Гаргульи
Произошедший недавно пожар в соборе Парижской Божией Матери (Нотр-Дам де Пари) вызвал неожиданный вопрос наших читателей. Во время телерепортажей, когда собор показывали крупным планом, многие впервые обратили внимание на странные фигуры явно демонического вида, как бы торчащие из стен собора. Комментаторы мельком упоминали, что это гаргульи, однако не объясняли, откуда они взялись на стенах христианского храма.
Вообще скульптуры всякого рода «смешанных» существ, таких как гарпии – птицы с женскими телами, кентавры – кони с головами людей, и пр., ещё в Древней Греции «охраняли» жилища и храмы. Сохранились 39 гаргулий с храма Зевса, через рот которых вытекала вода. (Собственно, само слово «гаргулья» – это звукоподражание бульканью воды.)
Древнегреческие схожи со средневековыми, теми, что располагались на стенах многих готических соборов Европы. Кому доводилось бывать в буддийских храмах (например, в центральном хуруле Элисты), не мог не отметить похожесть скульптурных буддийских демонов и гаргулий.
Но французская легенда возводит появление гаргулий к VII веку. Согласно ей, в реке Сене жила змея наподобие дракона – Ла Гаргуль, которая извергала из себя воду и переворачивала лодки рыбаков. Каждый год жители Руана приносили жертвы свирепому зверю – девиц или осуждённых. Победил чудище рыцарь Роман, 10 лет служивший канцлером короля Меровингов Клотера II. Он решил изловить Гаргулью, но прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, осуждённый на казнь, ведь терять ему было нечего. Его использовал Роман в качестве приманки. Гаргулья учуяла человека и вышла из пещеры, но тут Роман лишил её воли при помощи креста и молитвы. Он привёл зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр. Тело дракона сожгли, но голова и горло не сгорели. Их-то и закрепили на стене недавно построенного руанского собора в знак победы над злыми силами. Позднее Роман стал архиереем и был прославлен как святой. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день памяти святого.
Считается, что самые первые рукотворные гаргульи появились на соборе города Лан в начале XI в. Формы средневековых гаргулий со временем менялись, усложняясь, удлиняясь. Но неизменным оставалась их функция – служить водостоком, дабы вода с крыш не попадала под фундамент. Гаргульи собора Парижской Богоматери создавались из известняка одновременно с его строительством. Они имели внешность, состоящую из полого обтекаемого тела, длинной шеи и выразительной головы животного. У некоторых есть крылья, заострённые уши и когтистые лапы. Ко времени завершения строительства Нотр-Дама в 1345 г. десятки гаргулий покрывали его наружные стены.
Духовный смысл этих скульптур состоял в олицетворении низменных человеческих пороков, которые верующие должны были оставить, входя в храм. Другое истолкование: гаргульи, как «приручённые» чудовища, защищают церковь от сил зла. Такие объяснения, однако, удовлетворяли не всех. Служители Церкви сбивали такие «украшения» со стен храмов. «Сладкоречивый учитель» аббат Бернард Клервоский (1090–1153) возмущался: «Для какой цели здесь находятся эти существа – полузвери, полулюди?.. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза. Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Со временем облик гаргулий менялся: вместо змей и драконов появились диковинные чудища, которых даже описать сложно, – тут каждый скульптор мог дать волю своей фантазии, потому что даже инквизиция относилась к подобным вещам с пониманием.
Часто термин «гаргулья» ошибочно применяют ко всем изображениям фантастических чудовищ и животных, в частности и к 56 химерам, расположенным на галерее, соединяющей колокольни того же Нотр-Дама. В отличие от гаргулий эти статуи не выступают из внешних стен. Но они появились на соборе значительно позже, в середине XIX в. Когда Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.), химер на нём ещё не было. Две из них даже имеют свои имена: Виверн – двуногий крылатый дракон – и Стрикс, или «Мыслитель».
Стрикса называют ещё автопортретом сатаны – удивительно, но образ ночной полуженщины-полуптицы, убийцы младенцев, практически стал символом Парижа.
Да, кстати. Во время пожара 2019 года химеры и гаргульи не пострадали.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий