Сафьяновые сапожки

Мария САРАДЖИШВИЛИ

– У моих дедушки и бабушки со стороны матери интересная жизненная история. Жили они в деревне на Волге. Бабушка моей бабушки, Матрёны Степановны, была ведьмой. По крайней мере, за такую её в деревне считали. Она свою дочку прокляла за то, что та не за того парня вышла, как мать хотела. Сначала у них вся скотина передохла, потом дети умерли. Единственно, кто уцелел, так это моя бабушка Матрёна. Да и та несчастливая была. Выдали её замуж, а она оказалась бездетной. Свекровь её стала грызть и мужу на мозги капать. И тот стал бабушку бить. Короче, не жизнь, а одни мучения. Муж не знал, как от неё избавиться. Бабушка сама ушла.

И вот как-то были у них в деревне посиделки. Туда все деревенские девушки сходились посидеть, поболтать. И Матрёна пошла. Местные парни как раз завернули. Решили они лучины потушить и в темноте подурачиться. Рядом с Мотей сел мой будущий дедушка – Василий Григорьевич Романов. Бабушка возьми и спроси у него басом, хоть сама была метр пятьдесят:

– Закурить есть?

– Есть, – отвечает дедушка и спичкой чиркает. Глядь, а перед ним девушка сидит. Он и спроси сходу: – Замуж за меня пойдёшь?

– Отчего не пойти, пойду, – отвечает Мотя.

Дедушка на другой же день сватов заслал и сам с ними явился. Ну, бабушка и дала согласие. Тут надо сказать, что Василий Григорьевич хоть и был двухметрового роста и косая сажень в плечах, но имел полное неприятие к алкоголю – от двух стаканов ему плохо становилось. Сидят они, выпивают, всё прилично. Дедушка выпил самогонку и вышел проветриться на скотный двор позади избы. Там ему, на воздухе, плохо стало, и он упал. Тут корова шла и навалила на него. Потом дед рассказывал: «Открыл я глаза: лежу в луже. Мотя с меня какую-то пакость вытирает и плачет: “Не пойду я за тебя замуж, тебя корова обгадила. Стыдоба”».

Корова нагадила на рубаху, и когда дед очнулся, бабушка эту рубаху уже стирала.

Но дедушка не растерялся. На другой день одолжил у сельчан бричку (надо сказать, что его к тому времени жена из дома выгнала за излишний интерес к науке – он очень учиться хотел) и пригласил бабушку в город прокатиться. Там, на базаре, купил ей сафьяновые сапожки вместо лаптей, накатал на карусели и в трактир на обед сводил. А потом дедушка спрашивает:

– Ну как, Мотя, нравится тебе такая жизнь?

– Нравится.

– Вот так ты будешь жить каждый день.

Короче, Мотя согласилась. Терять ей было нечего. Дедушка своё слово сдержал. Бабушка никогда не работала, только во время войны, когда обязаловка была. А в остальное время была на хозяйстве. Детей у них не было. Но дедушка души в Моте не чаял и никогда этим не попрекал. Он прекрасно разбирался в технике. Был и столяр, и травник одновременно. Зарабатывал хорошо, но денег всегда не хватало. Бабушка не умела готовить. Просто ставила в чугунок все овощи и задвигала в печку. Или картошку примется жарить – и такая пакость выйдет: сверху горелая, внутри сырая. Но дедушка никогда не жаловался. Когда домой приходил после работы и садился ужинать, то говорил: «Мотя, мне пошкворчее!» (Погорячее, значит.) А горячее сырым не бывает – это уж он моему папе строго говорил, когда тот не очень доволен был стряпнёй тёщи. И всячески бабушку перед своей матерью защищал, которая готовила умопомрачительно.

Началась война. Дедушку призвали на фронт, и он попал в плен, в концлагерь. Потом его наши освободили, но отправили деда, как изменника Родины, прямиком в Читинскую область – опять в концлагерь. Дед как-то смог сообщить бабушке, где он. Она ответила, что будет его ждать. Деда потом выпустили на поселение. Он там сошёлся с одной женщиной, у которой муж на фронте погиб и двое детей было. С той женщиной вместе дед не жил, она работала при лагере. Однако прижили они одну девочку – мою маму. Дед всё честно написал бабушке Матрёне: так, мол, и так, прими меня с ребёнком. Та подумала и согласилась. Приехала и усыновила ребёнка.

У девочки оказался рахит, ну и ещё куча болячек от слабости. Выходил мою маму сам дедушка. Прожили они с дедушкой в любви и согласии, ни разу за 50 лет не поругавшись.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. Елена:

    Какой замечательный дедушка!

Добавить комментарий