а зимой были лыжи. Интересная работа, много друзей, а значит, гостей. Я строил тогда коммунизм, увлекая за собой семью. Наша четырёхкомнатная квартира порой превращалась в прорабку и даже бытовку, где ночевали бригады монтажников по десять человек разом. Жена, даже когда была беременна третьим сыном, оставалась добровольным диспетчером второго участка нашей мехколонны, строившей высоковольтные линии электропередач по всей республике. Но ближе к девяностым, разочаровавшись в земной власти, я обратился к власти Верховной – Богу: стал ходить в церковь, искать там правду. Но Татьяне это оказалось чуждо, так что общих тем становилось всё меньше – я стал тяготить жену.

В один из воскресных дней, я помню его очень отчётливо, мы всей семьёй пошли кататься на лыжах. На берегу речки росла большая ель, под которой была настоящая пещера со стволом-колонной посередине. Там у меня был ящик, где лежали продукты, чай, котелки, кружки. Перекусили, посмеявшись над другими лыжниками, не понимавшими, откуда пахнет яичницей с салом. Когда пришли домой, нам было по-прежнему хорошо и светло, мы словно вернулись в лучшую пору своего супружества. «Давай обвенчаемся!» – предложил я. Татьяна молча встала, взяла лист бумаги и написала заявление в Народный суд: «Прошу развести нас с мужем, так как он ударился в религию и мы друг друга больше не понимаем». Мне не за что было просить у неё прощения – я не мог сказать, что пошутил, этим не шутят. Какое-то время жили вместе и я надеялся, что всё исправится, но нет – этот мир изблевал меня. Я ушёл, оставив всё, что имел.

Поначалу было очень тяжело, даже когда стал монахом: всё грызла обида за то, что со мной так обошлись, ведь всю жизнь я был предан семье, делая для неё всё, что было в моих силах. Но потихоньку Господь утешил, я вновь стал радостен. Понял, что мне не за что винить Татьяну – она неосознанно выполнила указание Бога, даровав мне свободу от семейных уз, которые я, как христианин, никогда бы сам не разорвал. Я очень благодарен ей за это. Всю жизнь выполнял обещание, данное в молодости: защищать её от земных невзгод. Теперь выполняю другое послушание, данное Богом: пекусь о спасении души моей супруги, о вечной блаженной жизни для неё. Слава Богу, она снова мне сейчас роднее родной. Наверное, это и есть любовь.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий