Третья победа

Третьего ноября, накануне Дня народного единства, на берегу Святого озера близ Костромы состоялся фестиваль «Русский характер». Главным событием стала реконструкция битвы, случившейся на этом месте в XVII веке, на исходе Смутного времени. История там была такая. После того как поляков выбили из Ипатьевского монастыря, они пытались сбежать, чтобы продолжить бесчинства на Русской земле. Но наши воины их нагнали и дали бой.

Кому-то из гостей фестиваля ближе были схватки на саблях и пальба из пушек, кому-то – конкурс щей, для православных же важна была сквозная, главная тема фестиваля – память об обретении Феодоровской иконы Божией Матери и о чудесах, которые от неё исходили. Напомним, этот образ был главным для всей династии Романовых. Неслучайно многие императрицы получали у нас во крещении не только новое имя, но и новое отчество – Фёдоровна. Открылся фестиваль молебном, который совершил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, потом выступили представители областной администрации. Это совместное делание властей духовных и светских тоже напоминает нам о прошлом, которое, казалось, мы сто с небольшим лет назад потеряли.

Как озеро снова стало Святым

На вопросы отвечает Ольга Плюснина – возглавитель фестиваля, руководитель епархиальной паломнической службы «Стезя».

– Ольга, в который раз проводится фестиваль «Русский характер»?

Ольга Плюснина

– Первый прошёл в прошлом году, когда мы получили грант. В этот раз его провела наша Костромская митрополия вместе с администрацией области. Цели не изменились – через ряд событий рассказать об истории Феодоровской иконы Божией Матери. С момента её явления князю Василию Ярославовичу и по сей день. Приезжают участники из области – Галича, Шарьи, Макарьева, Кологрива, из других мест. В этот раз были из Владимира, Москвы, Рязани, Чебоксар, Иванова, Ярославля и так далее. Кого только не было – от школьников до реконструкторов из известных клубов.

– Я хотел бы в первую очередь спросить о реконструкциях сражений на Святом озере.

– Там были и другие интересные события, между прочим. Скажем, конкурс на лучшие щи. Иногда их называют «серыми» или «зелёными», и делаются они из верхнего капустного листа. Характерное блюдо для наших северных широт, которое на Костромской земле делают испокон веков. Использовались двадцать рецептов: с крольчатиной, постные, грибные и так далее. Это добавило колорита. Прошло всё это там же, где сражались наши реконструкторы, на Святом озере. От центра города до него примерно три с половиной километра. На одном берегу, который ближе к городу, всё застроено, а на другом, возле деревни Некрасовской, и проходит наш фестиваль.

В прошлом году фестиваль провели пораньше, в сентябре, так что было ещё тепло и мы смогли устроить палаточный лагерь. Решили вспомнить тогда обе битвы. Одна произошла в XII веке, когда на Святом озере разбили монголов, вторая – в XVII веке, когда, скорее всего, на другом берегу – том, что ближе к городу, – разбили поляков. Особенно ярко в прошлом году проявили себя ребята из конноспортивного клуба «Авантис», потому что упор был всё-таки на первой битве, где сошлись в бою конные воины. В этом году решили ограничиться одной битвой, с поляками.

– Почему?

– Две причины. Первая – фестиваль проводился в канун Дня народного единства, посвящённого окончанию Смуты. Вторая – очень сложно совмещать две эпохи, ведь каждый клуб специализируется на своей. Тринахофилы, скажем…

– Кто-кто?

– Реконструкторы тринадцатого века. Их немного в России, поэтому название не на слуху. В следующем году зовём всех на их сражение. А в этом был семнадцатый век.

В битве сошлись костюмированные отряды: стрельцы с одной стороны, с другой – поляки под предводительством испанца. Ребята устроили засаду, палили из пушек и пищалей, которых в прошлом году не было. Организацией непосредственно боя занимались Сергей Торопов и его клуб «Буян». Всё было очень здорово. Там место удобное, на спуске, так что сцену было видно с дороги. Поставили большой экран. Единственно – с погодой упорно не везёт: и в прошлом году, и в этом был дождик.

Хочу поделиться радостью. Дело в том, что после революции озеро, как и деревню, переименовали. Оно стало Некрасовским. А в этом году историческое название вернули. В этом есть и наша заслуга: мы занимались популяризацией этого места, привлекали к нему внимание.

«Но всё получилось»

Разговор с Сергеем Тороповым, руководителем ратоборческого клуба «Буян».

Сергей Торопов

– Сколько лет вашему клубу?

– В нынешнем виде он сложился лет пятнадцать назад, его основная специфика – фехтование. Тут и ножевой бой, и штыковой, мы даже проводили соревнования на макетах малых пехотных лопат. По историческому фехтованию в ходу сабли, мечи, алебарды и так далее, работаем и кистенями. Так как для Костромы тема Смутного времени важна и интересна, то к фестивалю «Русский характер» пришли не с пустыми руками: имелись наработки и по костюмам, и по вооружению. Но помощь, оказанная в реконструкции другими клубами, была очень кстати. Скажем, «Русский егерь» из Чебоксар здорово помог – его возглавляет Денис Сятряйкин. Привезли среди прочего шесть костюмов стрельцов. Из Рязани приехали «Вольные бойцы», «Русская дружина» из Иваново, из Москвы «Стальная белка» и «Марка Белфри».

– Москвичи, конечно, изображали поляков?

– Да, основное направление у «Марки» – Европа XV века, когда использовались полные доспехи. Но недавно у них появилось направление, которое занимается XVII веком. От «Стальной белки» был предводитель интервентов в костюме испанца. Очень колоритный, весь в чёрном, в большой шляпе. Сам предложил, мол, давайте приеду, и хорошо вписался. Правда, мы не знаем, помогали ли Самозванцу испанцы, но так как в Смутное время в Россию устремились наёмники со всей Европы, это вполне вероятно.

Непосредственно перед фестивалем, в субботу, мы все вместе устроили репетицию на местности, потом с утра её повторили. Времени на слаживание оказалось немного, но успели.

– Были какие-то примечательные моменты в «бою»?

– Из прошлого года памятно, как нас монголы из луков обстреливали. У них было около десяти лучников, которые ударили по нашему строю. Стрелы, естественно, гуманизированные, большого вреда причинить не могли, но всё равно ощущение было не из приятных – как под расстрелом. В любую щёлочку стрелы проникали. Мы черепахой выстроились, но всё равно залетало.

В этом году интересна была имитация огневого боя. Семнадцатый век – это ведь и артиллерия серьёзная, и мушкеты, пищали. Понятно, что ничего, противоречащего закону, хотя сложно провести грань между макетом и настоящим оружием – понять, что можно, а что нельзя. Из Владимира приехали опытные пиротехники, которые и в фильмах, и в реконструкциях участвуют. Так что и пушки у нас палили, и бомбы падали. Вроде и в безопасных местах, но грязь всё равно летела на участников, так что было немного экстремально. Были опасения, что оружие не станет стрелять. Шёл дождь, и настоящий огнестрел той эпохи в такую погоду использовать невозможно. Но всё получилось.

В прошлом году тоже была ситуация. В самый неподходящий момент ветром к нам понесло большой чёрный полиэтиленовый пакет. Кони, участвовавшие в сцене обретения Феодоровской иконы Божией Матери, испугались, назад попятились, всё могло выйти из-под контроля. Но кавалеристы костромские из клуба «Авантис», опытные конники, смогли справиться – молодцы.

 

 

 

Обретение образа

Теперь подробнее о тех событиях, которые происходили на Святом озере и вокруг него в тринадцатом веке. Согласно преданию, Феодоровский образ был написан святым евангелистом Лукой. Дальнейшая его история покрыта мраком. Известно лишь, что одно время икона находилась в деревянной часовне близ Городца, сожжённого монголами в 1239 году.

Считалось, что образ погиб, но однажды князь Василий Ярославович, родной брат святого Александра Невского, увидел его на ветвях дерева близ Костромы. При попытке достать её икона поднялась в воздух. В тот же час горожане увидели неизвестного воина, который нёс образ в руках. Вдруг кто-то узнал его. Это был святой великомученик Феодор Стратилат, словно сошедший со своего изображения в костромском соборе. Здесь нужно пояснить, что святого Феодора чтили и отец князя Василия, и брат Александр.

Никто не понимал, что происходит, пока князь Василий не прискакал в город и не рассказал о чуде, которое с ним случилось. К тому месту, где князь нашёл образ, вышла огромная процессия во главе со священниками. Образ перенесли в собор, а в честь святого Феодора, покровителя воинов, построили храм.

Вскоре Божия Матерь явила новое чудо, о котором рассказывается в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери». Речь идёт о чудесном спасении Костромы от монголо-татар в битве при Святом озере.

По мнению многих историков, это случилось в 1262-м. Восстали тогда многие русские города: Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль, Устюг. Монгольских сборщиков дани старались не убивать, их просто изгоняли, а досталось в основном отступникам. В их числе был бывший монах Зосима, принявший мусульманство и хуливший крест и церкви. В ответ отряды монголов взялись карать русских, подступили и к Костроме. Василий Ярославович выступил им навстречу с малой дружиной, впереди которой несли Феодоровский образ. У озера состоялась битва, в разгар которой от лика Пресвятой Богородицы изошло ослепительное сияние, страшно испугавшее врагов. Они побежали. Именно после этого озеро и получило своё название – Святое.

Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год). Источник: ru.wikipedia.org

* * *

О второй битве возле озера – с поляками, европейскими наёмниками и изменниками из числа русских – известно больше. В декабре 1608 года шайки Лжедмитрия II, Тушинского вора, взяли Кострому. Из Костромы они совершили набег на Галич, откуда их вскоре выбило ополчение северных городов. Но с освобождением Костромы дело затянулось – враги заперлись за мощными стенами Ипатьевского монастыря. Началась осада, которая продолжалась до 25 сентября 1609 года, когда два служивых человека из Костромы, Костюша Мезенцев и Николай Костыгин, взорвали монастырскую стену. Враг прорвался и побежал по Ярославской дороге мимо Святого озера, где его догнали и разбили. Многие из разбойников потонули в озере. Их оружие там вылавливали ещё несколько веков.

А через три с половиной года Феодоровской иконе суждено было стать уже всероссийской святыней. Инокиня Марфа благословила ею на царствование своего сына Михаила Фёдоровича Романова, со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

* * *

В 1924 году деревню Святое, ну и озеро заодно, решили переименовать. Инициатива, судя по всему, принадлежала её уроженцу, писателю Александру Алёшину. Стали обсуждать, какое название придумать. Предложений было много, например Венера. «Значит, у нас теперь будет Венерический сельсовет? – уточнил кто-то из мужиков. – Ловко придумано».

Под общий хохот название не прошло. Отвергли и «Советское». В конце концов вспомнили, что в этих местах охотился прогрессивный поэт Некрасов, в честь него и назвали. Возвращение имени Святому озеру можно считать третьей победой в его истории, которая далась тяжелее других.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий