«Меня оставили жить»
«Чуден Днепр при тихой погоде… Редкая птица долетит до середины Днепра!» – учили все мы в школе эти слова классика. Помнил их, конечно же, и рыжий долговязый паренёк, совсем ещё мальчишка, который шёл сейчас вброд через Днепр под пулями. Юному красноармейцу нужно было передать важные донесения в штаб командования, который находился на островке посредине Днепра – как раз там, куда «редкая птица долетит».
Не чуден был в этот час Днепр, а страшен. Кругом грохотали разрывы снарядов, свистели пули. Обернулся солдат – товарища, что с ним шёл, убило, да и накануне двое посыльных погибли, переходя реку… А рядовому Смоктуновичу повезло – дошёл невредимым. Сослуживцы после этого стали считать его счастливчиком.
И правда, бывали в его солдатской судьбе моменты, когда совершенно необъяснимым образом он оставался жив. Чего стоит случай, когда он, убегая из немецкого плена, спрятался под мостом и на него едва не наткнулся гитлеровский офицер! Не дойдя пары шагов до русского, немец вдруг поскользнулся и упал, а пока вставал да отряхивался, забыл посмотреть по сторонам и не заметил притаившегося солдата. Пехотинец Смоктунович дошёл до Берлина и хоть не раз бывал в тяжёлых боях и хлебнул лиха, смертоносные пули и осколки его словно обходили стороной. Через много лет он напишет книгу о войне, а эпиграфом будут слова: «Меня оставили жить». Он твёрдо знал, Кто оставил его жить. И даже знал за что. Тот случай из детства запомнился на всю жизнь. И, уже будучи прославленным актёром, легендой нашего театра и кино, которого весь мир знает как Иннокентия Смоктуновского, бывший солдат вспоминал об этом так:
«До войны я жил у тётки. В какой-то праздник она дала мне тридцать рублей: “Пойди в церковь, отдай на храм”. Тридцать рублей! А мороженое, которое я так любил, стоило двадцать копеек. На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Нет, не отдам я тридцать рублей каким-то тётям и дядям в храме. И с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашёл внутрь. Там было так красиво, я стоял весь разомлевший. А потом легко подошёл к служителю и сказал: “Возьмите на храм, возьмите, пожалуйста”. И вот сейчас я убеждён, что это Господь меня испытывал. С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен… Он, наверное, берёг меня для каких-то маленьких моих свершений».
«Маленькие свершения» – это гениально сыгранные в театре роли царя Фёдора и князя Мышкина, это записанная в 80-е годы грампластинка «Библия для детей», это поступки актёра. Достойный поступок ведь тоже может считаться «маленьким свершением». Например, такой. Однажды, в 90-х годах, к Смоктуновскому пожаловала целая делегация с предложением подписать письмо деятелей культуры – речь в нём шла о том, чтобы не отдавать обратно Церкви здание студенческого театра, где когда-то был студенческий храм при МГУ. Под письмом уже стояли подписи многих знаменитых актёров. Но Смоктуновский повёл себя странно. «Скажите, – спросил он непрошеных гостей, – какую я сделал в своей жизни подлость и чем дал вам повод подумать, что я подпишу письмо против Церкви?»
А ещё близкие ему люди вспоминают такой случай. Как-то Иннокентий Михайлович разговорился на улице со знакомым священником из недавно открытого храма. Батюшка посетовал, что очень мало в церкви икон. И тогда актёр подарил храму большой старинный образ Святителя Николая. У него было много икон, но ту он особенно любил. Иннокентия Михайловича уже нет на свете, а его дочь Мария приходит на службу в тот храм и стоит возле «папиной» иконы…
Он никогда не хлопотал о себе. А медаль «За отвагу», которой наградили его за тот переход через Днепр, нашла героя только через 59 лет, и только потому, что друзья разыскали документы в архиве и нашли саму медаль, затерявшуюся где-то. И вручили Смоктуновскому на сцене, после спектакля. Люди аплодировали стоя – великому артисту и солдату Великой Отечественной.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий