Вечный огонь

9 мая Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к Вечному огню на Поклонной горе, возгласив «Вечную память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим». Затеплено это пламя было десять лет назад от частички, принесённой с могилы Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремля.

И вновь вспыхнули споры среди православных, является ли Вечный огонь языческим или советским символом. Девять лет назад многие СМИ обошла новость: «РПЦ назвала Вечный огонь языческим символом». Редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин заявил тогда, что «огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия. Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале». Чапнина поддержал и тогдашний пресс-секретарь Патриархии прот. Владимир Вигилянский. Но была ли это позиция всей полноты церковной? Мы хорошо это видим по действиям Патриарха и других иерархов нашей Церкви.

Проверим, насколько их мнение соответствует фактической стороне дела. Во-первых, символ это не советский – Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата был впервые зажжён в Париже в 1919-м. Во-вторых, символ не только языческий. Скажем, поклонение Богу в виде огня в зороастризме изначально носило строго монотеистический характер, не имевший ничего общего с язычеством. В огне видели именно Бога и никого другого.

Но зороастрийцы нам, конечно, не указ, поэтому обратимся к Священному Писанию. Согласно книге Левит, гл. 6, огонь на жертвеннике всесожжения в Иерусалимском храме должен был гореть постоянно: священникам нельзя было допускать его угасания, так как он служил символом непрестанного Божьего присутствия. Другое свойство – очищение. Елеазар велел: «Золото, серебро, медь, железо, олово и свинец, и всё, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось» (Чис. 31, 22–23). А таким увидел Бога Иезекииль: «Я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез. 1, 27).

Нельзя отрицать ни того, что огонь в своих ритуалах использовали язычники, и ни того, что огонь в Писании не только очищает, но и пожирает нечестивцев. Даже ребёнку известны два свойства огня: будучи даром Божиим, он согревает, освещает, на нём мы готовим пищу, но он же может быть и источником бед и страданий. Для каждого он свой.

Это в полной мере относится и к Вечному огню. Тот случай, когда каждый видит своё, а в канонах на этот счёт ни слова. Для кого-то – языческий символ. Для других – «огромная газовая горелка, в пламени которой ежесуточно сгорает от 150 до 300 кубометров газа – деньги». И, наконец, для большинства россиян – святыня, символ памяти о погибших соотечественниках. Не стоит им приписывать что-то другое, впадая в грех осуждения.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий