Почему рыба плавает?

Дорогие ребята, на «взрослых» страницах сегодняшнего выпуска вы найдёте интересную сказку о любознательной рыбке, которая из родных верхних вод моря решила спуститься на самое дно. Своей любознательностью она заразила и нас, вот мы и задумались: а почему рыбы плавают? Вопрос не так прост, как кажется. Может быть, потому, что они легче воды? Но тогда почему вода не выталкивает их на поверхность?

А как плавают «тяжеловесы»? Дельфины, морские черепахи, кальмары – никто из них не тонет. Мало того, многие из них – превосходные пловцы.

Оказывается, на эти вопросы полвека назад нашёл ответ учёный-ихтиолог из Севастополя Юрий Алеев. Он потратил немало времени, пытаясь понять, почему же не тонут те морские животные, которые тяжелее воды. И опытов поставил немало. Например, такой. Из дерева изготовили модель панциря большой морской черепахи, утяжелили её грузами до полутора центнеров – ровно столько весит живая черепаха. Попав на воду, это тяжёлое сооружение, конечно же, пошло ко дну. Но вот её зацепили тросом, катер потянул модель за собой – и она всплыла. Учёный поразился: ведь если бы вместо деревянной черепахи к верёвке привязали камень, разве он всплыл бы? В чём же дело?

Раздумья продолжались до тех пор, пока учёный не заметил одну вещь: форма панциря черепахи очень похожа на форму крыла большого тяжёлого самолёта, стало быть, это и помогает черепахе плавать на любой глубине.

И действительно. Сверху крыло более выпуклое, чем снизу. Воздушный поток, летящий навстречу, движется над выпуклой частью быстрее, а под крылом – медленнее. Возникает разница давлений, которая поддерживает крылья летательного аппарата.

Крыло самолёта подсказало учёному ответ

То же самое происходит, когда плывёт морская черепаха с её внушительным весом. Черепаший панцирь «сконструирован» таким образом, чтобы она могла плыть и не тонула.

Но как быть с теми морскими животными, которые легче воды, – китами, кашалотами? Казалось бы, они должны плавать только на поверхности морей и океанов. Но нет – эти животные способны нырять на большую глубину, причём остаются там надолго. Как им это удаётся, ведь вода всё время стремится вытолкнуть их наверх? Чтобы ответить на этот вопрос, Юрий Глебович с помощниками смастерили из дерева модель китёнка и точно так же, как модель черепахи, «прокатили» за катером. Произошло обратное: вначале деревянный китёнок свободно держался на воде, а как только его взяли на буксир, нырнул и продолжал плыть за буксиром на небольшой глубине.

И снова выручило крыло самолёта! Оказалось, что его форма совпадает и с формой кита, только теперь крыло как бы перевёрнуто – выпуклая часть у него внизу. Благодаря этому, если случится на морской глубине что-то неладное с китом и он перестанет двигаться, вода тут же вынесет его на поверхность, словно пробку. Потому что кит должен вдохнуть воздух – он ведь млекопитающее и дышит лёгкими. Вот как заботливо предусмотрено всё Творцом!

Форма панциря морской черепахи совпадает с крылом самолёта в разрезе…

…а форма кита – с формой перевёрнутого крыла самолёта в разрезе

Так с помощью самолётного крыла наш учёный Ю.Г. Алеев вывел формулу рыбьей плавучести: если животное тяжелее воды, спина у него должна быть более выпуклой, чем живот, – и наоборот. Но если мы вспомним, что самолёты люди построили, изучая полёт птиц, которых создал Господь, то, в сущности, это история о том, как человек постигает Божьи законы мироздания.

Ихтиолог Юрий Глебович Алеев готовится проводить новый опыт

(По материалам журнала «Юный натуралист», 1970 г.)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий