25 Фактов об Александре Невском

Два года – 2020-й (по традиционной историографии) и 2021-й (по новой) – Россия отмечает 800-летие князя Александра Невского

 

  •  Александр был вторым сыном в семье. Ему не исполнилось ещё и пяти лет, когда в Спасо-Преображенском соборе епископ Симон постриг его в княжение. Впоследствии Ярослав привёз сына в Новгород вместе с женой и воспитателями. Поселились они на Рюриковом Городище, в 3 км от города.
  •  В 1236 году Ярослав отправился из Новгорода на великое княжение в Киев. А в Новгороде, собрав вече, посадил вместо себя своего старшего сына Александра. Ярослав был вызван в Орду и отравлен там 30 сентября 1246 года. В 1247 году после смерти отца Александру в правление достался Киев и «вся земля Русская». Киев на то время был разорён татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.
  •  В 1239 году Александр венчался в Торопце с 16-летней княжной Александрой Брячиславной Полоцкой. «Борони Русь, сыне, помни, что скоро пожалуют гости незваные, латинские!» – такими словами заканчивалась отцовская благословенная грамота Александру на брак.
  •  За свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. В 1240 г. в 20-летнем возрасте победил шведов в Невской битве (за что получил прозвище Невский), через два года в Ледовом побоище на Чудском озере разбил ливонских рыцарей. В некоторых летописях он упоминается под прозвищем Храбрый. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.
  •  Александр уважительно относился к противнику. В 1253 году ливонские немцы, нарушив договор, заключённый 10 лет назад, были вновь разбиты под Псковом. Князь Александр Ярославич лично встретился в Новгороде с магистром Андреасом фон Стирландом и заключил «Докончание», согласно которому обе стороны обязались забыть о прошлом, торговать друг с другом, а князь Александр пообещал построить в Пскове католическую церковь для иноземного купечества.
  •  В 1238 году Папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальц подписали секретный договор об организации крестового похода в земли ижорян, вожан, карел и русских. Несмотря на разгром в Ледовом побоище, в 1256 г. Папа Александр IV дал своих епископов войскам шведов и эстонских датчан во главе с рыцарем фон Кивелем, дабы они крестили русских в католичество. Они начали строить крепость на реке Нарове – там, где позднее возникли города Ивангород и Нарва. Узнав, что Александр двинулся на Нарову, рыцари испугались и, бросив недостроенный город, уплыли за море. Александр Невский приказал срыть все укрепления на Нарове. Запомнили Ледовое побоище!
  •  В 1252 году во Владимир послы от Римского Папы Иннокентия IV привезли послание «герцогу Суздальскому», то есть Александру. Папа предложил ему познакомиться с латинским учением, заявив, что великий Ярослав, отец Александра, якобы дал слово одному католическому монаху принять латинскую веру и сделал бы это, если бы не скончался внезапно в Орде. Папа настаивал, что если Александр любит отца, то просто обязан перейти в веру Римской Церкви. Князь Александр поблагодарил послов, пообещав, что скоро даст ответ. После совета с митрополитом Кириллом и боярами ответ был составлен: «От вас учения не приемлем».
  •  У великого князя Александра было четыре сына и дочь: Василий, Димитрий, Андрей, Даниил и Евдокия. Князья Димитрий и Андрей ожесточённо боролись друг с другом за власть и богатство, позоря отца, не берегли людей русских, предавая их татарам. «Никто из князей Мономахова рода не сделал столько зла отечеству, как сей недостойный сын Невского, погребённый в Волжском Городце, далеко от священного праха родителя», – написал Карамзин о князе Андрее Городецком. Зато младший Даниил, первый князь Московский, вошёл в историю как святой. Евдокия – местночтимая владимирская святая.
  •  Александр был первым правителем Руси, поставившим «сбережение народа» основой своей политики. В отношениях с татаро-монголами он проявлял покорность и, не скупясь, платил дань. Благодаря такой политике он смог освободить Русь от обязательств предоставлять Орде войска для военных походов и избавил страну от татаро-монгольских набегов. «Жизнь братий гибнет, а вы жалеете золота и серебра! – обращался он к новгородскому вече. – Смиримся, укрепимся Богом и Святой Софией, верою и единодушием, покорностью и смирением!»
  •  Систему дани для монголо-татар разработал в 1230-е годы китаец, советник Чингисхана Елей Чу-цзы. Именно с её введением на Руси началось настоящее иго. После переписи людей подушная одинаковая подать накладывалась на всех независимо от доходов, поэтому по бедным она била особо. Долги можно было перекупить – так человек фактически попадал в рабство. В 1262 году русские люди восстали на откупщиков, которые творили «великую пагубу» и «лютое томление». Возможно, скрытно Александр поддерживал противостояние Орде в народе. Так, устюжский летописец прямо свидетельствует об этом: «Приде на Устюг грамота от великого князя Александра Ярославича, что татар бити». Грамота эта, видимо, читалась на вече, так как о ней услышала наложница Мария и посоветовала Багую (татарскому баскаку в Устюге) поскорее прийти на вече и покаяться, что того и спасло.
  •  Дважды Александр посылал с епископом Ростовским Кириллом одному из коварнейших ханов Берке подарки и серебро для выкупа пленных. Направил также грамоту с просьбой открыть православную епархию в Сарае для русских пленников. Берке согласился, хотя был первым ордынским ханом, принявшим ислам. Сарайскую (впоследствии Крутицкую) епархию, включавшую земли на Дону и его притоках, возглавил в 1261 году епископ Сарский и Подонский Митрофан. Он построил в Сарае первый православный храм, где крестил в том числе и татар. Хан дал иерархам Русской Церкви особый ярлык, в котором говорилось: «Кто будет хулить веру русскую или ругаться над нею и ничем не извинится, пусть тот умрёт злою смертью».
  •  За свою жизнь князь четыре раза посещал Орду для переговоров с татарами. Александр владел монгольским языком и не раз беседовал с ханом. Во время четвёртого визита Александру удалось отговорить хана Берке брать рекрутов на Руси для похода на Азербайджан – на войну с ильханом Хулагу, а использовать своё 300-тысячное войско. Тот послушал Александра и победил. Но в том же 1263-м отравил Александра.
  •  По пути на родину из Орды Александр в Городце занемог и принял постриг с именем Алексий. Перед смертью он приложился к чудотворной иконе, причастился Святых Таин и тихо преставился под утро 14 ноября 1263 года. Ему было 42 года. Похороны прошли во Владимирском Рождественском монастыре, который до середины XVI века был первым по рангу среди монастырей Московской Руси, «архимандритьей великой».
  •  Когда митрополит и его эконом Севастьян во время отпевания подошли к стоявшему в центре храма гробу, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука святого князя согнулась, затем разжалась и взяла грамоту, после чего снова сжалась. Присутствующих в храме объял ужас.
  •  «Тако прослави Бог угодника своего, иже много трудися за Новгород и за Псков, и за всю землю Русскую живот свой отдавая», – записано в новгородской летописи под 1263 годом. Для местной канонизации было необходимо, во-первых, свидетельство о нетлении мощей. Это подтверждалось его сохранностью в течение девяти дней пути от Городца до Владимира и вплоть до самого погребения. Во-вторых, чудеса от мощей. Митрополит и эконом засвидетельствовали чудо с духовной грамотой при отпевании. В-третьих, описание его праведной жизни, о чём могли свидетельствовать его дела и принятие монашества перед смертью.
  •  В начале сентября 1380 г. спавший в притворе церкви пономарь Иван внезапно проснулся от яркого света и увидел свечи, зажёгшиеся сами собою, и двух старцев, которые обратились к святому Александру Невскому со следующими словами: «О господине Александре! Восстани и ускори на помощь правнуку своему великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменник!» Это были святые Борис и Глеб. Вместе с восставшим из гроба Александром они поспешили на помощь князю Димитрию Донскому на Куликово поле. Иноки обители приступили к гробнице и обнаружили нетленные мощи Александра Невского под спудом. Игумен распорядился положить мощи в открытую гробницу. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», св. Димитрий до сражения и во время его на поле Куликовом часто вспоминал о своём небесном покровителе Александре Невском.
  •  Иван Грозный повелел святителю Макарию прославить Александра как общерусского святого. Московский Собор 1547 года официально канонизировал князя, установив ему празднование 23 ноября. В 1551-м Иван IV, направляясь на войну с Казанью, провёл целую неделю во Владимире и получил у гробницы святого князя исцеление больной руки от мира, истекавшего из «скважни».
  •  В феврале 1722 г. архимандрит Александро-Невского монастыря Феодосий отправился во Владимир, где вместе с архимандритом Рождественского монастыря Сергием освидетельствовал мощи святого князя. 29 мая 1723 года последовал указ императора Петра о перенесении мощей святого Александра Невского из Владимира в Петербург. Некоторое время мощи хранились в Шлиссельбургской крепости, а 30 августа 1724 г., в годовщину заключения со шведами Ништадтского мира, их торжественно встретил Пётр I, выехав на галере к устью Ижоры. Он помог перенести ковчег с мощами с корабля, сам сел за руль, а сенаторов и сановников посадил за вёсла. Император лично участвовал в перенесении ковчега на берег. Пётр также переносил мощи в придел верхней Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря. Церковное празднование блгв. князю Александру было перенесено с 23 ноября на 30 августа (по новому стилю – 12 сентября). При императоре Петре II празднование 30 августа было отменено, а при Анне Иоанновне восстановлено.
  •  Вдова Петра I императрица Екатерина I учредила в 1725 году орден Святого Александра Невского – красный крест, имеющий в промежутке четырёх двуглавых орлов, а в середине изображение св. Александра на коне; орденский девиз – «За труды и Отечество!». Дочь Петра I императрица Елизавета учредила ежегодный крестный ход кавалеров, награждённых орденом, 30 августа по Невскому проспекту от Казанского собора до Александро-Невской лавры (осуществлялся до 1916 г., возобновлён в 1989-м).
  •  Во время пожара 23 мая 1491 года мощи святого князя обгорели, но благодаря тому, что хранились в каменном саркофаге, не были полностью уничтожены. Сейчас они представляют из себя набор разнородных костей – голени и предплечья, рёбер, черепа и др., а также пепла и фрагментов монашеской мантии. Мощи лежат в кипарисовом ларце. С 1790 по 1922 год мощи находились в раке в Троицком соборе лавры, а затем новые власти изъяли их и передали в Музей истории религии и атеизма. В мае 1988 года мощи возвратили Церкви.
  •  Основной источник информации о кн. Александре – «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» XIII века. Ныне существует 20 редакций Жития Александра Невского и ещё одна старообрядческая.
  • До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета князя. Его описывали как высокорослого, русого, с вьющимися волосами, «глас его – акы труба в народе». В конце XIV века во Владимире была написана первая надгробная поясная икона святого Александра, изображающая его в образе схимника, в монашеском куколе и в мантии.

Преподобный Александр Невский со сценами жития. Икона XIX века. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Незадолго до переноса мощей в Санкт-Петербург Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, а в великокняжеских одеждах. В титул святого было добавлено слово «великий».

  •  В честь Александра Невского был назван Александр Суворов, который тоже стал великим полководцем.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий