Два сита
11 июля 1954 года – 65 лет назад – отошёл ко Господу старец Киево-Печерской лавры, высокого роста, худощавый и очень неразговорчивый схимонах Дамиан (Корнейчук) (род. в 1863 г.). Строгий аскет, молитвенник, старец всем своим видом вызывал у людей чувство благоговения. А если и говорил, то только то, что было нужно сказать. Жил он в Киево-Печерской лавре очень замкнуто, строго, не выходя даже к братской трапезе, посещая только богослужения.
«Старец был простым монахом, не имея даже священного сана. Он не был также и особо одарённым проповедником. Но что умел делать схимонах Дамиан, так это молиться. И этого было более чем достаточно, – пишет протоиерей Игорь Рябко. – Как это часто бывает уже с детства, Евдоким, так его нарекли родители, был, что называется, “поцелован Богом”. Склонность к уединению, молитвенный настрой жили в нём с самых юных лет. Когда другие дети играли и озорничали, Евдоким читал Псалтырь и Библию. Поэтому когда, повзрослев, он решил уйти в монастырь, это не вызвало ни у кого удивления. Вызывало удивление другое: каждый раз, выходя из монастыря раз в год для посещения своих родных, он молча становился в красный угол у икон и молился там сутки напролёт. В лучшем случае он мог произнести своим близким лишь пару приветственных слов. Совершив молитву о живых и почивших сродниках, монах так же молча собирался и уходил. Но и к этому со временем родные привыкли».
Схимонах Дамиан был келейником старца Ионы Киевского (+1902), который был прямым учеником и преемником преподобного Серафима Саровского. Духовные чада старца рассказывали, что, посмотрев на тогда ещё молодого священника, будущего митрополита Филарета Денисенко (нынешнего предводителя так называемой УПЦ КП), с грустью в голосе сказал: «Предашь ты нас. Много горя принесёшь Церкви».
Старец сказал, что ближе к концу времён Господь просеет православных на нашей земле через два сита. Это будут сильные искушения, которые разделят людей, и те, кто их не выдержит и не устоит в духе истины, отпадут от Бога.
«До лавры Дамиан подвизался в Ионинском монастыре. Летом он принимал народ на веранде, а в остальное время выходил к прихожанам в комнату, которая находилась рядом с кельей. Отец Дамиан стоял возле иконы Успения Пресвятой Богородицы, когда её опускали для поклонения. Послушание возле чудотворного образа несли два схимника – отец Дамиан и отец Парфений», – вспоминал архимандрит Авраамий (Куява).
Остались воспоминания о старце Дамиане. Ириада Авралева, будущая схимонахиня Ирина (1924–2004), в молодости отправилась к старцу за духовным советом. Её келейница рассказывала: «Когда матушка прибыла в Киев, она пришла в Киево-Печерскую лавру. А там в то время был великий старец, прозорливец схимонах Дамиан (Корнейчук). А к нему столько народу на приём стояло, чуть ли не полтора квартала… Он оставляет всех и бежит к ней: “Ираида, ты что опаздываешь? Ты знаешь, что ты в Книге жизни записана монахиней?” …Он матушке всю её жизнь открыл. Сказал: “Будешь в монастыре. Будешь гонима. Будешь в трёх монастырях. Потом тебя заберут. Всё ты это вынесешь. Потом будешь гонима от своих собратий”. Он обратился к иконе Пресвятой Богородицы: “Матерь Божия, как она это выдержит?” И, оглянувшись к матушке: “Матерь Божия сказала, что всё выдержишь”».
Схимонах Дамиан предсказал ей: «В последние годы будет тяжёлый крест, будешь прикована к постели, будешь тяжело болеть». И действительно, с 1980 года она уже не ходила. Ноги у неё отказали, но она сидела и сидя исполняла всё правило, а последние три года лежала.
Среди духовных чад старца была и блаженная Алипия (Авдеева) (о ней наша редакция рассказывала в «Украинском дневнике», № 709, июнь 2014 г.). Во временной жизни пристанищем старицы было дупло дерева, в котором она совершала подвиг столпничества по благословению своего духовника, наместника Киево-Печерской лавры. С утра до вечера трудилась при храме на послушаниях, а ночью шла к большой липе, растущей неподалёку от колодца преподобного Феодосия Печерского. После кончины отца-наместника её духовником стал старец Дамиан. Он благословил её жить в коридоре помещения, где находились кельи лаврских старцев.
Задолго до смерти схимонах Дамиан знал день и час своего отшествия к Богу и приготовился к нему заранее. Раздав своё скудное имущество, старец почил на девяносто первом году жизни. Могила старца Дамиана – на киевском Байковом кладбище, близ Воскресенского храма.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Быть духовником совсем не то же, что “принимать исповедь и разрешать от грехов”. Пастырство и духовничество не одно и то же. Духовничество – дар духовного врачевания и наставничества, духовниками бывают и нерукоположенные монахи. Например старец Паисий Святогорец не имел священного сана. Случай со схимонахом Дамианом как раз из этого ряда.
Как старец Досифей мог быть духовником, т.е принимать исповедь и разрешать от грехов, когда он не был в священном сане? Какая-то ошибка? Может он духовно направлял, т.е. был духовным отцом и наставником?
1 Кор, 12, 7-11:
Каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
Иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.