Игумен Русского Севера

20 декабря Церковь празднует память преподобного Антония Сийского

Тихим светом на весь наш Север светятся белокаменные храмы Антониево-Сийской обители. Об её основателе, преподобном Антонии, мы вам, ребята, и расскажем сегодня.

 

Преподобный Антоний Сийский

Как вы, наверно, знаете, многие северные монастыри были заложены подвижниками веры, что пришли из более тёплых и обжитых краёв. А преподобный Антоний – наш, северянин по рождению. Он появился на свет в семье крестьян в деревне Кехта, которая до сих пор стоит на берегу одноимённой речки, притока Северной Двины. Родители назвали первенца Андреем. Рос он крепким и выносливым, старался быть отцу с матерью помощником. Но заметили родители в сыне большую тягу к художеству и грамоте. Чем мог рисовать в XV веке крестьянский сын? Разве что угольком да прутиком. И решили отец с матерью: надо отдать Андрея в ученики к знающему человеку, пусть научится образа писать и разбирать книжную премудрость. Так и вышло.

Вырос Андрей и отправился по свету свою судьбу искать. Грамотному везде дорога. Но дорога эта вела юношу не в монастырь – не пришло ему время служить Богу. В Новгороде взял Андрея на службу один боярин. И до того по душе пришёлся ему толковый работник, что отдал за него свою дочь. Но недолгим было Андреево семейное счастье, яркой бабочкой поманило – и пропало. Умерла жена. Велико было горе, но оно-то и подсказало, как жить дальше.

Раздав имущество бедным, Андрей ушёл странствовать. Однажды оказался он под вечер в глухом лесу недалеко от города Каргополя. Ох и страшно там было! – в лесных дебрях что-то ухало, скрежетало и завывало. Но Андрей не испугался. Помолился Богу, лёг под кустик и заснул. А во сне ему явился старец с крестом. «Иди, сыне, в Преображенский Кенский монастырь», – сказал. Это было недалеко – странник, сам не зная того, остановился всего в пяти верстах от обители. Среди ночи он проснулся и, не дожидаясь утра, зашагал туда. Наверное, на душе у него в тот час была большая радость. Теперь он твёрдо знал, что до последнего вздоха будет служить Богу.

Много лет провёл в Кенском монастыре Антоний (таким было теперь его имя). Но, как ни полюбилась ему обитель, искал он уединения. Стал Антоний просить игумена отпустить его, чтобы основать в новом месте пустынь. Тот удерживать не стал и даже дал ему в помощники двух иноков.

Немало дорог исходили иноки, пока не пришли на полуостров, глубоко уходящий в большое озеро. «Хорошо нам здесь быти!» – обрадовались они. Застучали топоры – отцы принялись строить обитель. Поначалу было очень трудно с пропитанием – не месяц и не два, а целых четыре года. «Надо нам разойтись, отче, чтоб не помереть всем голодной смертью», – говорили Антонию его товарищи. Они считали, что так будет благоразумнее. Но батюшка их успокаивал: «Потерпим, братия. Господь не даст пропасть». И точно: однажды, когда уж совсем лютый голод настал, заехал в монастырь богатый человек. Оказался он там случайно – никогда о пустыни не слыхал. И оставил голодающей братии щедрых даров: муки, масла да ещё денег на устроение обители. Не дал Господь пропасть.

Мало было иноков, но преподобный Антоний работал за двоих и даже за троих. И никогда не терял бодрости духа.

Прп. Антоний спасает моряков в бурю: «И мантию распростреша и руце свои на море простерша, лодию огражающ»

Только однажды он заплакал. От свечки, не затушенной пономарём, сгорел в одночасье только что освящённый Троицкий храм. Братия были на поле, и когда пришли на пепелище, спасать было нечего. Жалко было и храм, и иконы Пресвятой Троицы, которую преподобный сам написал. А больше всего плакал прп. Антоний о том, что Господь оставил обитель, отнял Своё благословение…

Пожар в монастыре. Прп. Антоний и братия скорбят – ничего не успели спасти…

Но когда стали разбирать груду чёрных головешек, нашли образ Троицы невредимым, огонь даже не коснулся его. Понял Антоний, что и это лишь испытание, а Господь по-прежнему рядом.

…но прошло время и обитель отстроили ещё краше

Стала Сийская обитель разрастаться, и в XVI – XVII веках не было на Севере человека, который бы о ней не знал. При жизни преподобного выросли белокаменные Троицкий и Сергиевский храмы. И что удивительно, они простояли пять веков и уцелели до наших времён. А главное, мы можем приехать сюда, чтобы поклониться святому Антонию.

 

А нынешней осенью на родине прп. Антония, в деревне Кехте, установили Поклонный крест

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий