Долг человека

В колядке поётся: «Звезда ясна над вертепом на весь мир засияла. Пастушки с ягнятком перед тем Дитятком на коленца припадают, Царя Бога восхваляют». С ягнёнком!

В Рождественский сочельник 2013 года добрая традиция устроения вертепов в России возле храмов обогатилась: около Софийского собора Царского Села появился «живой» вертеп. К традиционным изображениям фигурок Богомладенца, Божией Матери, Иосифа и волхвов добавились бараны, овцы, кролики, коза и телёнок, выращенные в подсобном хозяйстве собора. Как сказал тогда настоятель прот. Геннадий Зверев, «бессловесные твари Божии, как и всё живое на земле, говорят сердцу о том, что “всякое дыхание да хвалит Господа”». Покормить их яблоком или морковкой стало любимым занятием детишек – к вертепу было не подобраться. Для животных праздник стал днём обжорств: в конце концов, они наелись и перестали подходить к ограждению. На следующий год «живой» вертеп с тремя овечками освятил у Спасского собора Пятигорска местный архиерей. С тех пор традиция зашагала по стране – в 2016 г., например, загончик с животными был и у вертепа Высоко-Петровского мужского монастыря в Москве.

Такие вертепы иллюстрируют один из важнейших христианских принципов отношения к животным: они должны служить Богу через человека. То есть в глазах Божиих зверюшки ценны сами по себе, как и люди. А не только как приложение к хозяину. Но не знаю, что ждёт «живые» вертепы в следующем году. С 1 января вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными», принятый год назад, – он запрещает деткам трогать животных.

Сами принципы обращения с животными в статье 4 задекларированы вполне в духе христианства: отношение к ним как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственность человека за их судьбы; воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным. Но гладко, как всегда, на бумаге…

На днях жители Улан-Удэ стали сообщать о лежащих на улицах трупах собак. Вроде как видели машины, которые кружили по городу и, предположительно, разбрасывали отраву. Подобные же сообщения в декабре поступали из Таганрога. Отматываю информационную ленту назад. 18 ноября в Таганроге стая бродячих собак разорвала переднюю часть автомобиля. Как это возможно? Ищу подробности – и вот они: пытаясь достать из-под капота кошку, псы порвали бампер, исцарапали оба крыла, выгрызли фару и датчик АБС. Может, потравы – дело рук этого пострадавшего? Вот уже год, как отстрел одичавших собак запрещён, так что теперь в ход идут вот такие «народные» методы борьбы со стаями.

29 ноября в Перми трое детей катались с горки, когда на них напала стая бездомных собак. За жизнь одного из мальчиков сейчас борются врачи. В ноябре в этот район восемь раз выезжала бригада по отлову собак, но поймать удалось только трёх. За 2019 год удалось забрать с улиц города-миллионника 2,3 тыс. собак, при этом потрачено 23 млн рублей. По 10 тысяч только за поимку одной! При этом закон разрешает отлавливать бродячих животных лишь с последующей стерилизацией, чипированием и «пожизненным» размещением в приюте. Многие ли муниципалитеты могут позволить себе такое, когда на приюты для людей средств не хватает?

В ст. 9 закона говорится, что в случае отказа от животного или невозможности его содержания владелец обязан передать его в приют. Один из таких частных приютов был в Переславском районе Ярославщины. Там содержались животные, отловленные по муниципальным контрактам в трёх ближайших областях. Но возникли какие-то денежные проблемы (собак ведь кормить надо!), и предприниматель стал выпускать псов, которые, сбиваясь в стаи, теперь бродят по окрестным лесам и населённым пунктам.

Проблема в том, что человек не может навести порядка в своём сообществе, в отношениях с другими людьми, что уж говорить о животных. Человеческие страсти и неурядицы транслируются на мир зверей. Грешный человек, не умеющий себя обуздать, задуматься о последствиях своих поступков, уничтожает животный и растительный мир.

Много шума среди зоозащитников наделало сообщение об убийстве 10 тысяч верблюдов в Австралии. 9 января с вертолётов начали отстрел, и в первый день их уничтожили около полутора тысяч. Жалко. Власти объясняют решение тем, что стада диких верблюдов наносят вред не только аборигенам и фермерам, уничтожая посевы, загрязняя питьевую воду, но и в борьбе за выживание затаптывают друг друга. В середине XIX века их, как и кроликов, завезли в Австралию, с тех пор там расплодились и одичали огромные стада. То есть в своё время природный баланс был нарушен человеком – и вот результат. Между тем реально масштабы беды с животным миром на континенте трудно даже вообразить: по сообщениям зоологов, из-за лесных пожаров погибло более миллиарда животных, в том числе 30% популяции медвежат-коал, самых беззащитных сумчатых континента!

Не понимая происходящее в природе, человек часто вмешивается в естественные, Богом установленные процессы. Или не вмешивается, когда это необходимо. И тут-то, по словам апостола, вся тварь начинает совокупно стенать и мучиться. Некоторые почему-то склонны думать, что, если вообще не трогать животных, наступит рай: всем будет хорошо. Но уже своим присутствием в мире человек не может быть в стороне. Человеку поручено заботиться о животных, раз они живут рядом, а это значит заботиться и о численности, защищать одних, слабых, от других. И тут неизбежно «насилие» и вмешательство.

В Ульяновской области предложили отстреливать за пределами населённых пунктов бродячих собак, сбивающихся в стаи, расплодившихся серых ворон и бакланов. «Никто уничтожать бездомных бедолаг не даст! – под аплодисменты публики заявляет глава думского комитета по экологии В. Бурматов. – Только строительство приютов… Это – закон. Мы инициировали прокурорскую проверку». Ну, с прокурорами – это они умеют! Но если публике предоставить данные о том, сколько беззащитных птенцов и яиц уничтожает ворона, она, возможно, задумается. Хотя, скорее всего, нет. По всему Северу чудовищно расплодились в результате необдуманных запретов на отстрел и потраву волки. Оленеводству в тундре они наносят огромный ущерб, а сейчас ещё бесцеремонно давят собак и другую домашнюю живность. Но городские «защитники природы» не перестают кричать: не трожь, это «санитар леса»! А медведи! Крестьяне, нынче от леса только и кормящиеся, боятся в лес заходить. Зато медведи по деревням шастают без страха. Для сравнения: волков в наших лесах 50 тысяч, а бурых медведей – 250 тысяч. Это тоже результат того, что законы принимают люди, далёкие от природы, далёкие от понимания гармонизирующей роли человека в данном ему Богом мире. Не нужно иллюзий: мы не можем создать животным рай на земле. Но, по крайней мере, будучи разумными и милосердными хозяевами, мы можем не допустить ада.

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий