Послушание любви

Одна из моих прихожанок посетовала, что в храмах стало слишком мало любви.

Знаю её много лет – видная, инициативная, речистая, но всё у неё плохо складывается. Ссорится с мужем, часто меняет место работы. Мне понятна её беда. Своей неуёмностью она досаждает окружающим. Говорю ей: «Я люблю тебя больше двадцати лет, но ты этого не замечаешь. Господь любит тебя неизреченно с самого рождения, а ты на Него ропщешь. Голубушка, проблема в тебе, самой надо потрудиться, полюбить!» Вроде всё поняла, но через пятнадцать минут заявляет недовольно: «Пока был иеромонах Амвросий, он боролся с ИНН, документы составлял, учил отказываться от пластиковых карт. А как уехал, никто больше не борется с чипизацией: ни вы, батюшки, ни епископ». И опять она забыла о главном послушании – о любви, озаботилась чипизацией, даёт владыке и священникам поручения, сама теряет благодать и покушается на нашу. Забывает, что главное в православии – любовь. Вот беда, от которой окаменевает сердце, даже в Церкви не сумевшее найти для себя выхода.

Как нам самим не стать такими или перестать быть ими? Преодолеть неприязнь к людям не усилием воли, не вот так разом – топнув ногой и сказав: «Отныне я всех люблю»… Нет, любовь – тяжкий труд, когда ты каждый день учишься быть к себе суровей, а к другим снисходительней. Без помощи Божией, мольбы, обращённой к Нему, этого не стяжать. Мы часто молимся, сами не понимая зачем, – потому что так положено. Если ты в чистой вере, храни её, у тебя её никто не отнимет. Но если ты суёшь нос в чужие грехи, в том числе грехи священноначалия, то становишься источником смуты в себе, семье, Церкви.

Огорчительно, что в нашей церковной организации много случайных людей, от которых христианам достаётся больше, чем от любых гонителей. Они всё «знают», суетливы, подчиняют своему произволу овец Христовых, пользуясь их доверчивостью, кротостью и смирением. Но Бог всё видит и в своё время за всё воздаст. «Батюшки, вам не стыдно поминать еретика?» – обращается в ютубе некая женщина, имея в виду Патриарха. Такое бесчувствие, страсть судить, вера в свою праведность! Потерявшийся человек.

Недавно у меня были три встречи с людьми, утверждавшими, что я, священник, верую неправильно и, стало быть, должен на них равняться. В чём? В том, что они не знают молитвы «Отче наш», не ведают, кто такие Иоанн Креститель и Николай Угодник? Хотят, чтобы всё вертелось вокруг них, поэтому стараются создать новую церковь, одобряющую их страсти и похоти. Не все люди на земле имеют хотя бы слабую готовность стать христианами. Поэтому молится Спаситель Отцу: «Не за всех людей мира молю Я, но лишь за тех, кого послал Ты ко Мне», «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Христос дал нам новую заповедь – любить друг друга, любить врагов, молиться за ненавидящих и обидящих, благословлять проклинающих.

К нашему горю, мы часто забываем о главном своём послушании, поэтому и другие свои обязанности выполняем кое-как, прежде всего обязанность служить как должно. Если ты крещёный в православной вере человек – врач, чиновник, полицейский, – а людей не любишь, ты враг Христов и гореть тебе в аду синим пламенем. Не надейся спастись тем, что занят правильным делом.

Один бизнесмен – я говорю о человеке, которого хорошо знаю, – поймал себя на мысли, что если он потеряет любовь к людям, то потеряет и Христа, значит, напрасна и сама его жизнь. Когда он пришёл ко мне, тыкался как слепой котёнок в поисках выхода, но жизнь в приходе многому его научила.

Иные же не желают учиться, позоря имя христианина. Как-то владыке Питириму задали вопрос, почему в Церкви так много злых людей. На что он ответил, что Церковь – не институт благородных девиц, а ковчег, где всякой твари по паре: тут и голуби, тут и змеи.

Хотя все мы принадлежим к Церкви, есть группы подчас опасные. Если всё построено в стране на власти денег, это губительно отражается и на нас – православных. Как организация, Церковь подвержена всему земному, но она много больше, чем организация, она – вне времени и пространства, и глава её – Христос. Если понимать Церковь как организацию, то можно и не верить в Бога. Иной и не верит, сам того не понимая. Думаю иной раз: смог бы я служить, потеряв веру? Думаю, смог бы. Артиста-лицедея легко обучить совершению богослужений, и, как человек увлекающийся, он способен настолько войти в роль, что и сам поверит в своё священство. Но где нет веры, там нет и её плодов – любви, радости, мира, терпения. Часто бывает мучительно слушать проповедь, в которой есть, казалось бы, всё, что нужно, в том числе призыв к покаянию. Но она целиком построена на укоре и обвинении. Сколь ни умна речь проповедника, люди стоят слушают, повесив головы, унылы их лица. Забыто, ради чего мы в Церкви. Одна добрая улыбка священника стоит многих таких выступлений с амвона.

«Первая исповедь». Худ. Ольга Брынцева, 2011 г.

В свои семьдесят один год я понял, что только-только начал рождаться в Царство Небесное. Сначала мешали постоянная вражда и страсти. Ещё голопузого, меня спрашивали: «Ты за кого: за луну или за солнце?» Я отвечал, что за солнце, полагая, что оно лучше. «Ах, ты за солнце, за пузатого японца?!» – кричали мальчишки постарше, награждая меня тумаками. Впоследствии я получал их то за одно, то за другое, всё время приходилось жить в состоянии вражды. Сейчас её нет ни к кому, потому что над всеми нами Бог и без Его воли не упадёт волос ни с чьей головы. Я – Его тело (сочетовался с Ним при крещении), и неужели Он, Всемогущий Человеколюбец, о Своём теле не позаботится? Он даёт мысли, которые не могли возникнуть у меня в голове по моему устроению. Я научился «сам» мыслить, и это приносит радость. Мне хорошо живётся сейчас, но верю, что меня ждёт благое будущее в лучшем мире. Я этого чаю – ожидаю с надеждой.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий