«Дабы вы знали, как отвечать каждому»

Публикация в прошлом номере «Забытый смысл привычных слов», интервью с Валерием Мельниковым, автором книги о церковнославянском языке, совпала с заседанием Совета при Президенте по русскому языку, на котором Владимир Путин высказался в поддержку русского языка, заявив, что на стране лежит «громадная ответственность за сбережение, развитие и распространение русского языка, русской литературы». Продолжая разговор, мы попросили Валерия Григорьевича прокомментировать добрые намерения в этом направлении.

– То, что на высшем уровне выказали беспокойство о нашем родном языке, радует. Ведь ему объявлена война не только в других странах, но и, к сожалению, у нас в России. От одних только вывесок на иностранном языке тошнит, не говоря уже о засорённости русского языка иностранными словами, которые вворачивают где нужно и не нужно. Вот, например, читаю объявление в одной православной газете, которая реализовывается по всей России: «Требуются русские специалисты в крупную стабильную торговую компанию с православной корпоративной культурой». И далее идёт перечень необходимых специалистов, в частности «марчендайзеры и менеджеры с опытом работы по системе франчайзинга». Комментарии, как говорят, излишни.

Бережно же относиться к русскому языку меня научили в нашей городской газете «Вечерний Новосибирск», в которой я проработал десять лет. Я там вёл в том числе православную страницу «Вера. Надежда. Любовь». Тема для светской газеты новая, и пришлось находить общий язык с корректорами, особенно это касалось проблемы написания слов со строчной или прописной букв. Однажды я взял интервью у тогдашнего нашего архиерея архиепископа Тихона, сдал подготовленный материл на проверку корректорам и получил от них урок, который запомнил навсегда. Во-первых, мне разъяснили, что в личных письмах в знак уважения к собеседнику и в официальных документах допускается писать «Вы» с заглавной буквы, интервью же к официальным документам не относится. Но есть исключение – с заглавной буквы «Вы» пишется в случае интервью с первыми лицами государства, в нашем случае это президент, премьер-министр и патриарх. Во-вторых, они меня спросили: «А разве слова “Архиерей” и “Владыка” с заглавной буквы не относятся только ко Христу?» С тех пор, если речь идёт не о Христе, я пишу эти два слова только с маленькой буквы. Кстати, интервью с архиепископом Тихоном (ныне митрополитом Владимирским и Суздальским) оказалось настолько востребованным, что я на своей странице завёл специальную рубрику – «Отвечает владыка Тихон».

– А как вообще воспринял коллектив светской газеты появление православной страницы?

– Поначалу встретили в штыки. Аргументы банальные: одни говорили, что у нас светское государство, другие – что государство многоконфессиональное и почему мы отдаём предпочтение православию, ну и тому подобное. Но когда на адрес редакции стали приходить письма от читателей, адресованные мне, как автору православной страницы, оппоненты притихли, так как от количества читателей и подписчиков зависит каждая газета, находящаяся в свободном плавании. Эти письма и личное общение с читателями показали, как тянутся русские люди к православию и в то же время выявили жуткие суеверия и непонимание у абсолютного числа россиян смысла веры во Христа. Но с суевериями и непониманием православия я сталкиваюсь чуть не каждое воскресение во время литургии.

– Например?

– Взять хотя бы свечи. Бесполезно объяснять так называемым захожанам, что свечи нужно возжигать не от лампады, чтобы её ненароком не погасить и не накапать воск в лампаду, а от уже зажжённых свечей, чтобы к вашей молитве присоединились молитвенные просьбы всех, кто до вас поставил свечу. Обязательно услышите в ответ, что очень верующая бабушка им сказала, что от стоящих на подсвечнике свечей зажигать свою свечу нельзя, так как при этом берёшь на себя чужое горе. Так что они больше поверят этой знакомой бабушке, нежели какому-то случайному дяденьке. С захожанами всё ясно. Но как вразумить постоянных прихожанок, что дешёвые свечи, приобретённые на православных ярмарках, которые лукаво называют «выставками», предназначены только для домашнего пользования и что в храм их приносить негоже?

– Но на ярмарках свечи на самом деле недорогие.

– На то они и ярмарки. Там можно и книги недорого приобрести, и прочее, но я на православные ярмарки не хожу уже давно. Стыдно, когда тебя буквально хватают за руку, предлагая подать записку именно им, так как «наш монастырь особо благодатен», или говорят, что большая икона «сильнее» маленькой. У нас одно время решили навести порядок на этих ярмарках: запретили сомнительным личностям в монашеских одеждах собирать деньги «на храм» и реализацию свечей, но всё равно торговля свечами продолжалась из-под прилавка. Сейчас не знаю, но, судя по прихожанкам с охапками свечей в полиэтиленовых мешочках, ситуация не изменилась. И что самое печальное – люди, постоянно посещающие богослужения, возжигание свечи воспринимают как некоторую магию. А что такое церковная свеча, кроме символа нашей молитвы? По словам современного святого Сербской Православной Церкви святителя Николая Сербского (Велимировича), церковная свеча имеет следующие символические значения:

  1. Наша вера – свет. Свеча напоминает нам о том благодатном Небесном свете, которым Христос просвещает нашу душу.
  2. Это свидетельство яркости души того, перед чьим образом горит свеча.
  3. Светом свечи обличаются наши тёмные дела и злые помыслы.
  4. Скромная жертва Богу.
  5. Защита от сил зла. Зло любит тьму и боится света.
  6. Призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает свеча, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Его воле.

Из приведённых шести значений к сути нашего разговора относится пункт четвёртый. Всё, что приобретается в храме, – это жертва. К такой жертве относится и церковная свеча, которую люди в нём приобретают. На эту жертву содержится храм, а храм – это место обитания Бога. Поэтому любая жертва храму – это жертва Богу. А какую жертву воздал Богу человек, принесший с собой свечу, приобретённую на ярмарке? Ведь он уже свою жертву один раз принёс тому храму или монастырю, откуда были ярмарочные продавцы. Разве не получается, что люди, приходящие со своими свечами в храм, повторно приносят уже однажды принесённую жертву и тем самым хотят Бога обмануть? Даже невоцерковлённые люди знают, что обмануть Всевидящего Бога невозможно. Почему же этого не понимают постоянные прихожане храма, подсовывая между делом лишнюю работу свечницам? Нет у тебя денег на несколько свечей – приобрети одну. Нет даже на одну – брось монетку в церковную кружку, как евангельская вдова, вносящая малую лепту. Нет и этого – стой и молись, Всемилостивый Господь всё равно примет твою молитву.

– Это в вас говорит бывший староста, который печётся о благосостоянии храма.

– Дело не только в благосостоянии, хотя это очень важно. Некоторые даже не представляют, как трудно содержать храм: проводить ремонт, платить зарплату работникам, отчислять с неё налоги, приобретать необходимые для службы утварь и облачения и т.п. Дело и в другом: православные люди должны разбираться в духовной составляющей всего, что называется православием. Вот, например, Символ веры утверждён святыми отцами как своеобразное исповедание Святой Троицы, потому креститься нужно три раза при упоминании трёх Лиц Святой Троицы, у нас же крестятся четыре, а иногда и пять раз. Во что верят эти люди – в Троицу или в мифические четверицу и пятирицу? Мало того, Устав гласит, что при пении Символа веры крестное знамение совершается без поклонов, так как это своеобразный гимн православию, и поклоны в данном случае неуместны. Как говорили когда-то бабушки, при пении Символа веры ангелы надевают на поющих венцы, а кто кланяется, у того венцы падают. Но все кланяются, причём глубоко.

Или другой пример. При возгласе «Оглашении, главы ваша Господеви приклоните» почти весь крещёный люд дружно склоняет головы. Спрашивается: ты во время Таинства крещения давал клятву отречься от сатаны и сочетаться со Христом? Давал. Так почему же сейчас ты публично отрекаешься от Христа, признав себя оглашенным, то есть некрещёным? А уж если считаешь себя таковым, то должен покинуть храм при возгласе «Оглашении, изыдите».

– Не слишком ли суровый вывод?

– Почему суровый? Как-то в 1989 году на только начинающих входить в обиход воскресных занятиях для взрослых (раньше это было наказуемым деянием) священник, проводивший эти занятия, сказал, что нужно отличать обрядоверие от обрядовости, что наша Церковь обрядовая и в каждом обряде заложен глубокий смысл. Если ты не священник, почему присаживаешься во время чтения Апостола? Даже диаконам положено в это время стоять. Или почему ты отрастил длинные волосы, когда апостол Павел сказал: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11, 14)? Такие длинноволосые мне часто возражают: а священники же отращивают. Так ты же не священник, а мирянин! Длинные волосы у священников – это подражание древним назореям, посвятившим себя служению Богу и не стригшим своих волос.

Будучи посвящён Богу в качестве назорея, носил длинные волосы ветхозаветный герой Самсон

Известно, что старец Иоанн (Крестьянкин) специально держал при себе ножницы, чтобы состригать волосы у таких вот длинноволосых мужчин.

Или стояние на коленях во время «Тебе поем» на воскресной литургии? Как только запоют «Тебе поем», все бухаются на колени и утыкаются лицом в пол. А ведь «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи» – это благодарственное пение Самому Богу, а как можно воспевать Бога и благодарить Его, уткнувшись в пол?

– А вот известный современный богослов в своих видеолекциях утверждает, что как раз в это время нужно вставать на колени.

– Думаю, что для всех нас авторитетом должны считаться в первую очередь святые отцы Церкви, которые на Первом Вселенском Соборе утвердили (20-е правило), что в воскресные дни, как дни малой Пасхи, земные поклоны не положены. Стояние на коленях во время службы вообще неправославная традиция, не нужно это стояние путать с земными поклонами. Устав предполагает земные поклоны в будние дни, особенно в Великий пост на литургии Преждеосвященных Даров, но речь идёт только о будних днях.

– А как же священники в алтаре, которые совершают земной поклон во время «Тебе поем» независимо от дня недели?

– У священников свой Устав. Ещё Гоголь в своей работе «Размышление о Божественной литургии» написал, что это касается только священника и диакона, находящихся в алтаре. И вообще, почему мирянин должен повторять за священниками их действия? Никому же не приходит в голову воздеть вслед за священником руки, когда тот молится: «Иже Херувимы тайно образующе…» Тем более женщинам – а они как раз в большинстве своём и падают на колени – не следует копировать действия священников, так как у нас нет женского священства. Хочу отметить, что земные поклоны при выносе Чаши с Телом и Кровью Христовой уже настолько вошли в традицию, что тут трудно что-то возразить. Это можно считать исключением из правил. Как сказал один священник, отвечая на вопрос по поводу коленопреклонений в воскресенье при выносе Чаши: веками сложив шийся обычай сродни канонам.

Перечень непониманий и откровенных суеверий вокруг православия можно перечислять и перечислять, но закончить хочу сложившимся в последнее время обычаем, заимствованным из южноамериканских телесериалов, – тянуться к расположенной высоко фреске или иконе, чтобы коснуться её рукой, и прикладываться лбом ко святыням. Мало того что прилобунятся (от слова «лоб»), а ещё замрут в такой позе и стоят, уткнувшись в икону или в ковчег с мощами. Спрашивается – зачем? Неужели физический контакт так важен? Православный Устав чётко определяет правила прикладывания ко святыням: дважды совершить крестное знамение с поклоном, облобызать святыню, причём один раз, и ещё раз совершить крестное знамение. Всё.

Как-то к нам в Новосибирск привезли святые мощи с Афона. И афонские монахи, стоявшие у ковчега с мощами, как только человек прикладывался ко святыне, тут же подхватывали его под руки и отставляли в сторону, на что многие обижались. В конце дня я у них поинтересовался, почему они так поступают. Те ответили, что в России существует странный обычай «стучать лбом по ковчегу», потому они и решили так действовать.

– Как же, по вашему мнению, можно преодолеть все перечисленные несуразности?

– В начале 80-х годов я работал в одной конторе, где был начальник, любимая фраза которого: «Каждый несёт свой чемодан». Вот и я «несу свой чемодан», публикуя статьи, издавая книжки, некоторые из них выкладывая для бесплатного скачивания на своей странице в «ВКонтакте». Надеюсь, что и эта публикация в газете «Вера» внесёт свой вклад в просвещение православных людей. Но, по большому счёту, этим должны заниматься священники, включая в свои воскресные проповеди объяснения богослужения, правил поведения в храме и т.п. Огромную роль играет телевидение. В любой церковной лавке вам скажут, что, если вдруг все как один начинают спрашивать ту или иную икону, значит, об этом накануне шла речь в одной из популярных телевизионных передач. Я не говорю уже об Интернете, который в настоящее время является серьёзным конкурентом телевидения. В этих областях трудятся немало православных СМИ, но этого катастрофически мало. Нужны интересные передачи, просвещающие не только воцерковлённых людей, но и тех, кто считает православие некой русской традицией, и не более того, – а таковых ведь много. Уверен, что сейчас самое благодатное время для просвещения, и нужно, как говорил апостол Павел в Послании к Колоссянам, этим временем пользоваться.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. Александр:

    Не со всем согласен про поклоны и крестное знамение.
    Например 4-й раз креститься на Символе веры – на словах “во Единую Святую Соборную и апостольскую церковь” – церковь и наша земная, и небесная. В которой все святые. Которую Господь основал.
    И про коленопреклонения на “Тебе поем” – в этот момент Таинство совершается. Например в Оптиной Пустыни, когда я был на литургии, там все священники и монахи, находящиеся в храме на коленях стояли. И вставали только после “Достойно есть”.
    А вообще согласен с тем, что надо понимать цель твоего поклона или крестного знамения в тот или иной момент. Если понимаешь – это одно, а если за компанию с другими кланяется – это другое и часто безсмысленное движение

Добавить комментарий