Николай Чудотворец

Фрагменты из новой книги Константина Ковалёва-Случевского

 

Из главы «Миро из Миры»

Когда сегодня говорят о Николае Чудотворце или о его мощах, то почти сразу же заходит разговор о священной благоухающей жидкости – той самой, о которой сохранилось множество сведений и свидетельств и которая в изобилии столетиями находилась и находится внутри его гробницы.

В древние времена миро носило имя oleum (масло). А древние греки любые благовонные вещества называли myron (то же, что и миро). Латиняне использовали также слово unguentum (благовоние, мазь). Но жидкость в гробнице Святителя Николая нечто совершенно другое, особенное. Что же это была и есть за субстанция, чудо появления которой и по сей день происходит там, где хранятся основные мощи Святителя?

 

Извлечение миро из горобницы святителя. Изображение: youtube.com
(https://www.youtube.com/watch?v=E63D7HhdDRI&app=desktop)

Есть некоторая разница в словах и названиях, которая иногда связана с огрехами перевода с языка на язык. То, что у нас называется миро, на Западе обычно называют Crisma (миро, елей, помазание). Но по отношению к жидкости в гробнице Святителя Николая итальянцы почему-то употребляют слово «манна» (manna или santa manna). Листая итальянские книги, переведённые на русский язык, мы вдруг понимаем, что эта манна не совсем сравнима с нашим миро. Как разобраться?

В России манной называют то, что падает с небес, что накормило народ израильский во время исхода через пустыню. Потому и говорим: «манна небесная». Но это слово именно у итальянцев означает многое, включая и то, что у нас называют миро. В базилике Святого Николая в Бари продают в лавке отдельно масло (миро) от храма, а отдельно – жидкость (манну) из его гробницы. Масло (миро) – жёлтого цвета, вязкое, а манна – прозрачная, как вода.

Манна (по-итальянски) означает жидкость, которая химически подобна чистой воде. Эта жидкость может проступать от мощей святых людей или от священных изображений, причём без причин или обоснований. Наука пытается объяснить это явление влажностью атмосферы, капиллярностью мрамора и других камней (из которых сделаны стены храма или гробницы), но не может определить его суть до конца. Появление или возобновление манны, как правило, эпизодично или циклично, то есть оно имеет свойство повторяться, причём регулярно.

В Италии, например, есть с десяток известных мест, где, как считается, выделяется манна (а не миро). Среди них – город Бари, где хранятся мощи Святителя Николая, её источающие.

Руководитель Николаевского центра в городе Бари о. Джерардо Чоффари пишет: «В действительности жидкость представляет собой воду особенной чистоты, как установило исследование, проведённое в 1925 г. в химической лаборатории Университета города Бари».

На самом деле исследования проводились в разных местах одновременно. Мы приведём здесь некоторые документы, которые показывают результаты этой работы (из книги о. Пио Скогнамильо «Манна святого Николая», вышедшей в Бари в 1925 году).

Для начала отчёт профессора Риккардо Сиуза:

«Я исследовал два образца манны св. Николая. Один был подписан: “Манна 1925 года”, другой – “Манна 1910 года”. Мне также доставляли внешнюю воду, которую собирали во время приливов или при попадании дождя в церковь. Последняя представляла собой мутную жёлто-коричневую воду, которая после фильтрации содержала фиксированный остаток гр. 1,038 на литр.

Получены следующие результаты:

Манна 1925 года:

– плотность при 12° гр. 1,0013 на литр,

– фиксированный остаток гр. 0,048 на литр.

Как мы видим, это почти чистая вода, которая, так сказать, не имеет отношения к внешней воде.

Манна 1910 года дала очень близкие цифры:

– плотность при 12° гр. 1,000 на литр,

– фиксированный остаток гр. 0,048 на литр.

Из приведённых данных можно утверждать:

Манна святого Николая – это почти чистая вода, которая не связана с водами, проникающими из внешней среды в гробницу святого».

Это о той самой жидкости, которую обнаружили моряки-барийцы, когда разбили гробницу святого, чтобы достать его мощи. Святые останки Чудотворца буквально плавали в маслянистой жидкости. Хотя не всегда упоминался эпитет «маслянистая». Говорилось просто – гробница исполнена была «жидкости».

А о. Джерардо Чоффари резюмирует: «Почитание святой манны не прекращено, поскольку вода, собирающаяся в гробнице, находясь в контакте со святыми мощами и оставаясь чистой, является реликвией. Кроме того, по утверждениям многих верующих, благодаря святой манне они получили исцеление. С другой стороны, отношение к святой манне является личным делом каждого верующего и почитание святой манны не может считаться обязательным».

Явление мира в Мирах (а затем в Бари) произошло сразу же после кончины Святителя Николая. Об этом говорят все источники. Например, одно из первых Житий святого, написанное Михаилом Архимандритом. Он упоминает в рассказе, что с момента похорон епископа Николая начало изливаться миро, которое стало «здоровым и живым лекарством», свободным от «всякой вредной и зловредной силы».

Любопытен факт, связанный с чудом, о котором рассказывает Феофан Исповедник в своей «Хронографии» за 807 год. Оно было связано с арабами, которые совершили набег на Родос и Миры в Ликии. Феофан расценивает события как поражение военачальника Хумейда, которое «он явно потерпел от святого и чудотворца Николая». Арабский полководец пришёл в Миры и попытался сокрушить раку Святителя, но ошибся и разрушил другую гробницу. И тут «великая буря, с ветрами и морскими волнами, громами и молниями охватила его флот, сокрушила достаточное число кораблей». Флот Хумейда спасся, но появилась традиция выливать масло за борт, дабы усмирить бурю или шторм. Это символизировало излияние мира из гробницы святого Николая.

Поразительная скорость, с которой распространилась информация об источении мира, сделала место хранения мощей святого – Миры – объектом многочисленного паломничества.

Хранители гробницы сразу же заметили, что в ней набирается некая жидкость с особенным благовонным запахом. По всей видимости, она переливалась через край и в щели саркофага, ибо мы не имеем свидетельств о специальных вскрытиях гробницы в ликийском храме.

Современные итальянские учёные, называя эту жидкость манной, заявляют, что это, по сути, обыкновенная вода – чистая и прозрачная. Но совершенно точно она не связана с обычным явлением просачивания сюда воды, которое, кажется, отвечает на все вопросы. Можно считать это и «сверхъестественным», и вполне «материалистичным». Но эта «манна» есть подлинная реликвия, контактировавшая с останками святого. И она существует. Её можно «попробовать».

С наличием данной жидкости в гробнице столкнулись, по документам, моряки из Бари, пришедшие в Миры за святыми останками. Это сильно удивило их, но не остановило действий по изъятию мощей. В итальянском Бари всё началось снова – мощи стали мироточить, вернее, в гробнице появилась «манна», которую стали раздавать всем паломникам. Вскоре уже даже не сами мощи, а это миро стало предметом поклонения многочисленных приезжих.

Это – говоря научным языком, феномен, а церковным – чудо – происходит и по настоящее время. В 1980 году была введена традиция: каждый год 9 мая (на завершение праздника перенесения мощей Святителя Николая из Мир в Бари) миро официально извлекается из гробницы настоятелем базилики в присутствии архиепископа Бари, а также властей, духовенства, прихожан и паломников. Для извлечения мира используется специальный черпак. После чего епископ благословляет собравшихся, показывая сосуд с только что взятой священной и драгоценной жидкостью. Количество чистого мира (manna pura) – небольшое, его затем разливают по флаконам (caraffina), а их распределяют среди храмов и общин, особо почитающих Святителя Николая. Миро (как пишут итальянцы, Olio o acqua, i Baresi – Барийскую воду-масло) можно найти в лавке справа от входа в базилику. По традиции в течение всего года верующим раздаются (за пожертвования) при храме пузырьки (или иные капсулы), в которых находится смесь святой воды и небольшого количества чистого мира (манны). Жидкость можно пить, а также мазать им поражённые болезнью участки тела.

Фото: fb.ru

Коллекционеры и почитатели хранят миро в больших бутылях-флаконах, которые изготавливают местные художники. Эти сосуды богато украшены, часто эпизодами из жизни или чудесами Святителя Николая, они представляют особую ценность – как произведения декоративно-прикладного искусства. В 1953–1957 годах, когда гробница Святителя Николая в Бари была впервые за долгие столетия вскрыта для научных исследований (о чём мы расскажем далее отдельно), обнаружили, что мощи погружены в прозрачную жидкость, которая разливалась на дне, глубиной около 2 см. До этого гробницу не открывали, а просто доставали миро через отверстие.

В 1954 году из-за реставрации склепа святые кости переложили в другой специальный сосуд и выставляли его в течение трёх лет для почитания верующими в сокровищнице базилики. При возвращении мощей в гробницу заметили, что они, положенные сухими, также стали мокрыми, а льняная ткань, на которой они были размещены, – влажной (ткань сохранилась до сих пор).

Из главы «Наука и святость»

Два города – Бари и Венеция – на протяжении столетий спорили о том, где находятся настоящие мощи епископа Мир Ликийских. В последнее время хранители святых останков перестали осторожничать и, наконец, предприняли ряд шагов в сторону научного изучения великого духовно-материального достояния, которым является признанное христианами мира сокровище.

Мощи Святителя Николая более девяти столетий пролежали в сохранности в крипте базилики в городе Бари, после того как в 1089 году при участии Папы Урбана II были перенесены сюда из храма Святого Стефана (куда были положены временно в году 1087-м). Считается, что их никто после этого не вскрывал. Однако уже в XX столетии пришли к выводу, что необходимо провести как профилактические работы по состоянию гробницы, так и научные изыскания – в той мере, в которой может быть позволительно с точки зрения Церкви.

Была создана специальная комиссия, приглашены учёные, в частности медики.

Но была самая главная причина вскрытия. О ней рассказал профессор Луиджи Мартино: «В 1952 году архитектор Франко Шеттини сообщил гражданам, что проникновение подземных вод угрожает фундаментам базилики».

Так началось вскрытие.

Многие присутствовашие потом писали в своих трудах о том, какое благоговейное состояние они испытали, когда ночью накануне празднования перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари в базилике с помощью лебёдок стали сдвигать надгробные многотонные в сумме плиты. Мощи, как сообщили общественности, по всей вероятности, выглядели в том виде, какими их положили сюда почти тысячелетие назад.

Четыре года – с 1953-го по 1957-й – продолжалось изучение святых останков. Довольно долго, с точки зрения обывателя. Но что есть четыре года по сравнению с вечностью!

Специальная комиссия, составленная в Ватикане, определила главные направления исследований. Решено было изучить следующее: принадлежат ли эти мощи одному человеку; каков был возраст данного человека на момент кончины; мужчина это или женщина; каковы антропологические характеристики, раса и каков возраст самих святых останков.

Открытая рака с мощами немного удивила собравшихся членов комиссии. Они увидели там лишь честную главу Святителя Николая и много разложенных вокруг различных костей. Они лежали хаотично, определить их принадлежность к тем или иным частям тела (скелета) навскидку было невозможно. Тогда отделили крупные кости от мелких (среди которых было около 1200 костных частиц), которые поместили в два серебряных сосуда. Было отмечено, что цвет костей был желтоватозолотым или коричневым.

Важно, что члены комиссии отметили наличие в гробнице жидкости, которую называют миро (а итальянцы пишут – манна). Её уровень был примерно на 2-3 см выше дна саркофага.

Так мощи Святителя поступили к учёным для изучения. Труды эти возглавил профессор анатомии Луиджи Мартино из Бари. Будучи настоящим учёным, он, как христианин, сформулировал своё отношение к святости: «Святые – это горящие маяки, которые дают пример, как можно с радостью всю нашу жизнь посвятить Богу, стать любящей рукой Господа, которая утешает больных, бедных и нуждающихся на земле».

Луиджи Мартино сначала взялся за то, что было самым ценным и в некоторой степени удобным для исследования. Речь – о святой главе Чудотворца. Её не надо было составлять из фрагментов, как иные части тела. Сохранилась она достаточно хорошо, почти полностью (исключение – нижняя челюсть и отсутствие нескольких незначительных фрагментов). Как пишут учёные, уцелело 19 зубов. Сама глава – довольно большого объёма, около 1,510 куб. см. Добавим к этому высокий лоб.

Каковы же были результаты исследований? Прежде того как мы приведём подробности, попробуем перечислить их в некотором условном порядке, с учётом определённых направлений, сформулированных комиссией для изучения.

Именно профессору Мартино принадлежат слова, столь обширно теперь цитируемые в Интернете, о том, что голова принадлежала человеку «белой европеоидной средиземноморской расы».

Оказалось, что принадлежат мощи действительно одному человеку. Это – мужчина. Его возраст – за 70 лет. Рост 166–168 см. Профессор удачно использует пример перевода размеров частей тела с древнего на современное понимание. «Если мы хотим, – пишет он, – использовать перчатки для рук того же размера, что и у святого, или даже соответствующую обувь, то мы должны воспользоваться размерами 8 и 41».

Из костей можно составить почти целый скелет. Что и было сделано (реконструкцию скелета более подробно и тщательно сделал также профессор Луиджи Мартино уже в 1987–1988 годах, а затем в 1992 году, когда изучал частицы мощей Святителя в Венеции). В результате определилось, каких костей не хватает (что было важно в связи с другими претендентами на подлинность мощей Святителя в мире, в первую очередь в Венеции, а также в Римини).

В 1978 году профессор Ленинградской духовной академии, доктор церковной истории Н.Д. Успенский, чудом побывавший в эпоху СССР в Бари, в своей статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии», записал по горячим следам проведённых итальянцами исследований: «Изучение костей грудной клетки и позвоночника свидетельствует, что он (Святитель Николай) страдал артрозом позвоночника [хроническое заболевание суставов обменного характера, в основе которого лежит нарушение питания суставных концов костей] и, возможно, анкилозом [неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей]. Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное. Полагают, что это могло быть следствием многолетнего томления в сырых тюрьмах, куда Святитель Николай был заключён в возрасте около 50 лет (по нашему мнению, значительно моложе, в возрасте около 35 лет. – К. К.-С..

Таким образом, исследование останков Святителя подтвердило, что он, как исповедник Христов, перенёс те испытания, о которых упоминается в его Житии. Путём изучения строения черепа и рисунка лицевой маски удалось восстановить черты лица Святителя Николая. Интересно, что они оказываются довольно близкими лику его, изображаемому на русских иконах.

О зубах следует сказать особо, ибо они выявили интересные сведения об образе жизни и питании Святителя. «Изучение зубных рядов также показало, что святой был носителем анодонтии последних моляров (отсутствие некоторых крайних коренных зубов), процессы кариеса у него были не очень обширными и его обычная пища должна была быть преимущественно вегетарианской, учитывая сильный поперечный рост поверхностей коренных зубов и премоляров». Епископ-вегетарианец, вернее, постоянно постящийся пастырь.

Замечательный факт!

Не менее важными для нас являются выводы, сделанные профессором Мартино о том, что скелет принадлежал человеку, испытывавшему большие страдания и физические боли. Вот как он это аргументирует: «Могу сказать, что Святитель Николай всегда носил с собой до самой смерти груз страданий, причинённых любовью к Господу, которому он пожертвовал свою жизнь. История говорит нам, что святой Николай томился несколько лет в сырых и опасных для здоровья тюрьмах. С 51 года, как показало обследование грудных позвонков, исследуемый нами субъект страдал от тяжёлого апофизарного позвоночного артрита, который мог привести к анкилозу – анкилозирующему спондилоартриту (хроническое системное заболевание суставов с преимущественной локализацией процесса в крестцовоподвздошных сочленениях, суставах позвоночника и паравертебральных мягких тканях. – К. К.-С.). Рентгенологическое исследование, проведённое на черепе, также выявило наличие головных болей, о чём свидетельствует сильное внутреннее утолщение костей черепа, очень обширное и усиленное – диффузный гиперостоз (множественное окостенение мест прикрепления сухожилий и связок в области позвоночника и периферического скелета. – К. К.-С.)».

Профессор Луиджи Мартино делает замеры черепа Святителя Николая. Фото: pokrov.pro

 

Подлинный исторический облик Николая Мирликийского, восстановленный по черепу профессором Мартино. Фото: pokrov.pro

В 1957 году 7 мая, по традиции накануне праздника перемещения мощей из Мир Ликийских в Бари, святые останки вернули на место. Плита на гробнице закрылась вновь. Теперь неизвестно, до какого времени. Говорят, что в 1995 году святые останки фотографировали с помощью специального зонда упорные сотрудники-телеоператоры BBC из Лондона и убедились, что там в центре находится череп, окружённый остальными костями.

Четыре года (1953–1957) мощи Святителя Николая находились в прямом доступе для верующих. Их тогда поместили в прозрачную раку и поставили в верхней части базилики. Тогда же перенесли от гробницы и большой серебряный барочный алтарь помпезного вида, после чего место погребения стало выглядеть как в древности – строго и просто.

Но на этом научные исследования не остановились. Тот же непростой путь к доказательствам проделали венецианцы. Тем более, им надо было обязательно убедить мир, что настоящие мощи хранятся у них и только у них. А если это не так, то, по крайней мере, венецианские святые останки точно такие же по составу, как в Бари, или являются их дополнением.

В отличие от Бари рака с мощами трёх святых, которые попали в Венецию из Мир Ликийских (и в их числе святые останки Святителя Николая), открывалась в течение столетий. Как минимум трижды, пока их не положили в новом здании храма Святого Николая, что случилось уже в XVII веке. Но в целом считается, что с момента перенесения части мощей на остров Лидо в Венеции их освидетельствования проводились не менее семи раз.

По сведениям Л.Г. Палуде, автора книги «Признание мощей Святителя Николая», вскрывали гробницу в церкви на острове Лидо в 1134 году. С одним из последующих важных проникновений в раку церкви на острове Лидо было связано явление, которое поразило окружающих. В 1449 году на внешней стороне гробницы стало появляться много чистейшей жидкости. Она как будто бы изливалась изнутри. Тогда аббат Бортоломео III, будучи одним из свидетелей чудесного события, дал указание с помощью льняной ткани собрать эту жидкость. Что и сделали. Затем прозрачную и в то же время вязкую жидкость поместили в стеклянный сосуд, где она хранилась некоторое время, причём не замерзая в зимние месяцы, даже находясь в холодном помещении. Тогда решили открыть саму раку с мощами. Благословение на это действие дал епископ Венецианский Лоренцо Джустиниани. Именно в то самое время и был обнаружен там сосуд с густым, как мазь, миром (манной), который находился рядом со святыми костями Святителя Николая.

Кстати, тогда же вновь обрели камень с греческой надписью, подтверждающей, что это мощи самого Святителя. Епископ Лоренцо отслужил торжественную мессу, на которой был венецианский дож Франческо Фоскари, а также собралось множества народа. По завершении торжества раку с мощами вновь закрыли и поместили на место.

Следующее открытие мощей произошло в 1634 году, когда закончили строительство нового храма и мощи трёх святых перенесли в новую мраморную раку. В ней они и хранятся до настоящего времени. Однако тогда решили совершить освидетельствование мощей Святителя Николая.

Мы получили тогда сведения о том, что святые кости белее, нежели мощи двух других святых. Они сильно размельчены, что, видимо, объясняется сильными повреждениями при их отделении в Мирах от «стеклянной брони», в которую они были предусмотрительно запечатаны.

Как пишет об этих семи вскрытиях профессор Мартино, «всё всегда происходило тайно; это даже стало мистическим, когда случилось так, что второе, третье и четвёртое вскрытия и расследования сопровождались внезапной смертью аббатов монастыря Святого Николая». «Таинственность всё больше возрастала, особенно когда при пятом вскрытии – согласно описанию, оставленному летописцем того времени, – в большой коробке был даже найден череп! Невероятно!» – заключил Луиджи Мартино.

Самое важное, углублённое и последнее по времени вскрытие произошло 17 сентября 1992 года. Сами исследования длились почти два месяца. В них принял участие клирик храма Святого Николая францисканец Л.Г. Палуде. Именно он спустя два года опубликовал иллюстрированный отчёт об этой работе в своей книге «Признание мощей Святителя Николая» (1994 г.). Научную экспертизу как раз возглавил всё тот же профессор анатомии Университета Бари Луиджи Мартино. Венецианцам особенно было важно его присутствие, ибо именно он ещё 35 лет назад высказал утверждение, что в базилике города Бари хранятся не все мощи Святителя. Открыв в 1992 году мраморный саркофаг, учёная комиссия обнаружила три деревянные гробницы. В самой крупной из них как раз и хранились мощи Святителя Николая. Гробницу распечатали и обнаружили другое, свинцовое, покрытие. Только внутри него можно было лицезреть множество костей разного цвета и размера.

Здесь же был вновь обнаружен камень чёрного цвета, который был известен ещё при вскрытии гробницы в 1449 году. Надпись на нём гласила: «Мощи святого смиренного Николая». Нашли и тот самый сосуд с миром (манной), который в XV веке попал в руки исследователей. А выявленная часть черепной крышки оказалась частью мощей св. Николая.

Публикаторы результатов исследований указали следующее. По заключению профессора Луиджи Мартино, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Почему они бело-серого цвета? Ответ понятен – они, вероятно, долгое время хранились на открытом воздухе или даже под лучами солнца, а также контактировали с известью, «отчего сделались весьма хрупкими».

Профессор Мартино привёл в пример один интересный факт. Оказывается, часть мощей Святителя Николая, хранящихся в Бари, после четырёх лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 годах, изменили свою природу, то есть, находясь на открытом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Читаем выписки из заключения комиссии (Луиджи Мартино): «…найдены переломы на тех местах, где они должны быть во время грубой эксгумации, в связи с тем, что моряки спешили»; «на костях возникли обширные повреждения, вызванные взаимным трением по всей вероятности из-за того, что кости были вместе завёрнуты в защитный материал». И, наконец, «кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства» (имеется в виду моряк по имени Маттео-Матфей, который прямо в обуви забрался в саму гробницу Святителя во время вывоза мощей из Мир Ликийских). По мнению профессора Мартино, это та часть мощей, которую не взяли с собой барийцы. Матрос, чтобы похитить святыню, буквально растоптал хрупкие кости Святителя, находившиеся на дне раки.

Получается, что эксперты комиссии 1992 года подтвердили подлинность мощей Николая Чудотворца, которые хранятся в базилике Святого Николая на острове Лидо. Луиджи Мартино констатировал: «Венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий