Битва за Измаил

24 декабря в России празднуют день воинской славы. В этот день русские войска под командованием А.В. Суворова одержали важную для нашей истории победу – была взята турецкая крепость Измаил.

Вениамин Сибирский и Евгений Данилевский почти полвека назад написали 8-метровое полотно для диорамы «Штурм крепости Измаил». Диорама находится в историческом музее А.В.Суворова, в г. Измаил Одесской области.

…Уже три года шла русско-турецкая война, начавшаяся в 1787 году. Турция силилась отобрать у России Крым, который ей раньше принадлежал и который она потеряла в ходе одной из войн. Однако турецкий султан часто пребывал в мрачном расположении духа: его войска терпели одно поражение за другим. Правда, у них был припасён для русских крепкий орешек – крепость Измаил. Без взятия Измаила война могла тянуться без конца. Уж он-то, думали турки, будет не по зубам русским. Не зря же его строили и укрепляли военные инженеры из Европы, где едва ли не на каждом шагу замки-крепости. И правда, Измаил был огромным и неприступным. Высотой с девятиэтажный дом, он был окружён глубоким рвом, рекой Дунай и десятиметровым земляным валом. 35 тысяч опытных турецких воинов защищали крепость. А чтобы они и мысли не допустили сдаться, турецкий правитель пригрозил: если крепость падёт – он казнит каждого. Так что турки приготовились стоять насмерть.

Русские уже несколько раз штурмовали Измаил, но безуспешно. Приближалась зима, и перед воеводой Морозом наши войска вынуждены были отступить. Военачальники собирались уже отводить солдат от стен крепости, но вдруг всё переменилось. Командовать войсками, штурмовавшими Измаил, было приказано легендарному Суворову.

«Не бойся смерти – тогда победишь», – говорил своим солдатам Суворов

Для начала он решил лично проверить, так ли уж неприступен Измаил. Чтобы турки его не узнали, оделся неприметно и на плохонькой лошадке объехал вокруг стен. И сказал своим: «Крепость без слабых мест». Суворов выражался кратко – будто телеграммы посылал.

Спустя шесть дней Суворов отправил начальнику Измаила такое послание: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть». Надо сказать, на протяжении этих шести дней его солдаты не потратили впустую ни минуты. Неподалёку от Измаила Суворов велел возвести деревянный макет крепости. Этот-то «игрушечный Измаил» и брали раз за разом суворовские воины, добиваясь, чтобы с каждым разом взятие происходило быстрее и слаженнее.

На суворовскую «телеграмму» начальник крепости ответил отказом, по-восточному витиеватым: «Скорее небо упадёт на землю и Дунай остановится в своём течении, чем сдастся Измаил».

И вот ранним зимним утром 11 декабря (ст. ст.) в тёмное небо взвилась сигнальная ракета и начался штурм крепости. Суворовская идея сражения была такова: мощными ударами с разных сторон ввести противника в заблуждение, скрывая главное направление, и внести неразбериху в ряды противника. Как ни держались турки, они не могли устоять перед блестяще организованным натиском русских.

Нам невозможно вообразить эту кровопролитную битву: за громадный каменный треугольник одновременно сражалось больше 60 тысяч человек! Через несколько часов крепость пала. Но предстояли ещё тяжёлые бои внутри Измаила, где с оружием в руках сражались даже женщины и дети и где носились тысячи вырвавшихся из горящих конюшен, обезумевших от страха лошадей. Много людей – и турок, и наших – погибло под их копытами, точно это был зловещий образ смерти, для которой все равны.

Наконец жестокая битва стихла. Измаил был взят. А через год турки подписали мирный договор и уж больше не замахивались на наши земли – Крым, Кубань и Грузию. Вот почему взятие неприступного Измаила так много значило для России. Не совершись оно – история нашего государства потекла бы по другому руслу.

Вечная память русским воинам, не щадившим жизни ради Отечества!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий