Великорецкие истории

Христос воскресе! Дорогие ребята, скоро вновь, как уже 600 лет подряд, отправится из Кирова на реку Великую крестный ход. Ждём мы этого события весь год: и те, кто собирается с духом стать его участником, и те, кто останется дома и будет молитвой поддерживать крестоходцев, с нетерпением ожидая их возвращения и рассказов.

А этими историями из крестного хода прошлых лет поделились прихожане Предтеченского храма Кирова. Читаешь сердечные, радостные строки – и понимаешь: не зря Великорецкий ход зовут «Вятской Пасхой»!

Четвероногие «паломники»

Один раз мы совёнка увидели. Он сидел на нижней ветке дерева, прямо у лесной дороги, по которой шёл крестный ход. Он был белый, пушистый, как зайчик. Это было солнечным днём, но совёнок сидел, выпучив на нас свои огромные глаза, совершенно не мигая. Весь крестный ход прошёл мимо совёнка, словно на цыпочках, тихо-тихо, никто из паломников не решился потревожить его маленькую жизнь. А другие птицы вокруг крестоходцев стайками летали. Мы после каждого привала оставляли им немного хлеба и другой подходящей пищи. Лесные птицы летели за крестным ходом, как чайки за кораблём, потому что мы их подкармливали.

За крестоходцами при любой возможности увязывались не только птицы, но и собаки и другие домашние животные. Например, у села Горохова крестный ход встретило небольшое стадо молодых бычков. Увидев нас, они сломали хилое заграждение и с рёвом бежали за нами до самого Казанского храма. Двое пастухов с ног сбились, собирая их обратно в стадо, но ничего поделать не могли. Бычки сами успокоились, когда крестный ход остановился в тени гороховских берёз.

А один толстый петух нас и вовсе насмешил!! Вышагивал он важно среди своих кур, но, как увидел крестный ход, засуетился, крыльями забил. Мы подумали, сейчас драться начнёт, курочек своих охранять будет – но нет, петух чуть ли не вприпрыжку тоже побежал за крестным ходом! Пробежит немного – остановится, голову набок повернёт, смотрит. Мы отойдём сколько-то – он снова подбежит.

А однажды, около села Монастырского, за нами увязался целый отряд муравьёв. Они быстро ползли друг за другом по обочине, вытянувшись в цепочку, и почти каждый на спине тащил какую-то былинку-хвоинку – словно рюкзачок. Ну прямо крестный ход в миниатюре!

Всё живое чувствует тепло Божьей благодати и тянется к ней, как ребёнок к сладкой конфете!

Медянский квас

Солнце встало высоко в небе над крестным ходом. О нём можно было бы сказать, если бы это был человек, что он шёл как большой русский богатырь целый Божий день, без нытья и жалоб. Вдруг на горе затемнело небольшое селение с красивым названием Медяны. Батюшка Владимир, который прежде, в деревне Загарье, всех водой кропил-оживлял, в Медянах приготовил для паломников знатное угощение: холодный борщ и душистый деревенский квас. И квасу было – хоть запейся! Мы пили его кружками, черпали поварёшками, пили из алюминиевых мисок, а он всё не кончался. А знаете, какой вкусный деревенский квас? Он чёрный, густой, бархатистый, пенистый, как газировка!

В посёлке Мурыгино местные жители встретили нас как родных! Весь посёлок вышел на улицу. Люди радовались, что к ним в гости пришёл долгожданный крестный ход. Они стояли на обочине дороги, предлагали холодную воду, пироги, блины и конфеты и спрашивали: «Люди добрые, вы не откушаете свежих помидорчиков? Люди добрые, не хотите парного молочка, не хотите газировки попить?»

Всех паломников во дворе храма на сколоченных новеньких столах ожидало угощение на славу: и первое – горячий сытный суп, и второе – разваристая гречневая каша с салатом, и сладкий чай, и компот, и хлебушек свежий, только что с хлебозавода привезённый, ещё теплый. И все вкушали и благодарили и Бога, и жителей Мурыгино, а после этого отправились ночевать, кто куда.

Вязаный подарок

Рядом с нашей группой на привале сидел в стороне на походном коврике молодой батюшка Валерий из Перми. Сидел и молился о своей благодетельнице. С ним вот что произошло. Услышал батюшка о Великорецком ходе буквально за пару дней до его начала, наскоро собрал рюкзак, вскочил в поезд и догнал нас на первой ночёвке. А утром беда приключилась. Собираясь в радостной спешке, отец Валерий не положил в рюкзак такую мелочь, как запасные носки! А без вторых носков, ребята, в крестном ходу ногам несдобровать. Как нужно делать? Одни носки на тебе, вторые – сухие – дожидаются в рюкзаке своего часа. В мокрых носках долго не протопаешь, пятки можно смозолить почти мгновенно. Так с отцом Валерием и получилось. Но одна старушка, приметив его хмурое лицо, недолго думая положила ему на коврик пару шерстяных носочков. Она их, похоже, сама связала. Отец Валерий даже пикнуть не успел, а старушки и след простыл. Вот в этих-то домашних носках пермский батюшка и шёл весь крестный ход – и ни одной мозоли не натёр. А сейчас он сидел рядом с нами на берегу реки Вятки и чувствовал, как греет его сердце бабушкин вязаный подарок.

Круглая радуга

Мы шли обратно. Вот из-за вереницы промышленных зданий вдоль трассы появился купол храма Филейского монастыря. В тот день на небе не было ни одного облачка, солнце с самого утра светило нещадно, но когда весь крестный ход сосредоточился на храмовом дворе и начался благодарственно-водосвятный молебен, то на чистейшем небе вдруг появилась круглая яркая радуга. Она взошла прямо над храмом из ниоткуда – как второе разноцветное солнце. Представляете? Ни одной дождинки на землю не упало, а полнеба заняло сияющее Божье знамение. Все люди увидели его и возрадовались сердцем! Тут двух мнений быть не могло: Господь сотворил чудо-радугу, чтобы мы утешились. Чудом этим Он словно говорил нам: «Я был с вами во все дни крестного хода и решил вас таким видимым образом удивить и порадовать». А уж как мы радовались, тут и словами не передать!

Последний километр

Конечно, после такого небесного чуда мы двинулись по городским улицам с удвоенными силами. И жители Кирова, встречавшие нас, огромными толпами высыпали на обочину дороги. А как бабушки нас встречали, улыбались со слезами, приговаривали: «Миленькие вы наши, хорошие вы наши, добрые вы наши!» – и плакали, и готовы были то место поцеловать, где крестный ход прошёл. «Как вы намучились, как вы исстрадались, да по такой жаре!»

Все изнемогли в последний час. Так и быть должно: последний километр, ребята, всегда самый тяжёлый и ответственный. Некоторых паломников на носилках по городу несли, а других, совсем немногих, и на скорой помощи увезли в больницу. Впрочем, даже те, кого несли на носилках, не сдавались. Они лёжа, пожалуй, ещё громче всех пели. Молитвой других ободряли. А когда крестный ход проходил мимо Спасского собора, то один батюшка, отец Александр, зная, как нам всем сейчас несладко, поставил возле храма огромный бак с холодной водой и начал всех паломников без разбора окроплять. Он всех сильно обрызгивал водой и радостно кричал нам: «Мужайтесь, люди добрые, победа близка!»

Мы и заулыбались, радостно заморгали от батюшкиного дождика. А тут и колокольный весёлый звон от Успенского собора нас настиг. Там, в чудесной прохладе древнего храма, мы отслужили в последний раз молебен с акафистом Николаю Чудотворцу. Многие люди стояли на коленях и плакали, и непонятно было, отчего плакали: то ли от радости, что благополучно дошли, то ли от грусти, что такая радость, как крестный ход, закончилась.

Да, мы, конечно, и после крестного хода вновь и вновь будем поступать эгоистично, жадно, нетерпеливо, скудно, самонадеянно и гордо. Но нас уже не проведёшь: мы точно знаем теперь, что это не прибавляет нам счастья и радости, что это, говоря попросту, душевное мелкоцветие, бесплодие сердца. Ведь в крестном ходу мы узнали, что можем быть совершенно другими.