Искушения нашего времени
Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу.
Зилоты
Любая жажда власти – воистину Каинова печать. Сегодня речь пойдёт о недобросовестных лидерах общественного мнения. Возьмём политическую оппозицию, которая действует, спекулируя на недостатках власти, запугивает несогласных обвинениями в продажности, грозит им остракизмом. Их жертвами становились даже такие выдающиеся люди, как Достоевский, которому не простили «Бесов», Лесков, высмеявший прогрессивную публику в своих романах, Фёдор Шаляпин, вставший на колени перед Царской Семьёй во время исполнения гимна, и так далее. Но было бы наивным полагать, что травля свойственна лишь левой и либеральной публике. У консерваторов свои табу, свои отступники. Сплошь и рядом можно услышать обвинения, что человек служит силам зла, губит свою душу. Мы помним, сколько поношений обрушилось на Святейшего Патриарха Алексия.
Застрельщиками этого в православной среде являются так называемые ревнители, или, как их ещё называют, зилоты. Они вечно недовольны священноначалием, готовы превозносить того старца, который с ними согласен в чём-то, но обрушивать на него же негодование, если он им чем-то не угодил. Зилотство, конечно, состоит не только из вождей. Там намного больше идеалистов, людей запуганных, а иной раз просто ищущих каких-то острых ощущений. В общем, очень пёстрая компания, к которой я и сам одно время принадлежал. Неофит – ревнитель по определению. И в то же время столь наивен, что обмануть его легко. Слава Богу, обычно ненадолго – Господь вытаскивает из ямы всех, кто хоть немного Ему в этом помогает. Но, увы, даже люди, обладающие каким-никаким духовным опытом, вдруг искушаются и сами потом понять не могут, что за морок на них нашёл.
Но разве мы не должны быть ревнителями? Не к этому ли призывают отцы? Вспомним святого Максима Исповедника. Скажете вы: он в одиночку пошёл против воли трёх патриархов-еретиков!
Да, мы все должны быть ревнителями, но не так называемыми, а настоящими.
Можно ли не соглашаться с начальствующими, резко не принимая те или иные вещи?
Можно и нужно, потому что это наша Церковь, мы за неё в ответе.
Главная опасность зилотства вовсе не в том, что оно поднимает острые вопросы. Она в том, что нас отвлекают от подлинных проблем, настоящих бедствий, надвигающихся на Церковь, заставляя сосредоточить внимание на какой-нибудь интересненькой ерунде, не числящейся даже в первой сотне опасностей. Сражаясь с какой-нибудь надуманной, высосанной из пальца проблемой, мы не замечаем, что проходим мимо действительно важного.
Это очень хорошо видно на примере гаванской встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским. О, как набросились мнимые ревнители на Святейшего, увлекая за собой множество верных, смущая им разум и душу!..
Гаванская встреча
Римская Церковь немало нам досадила в прошлом, да и сейчас ей палец в рот не клади. Не может быть и речи о каком-либо объединении, пока она не вернётся в православие. Тут не нужны никакие переговоры: вернётся – примем, не вернётся – пусть дальше думает, что тысячу лет назад сделала не так. Но в то же время хулой на Духа Святого является утверждение, что католики – не христиане. Вспомним ещё раз беседу святого Силуана Афонского с одним архимандритом как раз на эту тему:
«Старец спросил его, как он проповедует. Архимандрит, ещё молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбуждённо отвечал:
– Я им говорю: ваша вера – блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.
Старец выслушал это и спросил:
– А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он – истинный Бог?
– Это-то они веруют.
– А Божию Матерь чтут они?
– Чтут, но они неправильно учат о Ней.
– И святых почитают?
– Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?
– Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?
– Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы после наших; какой холод и бездушие.
– Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка и что её надо исправить, тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасёмся милостию Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас и не будет пользы».
Вот почему богоборцы воюют и с католицизмом, и с любым течением христианства, не окончательно разорвавшим связь со святоотеческим учением. На протяжении всей истории гонений в СССР нам приходилось отбиваться вместе, подчас успешно, и сейчас мало что изменилось. Обратите внимание: несмотря на очень тесные отношения с Константинопольским престолом, несмотря на то что греко-католики за небольшим исключением поддержали майдан, Ватикан дистанцировался и от тех, и от других в вопросе создания на Украине лжеправославной церкви. Не принял он участия и в травле России, которая продолжается пять лет. И это лишь некоторые плоды встречи в Гаване.
Впрочем, вправе ли я давать ей оценку? Обращусь к мнению действительно авторитетному – афонского старчества, написавшего письмо православному миру по следам событий.
Но прежде несколько слов об экуменизме. Представляет ли он собой опасность? Несомненно. Даже слияние одних только христианских деноминаций, не равных по духу, – это жертва истиной, на которую мы пойти не можем. Но насколько велика эта опасность для Русской Православной Церкви? Знаете, мне за свою жизнь не довелось узреть вживую ни одного экумениста. Они, конечно, есть, но обычно тщательно скрываются. И если иной вдруг обнаружит себя, реакция на него со стороны священноначалия, как правило, очень жёсткая. Это – первое. Второе – в чём именно заключался экуменизм гаванской встречи? Может быть, Патриарх причастился с Папой или хотя бы на йоту ему уступил в вопросах вероучения? Нет, разумеется. Встреча была посвящена лишь одной теме – противостоянию безбожному миру. Так в чём же его обвиняют? Не тот ли это случай, когда было бы желание, а повод найдётся?
* * *
А теперь о письме старцев, появившемся на сайте «Святая Гора Афон». Как сказал о нём протоиерей Андрей Ткачёв, «подозрения в подлоге отсутствуют».
«В наше время план тёмной силы по разрушению Христовой Церкви не в том, чтобы соединить её с католичеством и сделать безблагодатной. И даже не в том, чтобы создать множество ересей и соблазнить верных. Этим многого не добьёшься. На ереси обычно соблазняются неверные, а верные исповедуют Христа через мученичество и только усиливают мощь Православия.
План нечистой силы именно в том, о чём говорили прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, предупреждали другие святые отцы и старцы очень задолго. Единственная возможность низложить Православную Церковь – это разрушение её изнутри. А разрушается она главной силой нечисти, кровью демонического мира – деньгами.
Если говорить о Русской Церкви, то в ней уже в течение целого поколения вводится новая экклесиология: церковная община как семья близких людей, объединённых одним духовным отцом (священником) и, наконец, епископом, заменяется новым объединением деятельных людей. Это учение можно было бы назвать “экклесиологией эффективности”. Теперь община – это уже не духовная семья, а бизнес-проект во главе с менеджером-епископом. Ценность проекта определяется его эффективностью, бизнес-успешностью, а качество самого пастыря – объёмом финансовых отчислений в епархию.
Если говорить об Афоне, то происходит примерно то же самое, с небольшими отличиями. Старые игумены монастырей, духовные отцы, заменяются новыми – эффективными строителями. А в братствах деятельные, знающие цену деньгам (напишем так, чтобы никого не обидеть), подменяют старых традиционалистов, смиренных и нестяжательных. Механизм замены тот же, что был во все времена: зависть, клевета, доносительство и т.д. В этом и состоит главный удар тёмной силы.
Так что пускай успешные и состоятельные христиане кому-нибудь другому рассказывают сказки про то, что они не привязаны к богатству, а бедность – это вообще порок. Просто почитайте Евангелие! Друзья, никого, кроме себя, вы не обманете. Читайте Евангелие, там всё понятно написано.
То же можно сказать церковным менеджерам и борцам с экуменизмом. Вы умалчиваете про табу, о том, что Церковь устремилась в пропасть сребролюбия, вместо этого ищете внешних врагов – этим вы делаете больше плохого, чем хорошего, потому что отвлекаете людей от реальной правды к бессмысленной борьбе со страхами. Это всё равно, что ракового больного пугали бы, что через 100 лет в землю врежется комета и все погибнут, вместо того чтобы сказать: научись не обижаться, прости всех – и твоя болезнь исчезнет. Но для больного правда не в комете, а в том, как исцелиться.
Люди разучились думать: видя (очевидное), не видят, слыша, не разумеют.
Чем вам Патриарх не угодил? Он, как человек, действует в рамках своего понимания истины в той части, где ему попускает Бог. Разве Патриарх за вас разжигается блудными похотями? Разве Патриарх делал вам аборты? Разве Патриарх за вас постоянно думает только о деньгах?
Не понимать, что слияние церквей зависит не от решения Патриарха, а от вашей собственной жизни, не соответствующей заповедям Христовым, от ваших детей, убитых вами, от вашей лени и нерешительности, сребролюбия – это ли не помрачение? Как же можно настолько погрузиться во внешнее, что совершенно исключить волю Божию, единственную подлинную силу в мироздании?
Итак, друзья, не живите страхами и помыслами, обратитесь к сердцу, читайте Евангелие, и глаза ваши откроются: рога торчат не из Ватикана, а из вашего собственного кошелька».
Письмо, как видите, не только и не столько о гаванской встрече, которой отцы не придали значения. Много ли вы слышали от мнимых ревнителей о теме действительно больной: «Теперь община – это уже не духовная семья, а бизнес-проект»? Нет, они её не только сами благополучно обходят стороной, но и отвлекают других. А ведь бедствие огромное. Трудно найти пастыря, которого оно не коснулось, кого не принудили бы повысить расценки на свечи, требы и всё остальное. Глупо не замечать, что авторитет Церкви подвергается сегодня большому испытанию. Напомню, что именно коммерциализация развалила Римскую Церковь, от которой откололись целые страны, возникло множество протестантских церквей. В нашем случае этого не произойдёт, беда в другом – миллионы людей остаются в безверии, сторонятся нас. Вот угроза!
Какого рабства нам следует опасаться?
Задержусь на ещё одном способе отвлечь нас от проблемы обмирщения, ослабления веры, утраты доверия общества Церкви. Речь об электронном рабстве, номерах. Паника начала века относительно ИНН ещё свежа в памяти, ведь и сам я тогда отказался его принимать – столь яростным было давление зилотов, столь энергичной была их пропаганда. Они в очередной раз набросились тогда на Святейшего Алексия, наотмашь били по Церкви. Какое позорное это было зрелище! Лежащие во грехах своих, как в блевотине, упускающие детей, ссорящиеся с ближними, теряющие искреннюю молитву, мы бросились раздувать свою мнимую праведность за счёт отказа от каких-то номеров, которые нам в налоговой всё равно присвоили, посмеиваясь над суеверными. Это было наваждение, явно не без участия нечистых духов.
Что можно сейчас, спустя почти два десятка лет, сказать по поводу случившегося? Мне нечего скрывать ни от государства, ни от кого-либо. Даже если о моих скромных финансах будет известно абсолютно всё, это ни в малейшей степени не повредит моей душе. Как говорил старец Николай (Гурьянов), «что, этот номер заставляет нас пьянствовать, убивать, воровать?»
А вот что рассказал митрополит Тихон (Шевкунов), тогда ещё архимандрит, о реакции старца Иоанна (Крестьянкина):
«В начале января мне позвонил мой духовник, отец Иоанн (Крестьянкин). Он был крайне встревожен той ситуацией, которая складывается сегодня вокруг вопроса об ИНН. Каждый день к нему приходят десятки, а то и сотни (!) писем с криками боли о том, что же делать православным христианам, запуганным листовками и брошюрами, где утверждается, будто ИНН – печать антихриста или, как минимум, невозвратный шаг к принятию этой печати.
Отец Иоанн благословил меня приехать после праздника Крещения в Псково-Печерский монастырь… взять видеокамеру, снять его прямо в келье, когда он будет рассказывать о той духовной ситуации, которая складывается сейчас в России, и о своём отношении к тому, что происходит вокруг споров о принятии ИНН… Ещё до поездки в телефонном разговоре отец Иоанн сказал, что развёрнутая сейчас кампания – “это не борьба против ИНН, а борьба против Церкви”. Это утверждение может кому-то показаться преувеличением, но оно высказано отцом Иоанном совершенно осмысленно».
Одному молодому иеромонаху, представителю некой группы из Москвы, обратившемуся к отцу Иоанну с настойчивым предложением возглавить движение против ИНН, старец ответил следующее: «Дорогой отец N! В кампании, предлагаемой вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности, где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да ещё с критиканством Священноначалия Церкви, который ключом бьёт в ваших высказываниях, воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, воинствующих на тишайшего Патриарха Тихона, а фактически – на Самого Господа и Его Церковь».
Зилоты, прочитав послания отца Иоанна, одного из самых богоносных духовников Русской Церкви, пришли в ярость, печатая опровержения типа: «Осторожно – ложь!». К этому моменту, хочу подчеркнуть – далеко не сразу, они нашли какие-то шестёрки на штрих-коде. Но, во-первых, он предназначен для внутреннего пользования налоговой службы. Во-вторых, как раз на этом штрих-коде, как и на тех, что используются в разного рода пластиковых карточках, шестёрок не было.
Произошла путаница, причины которой в следующем. Шестёрки при желании можно обнаружить в штрих-коде, который называется EAN-13/UPC. Он не используется в России в электронных документах. Зато наши зилоты, как и все мы, имеют с ним дело практически ежедневно, когда идут в магазин. Им отмечены почти все товары, которые мы покупаем, но я не припомню случая, чтобы кто-нибудь из борцов с электронным рабством полностью отказался от меченых товаров и услуг. Морщатся, сравнивают с идоложертвенным, крестят, молитвы читают, иной раз срезают, а потом носят, пользуются, едят. Хочешь рассмешить диавола, начни с ним борьбу без благословения полноты церковной.
Имеет ли решение эта проблема с кодами? Здесь нужно пояснить, что специалисты отчаянно спорят между собой, есть ли на самом деле в EAN-13/UPC три шестёрки. Одни говорят – есть, другие – нет. Это такая довольно специфическая проблема. Другая плоскость споров: были ли шестёрки введены сознательно? Среди программистов много атеистов, кто-то мог и пошутить, и хорошо бы нам добиться изменения кода, порождающего столько проблем. Добиться без истерик. Нужно помнить мысль преподобного Амвросия Оптинского, что бесы соблазняют нас не только откровенно грешными помыслами, но и внушая помыслы по видимости добрые, благовидные, но на самом деле лукавые.
Угрожают ли нашей душе электронные средства контроля, торговли и так далее? Что говорили об этом старцы в последние три десятилетия? Скажем так, они им были не по душе. Но, как предупреждал старец Паисий Святогорец, беда начнётся, когда нас, скажем, будут убеждать отказаться от пластиковых карточек в пользу начертания на руке и лбу. О потенциальной угрозе, появлении каких-то новых, угрожающих душе электронных носителей информации говорил и отец Кирилл (Павлов): «Сейчас будет номер, а завтра карточка, а послезавтра печать». То есть сами по себе ИНН, карточки и так далее ничего дьявольского в себе не содержат, но являются сигналами, предупреждающими о деградации мира.
Когда сошла волна
Это можно отнести не только к этим номерам и тому подобному, но и ко всей современной цивилизации. Во времена Гражданской войны, в условиях тотальной разрухи страна не вымерла от голода, потому что десятки миллионов крестьян могли принять родню из города или обменять продовольствие на вещи. Сегодня мы в этом отношении совершенно беспомощны. Крестьяне сами ходят за мясом, хлебом, молоком в продовольственный магазин. Усиливающийся разрыв социальных связей привёл к тому, что нам трудно стало опираться даже на родственников. Куда ни кинь, мы всё беспомощнее перед государством, а в случае его крушения огромная часть людей уйдёт на дно вместе с ним. Проблема не в электронном рабстве. Оно – ничтожная частность происходящего отрыва человека от почвы, от реальности – вот что лишает нас свободы.
Мы должны говорить о корнях проблемы, причине, из которой является и зилотство, и коммерциализация. Речь об утрате, охлаждении веры. Миллионы людей в конце 80-х годов, в 90-е и позже пришли к вере на волне огромного интереса к ней. Русский народ – народ мессианский, что воплотилось и в большевизме, и в том явлении, которые нередко называют Вторым Крещением Руси. А дальше вышло по слову Божию. Не всякое зерно упало на «добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Иное, однако, «упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока…».
Когда энтузиазма становилось меньше, многие настолько укоренялись в церковной жизни, в том числе материально, что и уйти не могли, и к нормальной жизни в Церкви оказывались неспособны. Кто-то в итоге сосредотачивался на деньгах, иные впадали в обновленчество, иные – в ревнительство. Последних на моей памяти особенно много. Один священник как-то признался мне, что так и не смог уверовать во Христа, а буквально через несколько месяцев он был уже в расколе, присоединившись к мнению, что священноначалие погрязло и проч. У обмирщения много лиц, но угадать их иногда всё-таки можно. Там, где нет любви и трезвости, слабость веры восполняется радикальностью, там не мир, а страх, не терпение, а кипение страстей. Помните мысль преподобного Амвросия: соблазн приходит не с той стороны, где мы крепки, а с той, где слабы, каждого враг ловит на своём.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий