Торжество православия

Рубрика • Отечество •

Крещение Руси.

Торжество православия! Слова ослепительные, вдохновенные, победные…

– Да где оно – это православие, о каком торжестве можно говорить? – возмущался как-то один мой случайный знакомый. – Глянь кругом-то: спились совсем, проворовались, убийство стало фактом обыденным даже для правителей страны, не говорю уж о прочих. Торжество торгашества, а не православия. А ведь именно эти люди при всяких там социологических опросах называют себя православными! Думают, покрестились, и всё… Где-то в прошлом, можно еще согласиться, это торжество было, хотя за него и отдано столько жизней наших предков, что невольно задумаешься: не слишком ли дорого мы за него заплатили? Раз сегодня ничего не осталось, только полное безверие торжествует…

– А сам-то ты в Бога веруешь? – поинтересовался я.

– Не знаю. Может, и верю – в душе, а может, нет. Но если хочешь, можешь записать меня в атеисты – от меня не убудет. Да ты посмотри на «ваших» – церковный мир. Даже христиане между собой все перегрызлись: одни одно говорят, другие их обвиняют… Что, не так? – пристально посмотрел на меня собеседник.

– Так-то оно так, да ты мне скажи лучше: тебе-то что от этих распрей? Ежели в большом доме на много семей повздорили два соседа, что, дом в этом виноват? Или будешь говорить: этот дом не мой, потому что в нем ругаются соседи?..

– Вот как ты повернул. Только чего ж ты о соседях заговорил? – ведь в Церкви, говорят, все братья?..

– Верно, братья. И семья христианская, если вдуматься, одна. Только вот некоторые дети в этой семье решили вдруг, что «предки» их очень уж стали несовременны, и начали жить по-своему. Забрали свою «долю», отгородились, стали сочинять свою религию, чтобы как-то оправдать в глазах ближних свое поведение, чтобы доказать «право» не почитать родителей. Мать-то сразу отвергли: дескать, простовата, стара. С отцом потруднее – но и против него стали говорить, его слова перетолковывать на свой лад. Да. А мать эта – Церковь Православная. Отец – Бог. Отец наш небесный.

А детки иные – это те самые, о которых ты говоришь, что они «перегрызлись». Перегрызешься тут: ведь теперь у каждого брата своя правда вдруг образовалась, приходится изо всех сил доказывать, что эта правда доморощенная «правдивей» всех прочих… А дом что ж? Забрали из него «своё» сектанты, набезобразничав, ушли в атеисты другие (и это, знаем, в истории было). Обеднел дом, порушился? Ничуть. Только просторнее стало, да на каждого из оставшихся легло больше трудов по обустраиванию этого самого дома…

Этот разговор вспомнился мне за чтением заявления, которое занесла на днях в редакцию жительница п. Максаковка, что под Сыктывкаром. Пишет: «Мои дети все, крещенные в православной церкви. Но мой сын связался с баптисткой и не может жить с нами. Меня он называет колдуньей, потому что я иногда беру освященную в церкви воду и брызгаю ею коридор и комнату. Один раз стала кропить коридор, и меня увидел сосед…»

Дальше, как рассказала женщина, она была всячески обругана и даже избита. Ей стучали в дверь и грозили убить.

«Колдунья»… Можно подумать, что эти соседи не имеют представления об учении Православной Церкви. Но это не так. Они, видите ли, его не признают, их секты с центрами за рубежом учат иначе… В той же Максаковке, в помещении музыкальной (государственной!) школы, удобно разместилась секта так называемой “Новоапостольской церкви” и учит наших соотечественников, преимущественно немецкого происхождения, как жить, во что веровать. Куда уж тут до торжества православия, когда на родной земле, на Руси тысячелетние традиции и святыни Русской Церкви подвергаются поношению…

Еще в годы перестройки, во время празднования Тысячелетия Крещения Руси, довелось мне беседовать с одной сектанткой. Она сокрушалась: «Православная Церковь скоро восторжествует в Советском Союзе, станет официальной, начнут нас преследовать, не дадут нам подняться».

Прошли годы. Секта, к коей принадлежала эта женщина, выстроила себе просторный молельный дом («храм»), купила уйму времени на телевидении, на десятки миллионов получила гуманитарной помощи, а вместе с ней заполучила и полные залы слушателей «благой вести из Америки», руководитель же секты одним из первых в городе стал разъезжать на шикарном зарубежном лимузине…

Перечисляешь все эти достижения, и с каждым словом очевиднее стаёт, что не в этом заключается торжество веры. Не в массовке, не в материальном процветании. Все это было бы торжеством какой-нибудь политической партии или фирмы. Но торжествуем мы ежегодно не о том, что осязаемо и видимо, но о том, что вот прошел еще год, а истина спасения, от начала данная нашей Церкви, сохранена средь холодности мира в ее богослужении, в таинствах, в догматах.

Скажут, что многие, называющие себя православными, церковной жизнью не живут и не знают ни догматов, ни таинств. Верно. Но вспомним евангельского Симона Киринеянина, возвращавшегося после трудов со своего поля. Наверняка его мысли были заняты видами на будущий урожай, предстоящей трапезой дома и т.п. – чем угодно, только не совершающейся в это время в Иерусалиме казнью Христа. Скорее всего, и о Христе Иисусе имел он мало понятия. И вот он проходит мимо процессии из стражников и осужденных на казнь, его останавливают, взваливают на него тяжелое древо креста, под ношей которого изнемог Христос, и заставляют нести его на Голгофу. И он, не очень-то понимая, за что его «наказали», несет тяжесть, идет за Христом. Но ведь ничто не происходит без промышления Божия, и крест этот ему вручен был уже только за то, что Симон – израильтянин, дитя народа богоизбранного, народа, о котором Господь устроил Своё особоё попечение.

Так и православный народ наш несет свой тяжелый крест на Голгофу, за Христом, порой не понимая, за что на него взвалена провидением эта ноша, участвуя тем самым в Его страстях и в Его грядущем Воскресении. Да потому это так, что свободно принят был Христос народом нашим много веков назад, и избрал этот народ Господь – и поучает, и наказует, и спасает.

В том-то и состоит главное торжество православных, что Господь не оставил – хранит их и Церковь Свою, дарует им благодать, дает им участвовать в Его страданиях. И верим, даст участвовать в грядущем торжестве. Недаром в православии Церковь торжествующая – это Церковь небесная, а земная Церковь – она воинствующая.

И. ВЛАДИМИРОВ (Игорь Иванов)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий