Как Владыка Василий разведчикам помог
Скоро мы, ребята, будем отмечать один из самых больших праздников – Троицын день. В народе его называют «зелёной Троицей». А вот если вы окажетесь в славном городе Твери, местные жители с гордостью покажут вам Белую Троицу. Так зовётся здесь древний кафедральный собор Троицы Живоначальной. Выстроил его в 1564 году московский купец Гаврила Андреевич Тушинский, о чём гласит уцелевшая до наших дней надпись на западной стене. А Белой Троицей храм называют потому, что его купола и кровлю древние строители покрыли черепицей белого цвета, отчего он даже летом казался как бы присыпанным снегом.
За века его облик изменился, и купола уже не белые, но Белой Троицей зовут собор по-прежнему. Тверичи очень любят Белую Троицу. Этот храм никогда не закрывался, даже в годы самых сильных гонений на веру. Только один раз ненадолго церковь закрыли – в войну, после того как её осквернили хозяйничавшие в городе немецкие оккупанты.
И именно здесь, под сводами Троицкого храма Твери, в 1941-м случились события, которые потом вошли в историю Великой Отечественной как блестяще проведённая разведывательная операция под кодовым названием «Послушники». А дело было так. Когда враг стоял на подступах к Твери (тогда город назывался Калинин), в районный военкомат пришёл с просьбой отправить его на фронт статный белобородый человек… в рясе священника. Это был епископ Калининский Василий (Ратмиров). Он понимал, что немцы войдут в город, и не хотел оставаться служить при них, вот и просился на передовую – ведь оказаться полезным на фронте можно и не беря в руки оружие (священникам это запрещено церковным Уставом).
Владыке, конечно, в просьбе отказали из-за солидного возраста. Но зато предложили послужить Родине по-другому: укрыть в своём храме под видом послушников двух офицеров разведки. Епископ Василий не сразу ответил. Долго расспрашивал: что за люди? чем будут заниматься? не осквернят ли храм кровопролитием? И лишь когда его успокоили, что разведчики будут собирать сведения о противнике, его передвижении и планах, владыка согласился. Познакомился с «послушниками». Один из них – Иван Михеев – ему понравился: серьёзный, почтительный. А вот второй вёл себя развязно. Хотя это не мешало ему быть превосходным радистом. Вскоре пришлось его «отсеять», и вот почему. Разведчикам, чтобы не вызвать ни у кого подозрений, нужно было пройти хорошую церковную выучку – научиться читать по-церковнославянски, знать ход службы. Учителем их был сам владыка Василий. И когда он спросил радиста, выучил ли тот молитву «Отче наш», радист бойко ответил: «Отче наш, блины мажь. Иже еси – блины на стол неси…» «Хватит, – строго остановил святотатца епископ. – Считайте себя свободным». Вместо легкомысленного радиста прислали другого разведчика. Так у епископа Василия появились два помощника – Михась и Васько (за этими прозвищами скрывались офицеры разведки Михеев и Иванов).
Вскоре город заняли немцы. Они начали наводить свои порядки, беспощадно карая местных жителей за малейшее неповиновение.
Владыка Василий и его «послушники» ежечасно ходили по лезвию ножа, но офицеры отлично справлялись со своим заданием. Иван Михеев опасался, что его, как молодого парня призывного возраста, немцы заподозрят: почему не на фронте? И тогда он придумал притвориться больным: когда в храме был народ, упал на пол, изобразив приступ эпилепсии. «Знали бы люди, чего мне это стоило! – рассказывал Иван Иванович после войны эту историю. – Кто-то принёс ведро воды и вылил на меня. Среди прихожан оказалась женщина-врач, служившая секретарём у немецкого бургомистра, она прощупала пульс. Он оказался очень учащённым. Я так настроил себя, что и докторша поверила. С тех пор все наши прихожане знали, что я больной и освобождён от армии».
А епископа Василия разведчики тепло вспоминали до конца жизни: «Не словом, а делом доказал свой патриотизм и верность Родине в годы войны. Человек исключительного благородства и верности своему долгу».
У этой истории счастливый конец. Никто из её героев не был схвачен немцами, все дожили до Победы. За свой подвиг епископ Василий был рукоположён в сан архиепископа. Сталин за выполнение важного разведзадания приказал наградить владыку золотыми часами и медалью. «Послушники» же его получили боевые ордена.
Но разведчик Иван Иванович Михеев, войдя по долгу военной службы под своды храма, получил самую дорогую награду – глубокую веру в Бога. По свидетельству знавших его людей, она осталась с ним до конца жизни.
Вот такая история, ребята!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий