Девятый выпуск — май 2019 (№827)

Беспомощность
В нашей стране 13 млн инвалидов, практически каждый десятый, полтора миллиона – инвалиды 1 группы, ну то есть тяжёлые. Вы никогда не задавались вопросом: где они? Или вот: у нас в стране 320 тыс. колясочников. То есть в любой толпе из 400 человек статистически должен бы присутствовать хоть один инвалид-колясочник. Где они?
Ответ простой: сидят по домам, нос на улицу стараются не казать. Только в последние годы по примеру Европы наше государство обозначило какую-то заботу о неходячих людях. Но в большинстве своём чиновники воспринимают это как досадное обременение и без того скудных бюджетов – все эти пандусы если и делаются, то кое-как, с невероятными углами подъёма, слишком узкими, с какими-то дикими порогами. Иногда я думаю: хорошо бы хотя бы раз в год заставлять этих чиновников на коляске по ним проехать.

Новая сень для Соловецких чудотворцев
В Соловецком монастыре произошло знаменательное событие: в Великую Субботу в Троицком соборе перенесли на историческое место (возле южной стены при входе) раки с мощами преподобных Зосимы, Савватия и Германа под новую, только что собранную позолоченную сень, сообщил нам соловчанин Пётр Леонов.

Кому и сколько
Примечательная заочная дискуссия состоялась в конце марта – начале апреля между Церковью и властью.
«Я думаю, что чиновникам надо быть ближе к народу… их зарплаты должны соответствовать средним зарплатам бюджетников. Вот тогда они начнут понимать, как люди живут, и, может быть, начнут думать о том, как повышать зарплаты», – сказал глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир».

День Победы в стихах
Дмитрий Андреевич Петриков – ветеран Великой Отечественной. Мальчиком пешком ходил в школу из родной деревни в Сасово, за 18 километров. Сделал первый фотоаппарат своими руками. Испытывал построенные корабли. В войну был лётчиком. Писал стихи. Пишет стихи и Георгий Георгиевич Поляков, кадровый военный. Он родился в 1941 году в Заполярье, в посёлке Игарка. Детство его выдалось голодным и холодным: в семье четверо малых детишек, отца забрали на фронт… Разные судьбы и разные стихи об одном – о войне.

Человек с камерой
С Максимом Гуреевым, кинорежиссёром и писателем, я познакомился заочно ещё в Антониево-Сийском монастыре – по рекомендации игумена Варлаама. Мол, приезжали из Москвы хорошие православные люди, отец и сын Гуреевы, снимали кино. А тут узнал, что Максим Александрович взялся делать фильм и о Спас-Каменном монастыре, что на Кубенском озере, ездил туда в конце февраля на снегоходе. Много лет корреспонденты «Веры» там не были – последний раз, когда был жив ещё Александр Плигин, который на свои средства восстанавливал заброшенную обитель. С тех пор много воды утекло. Как там теперь? Договорились с Максимом Александровичем встретиться у станции метро «Сокол». И беседа наша перенесла нас в такие дали, географические и временные.

«Как жаль, что ты не был с ним знаком»
До распада страны оставались считанные месяцы, когда появился этот указ – последний, которым присваивалось звание Героя Социалистического труда. И единственный за всё время существования СССР, когда высшей трудовой награды люди удостаивались посмертно. Шесть человек: Н.И. Тихомиров, Б.С. Петропавловский, И.Т. Клеймёнов, Г.Э. Лангемак, В.Н. Лужин и Б.М. Слонимер. Все они знали друг друга лично и все награждены за одно и то же – создание реактивной установки «Катюша». Но имя Лангемака всё же стоит особняком, его вклад был решающим. Он был расстрелян 11 января 1938 года, но его снаряды разили врага всю войну.

Город святого Георгия
Из изображений святых самое распространённое в России, несомненно, образ святого великомученика Георгия на коне – просто потому, что он оттиснут на каждой российской копейке. Больше на Руси почитают разве только Николу Чудотворца. Егорий Храбрый, поражающий дракона, – один из самых ярких образов в русской народной культуре. Это образ мужества и смелости в борьбе с врагом, стойкости и терпения в муках. Неслучайно утверждённый Екатериной Второй орден Святого Георгия был самой почётной воинской наградой.
В церковном календаре три праздника памяти св. Георгия (если не считать четвёртого – грузинского), один из них приходится на 6 мая нового стиля. Читайте о храме, посвящённом святому в древнем городе Лидда на Святой Земле, и о почитании святого великомученика.

Птица счастья Владимира Рохина
Дорогие читатели, сегодня герой нашей «Галереи» – сыктывкарский скульптор Владимир Рохин. Его имя входит в плеяду известных российских скульпторов, при этом человек он на редкость скромный, публичной жизни предпочитает камерные занятия со студентами и уединённый труд. Каждое утро он отправляется в мастерскую. И неслучайно его недавняя юбилейная, в честь 80-летия, выставка носила название «Вечный двигатель» – оно вполне отражает неуёмную творческую энергию скульптора.

Познай себя
Один молодой отшельник обратился к старцу: «Отче, принимать мне мои помыслы и бороть их или не принимать?» Старец ответил: «Не принимай и не бори. Отгоняй их Иисусовой молитвой». Через некоторые время к молодому отшельнику попросился на ночлег собрат-пустынник. «Куда ходил?» – был задан вопрос гостю. «К старцу. Спросил, принимать ли мне помыслы и бороть их или не принимать». – «И что он ответил?» – «Принимать и бороть». На следующий день молодой монах снова пошёл к старцу узнать, почему на один и тот же вопрос последовало два разных ответа.

Се, жених грядет
Хочу откликнуться на вопрос одного известного в православном мире человека, имя которого называть нет смысла: «Православные, а что для нас Нотр-Дам, кроме как архитектурно-исторический памятник и еретическая синагога, в которой, по большому счёту, все 800 лет души уводили от Бога?»
Мне ближе другое мнение – донецкого священника Дмитрия Трибушного, сказавшего: «Если бы у меня спросили, что такое “русский мир”, я бы ответил: это когда в Париже горит католический Нотр-Дам, а у тебя болит сердце».

Дневники невидимой жизни
«…уже двое суток нахожусь в палате реанимации московской больницы. В эти дни я – сиделка. Пациенты кругом тяжёлые: у кого-то есть сиделка, к кому-то пришла жена, кто-то с медсёстрами, которых, конечно, хотелось бы больше на отделение реанимации, особенно таких культурных, умненьких и хорошеньких. И вот я сижу и понимаю, что быть сиделкой – это потрясающий, удивительный труд».
Нюта (Анна Константиновна) Федермессер – общественный деятель, руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы, основатель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Заметки, которые мы предлагаем вашему вниманию (в сокращении), были написаны ею в разное время и по различным поводам, но что объединяет их, так это неподдельная любовь к человеку.

Встречи на дорогах войны
«Толпа расступилась, пропуская худенькую девочку. Алексей посмотрел на неё недоверчиво, чуть не решив, что обознался. И вдруг встал, бросился к девочке, обнял и заплакал. Она заплакала тоже. Их осталось двое из всей семьи. И всё это время Аня верила, что брат жив и найдёт её».
Иногда в жизни случаются такие встречи, что не верится, что такое возможно, – прямо как в кино. Вот и на войне такое бывало. Как, например, в этих историях, запечатлённых в фотографиях военных лет.

«Немец не войдёт!»
«Во славу Отечества» – так называется рубрикана детских страничках «Веры», в которой мы рассказываем вам, ребята, о наших соотечественниках, принёсших славу Родине своими открытиями и достижениями. А человек, о котором мы сегодня поведаем, всю жизнь трудился на Тульской земле ради славы Небесного Отечества, ради Христа и ближних. Люди звали её ласково – Дуняша – и в детстве, и тогда, когда она стала совсем старенькой. Дуняша была юродивой ради Христа – как Ксения Петербургская и Матрона Московская.

Дань памяти
«В тишине подвала прозвучало негромкое: «Крещается раба Божья Галина…» Таинство прошло без помех. Священник покрестил всех 20 ребят и перед рассветом покинул подвал. Его путь лежал в лес – к партизанам. Утром распространилось печальное известие: на выходе из города отец Иван был задержан патрулём и тут же расстрелян. Местные жители похоронили его недалеко от того места. И до сих пор смотрят за могилой… Тогда, в январе 1943-го, трудно было предположить, что Галя, повзрослев…»

Сафьяновые сапожки
И вот как-то были у них в деревне посиделки. Туда все деревенские девушки сходились посидеть, поболтать. И Матрёна пошла. Местные парни как раз завернули. Решили они лучины потушить и в темноте подурачиться. Рядом с Мотей сел мой будущий дедушка – Василий Григорьевич Романов. Бабушка возьми и спроси у него басом, хоть сама была метр пятьдесят:
– Закурить есть?
– Есть, – отвечает дедушка и спичкой чиркает. Глядь, а перед ним девушка сидит. Он и спроси сходу: – Замуж за меня пойдёшь?
– Отчего не пойти, пойду, – отвечает Мотя.

Поживи за меня
Красивая фамилия – Чирков. Чирок – самая малая чайка на реках и речках, а разновидностей чаек очень много, и у каждого вида своё название. Чайка – символ свободы и единственная птица, которая не живёт в неволе.
Отслужив и отработав до самой пенсии на разных воинских должностях, Николай Валентинович Чирков после тридцати лет отсутствия вернулся на свою малую родину. Занялся пчеловодством и, надо сказать, преуспел в этом. Мне, неравнодушному к пчёлам, случилось как-то приехать в его село Красногорье, и Николай Валентинович попросил меня подремонтировать печку у его отца-фронтовика. Печка – святое дело. И в этом было радостно услужить, особенно фронтовику.

Глазами ребёнка
Это мне рассказала моя подруга Елена Григорьевна Иванова (Волошко) в 2016 году незадолго до смерти, когда ей было 75 лет. Она очень хотела поделиться воспоминаниями, которые носила в себе всю жизнь. Такое вправду не забывается…
* * *
Утро 22 июня 1941 года. Одесская область, село Чалбасы. Наша семья – это бабушка, папа, мама и мы – трое детей. Брату пять лет, мне четыре года и нашей младшей сестричке только десять месяцев. Мы проснулись от громкого хлопанья дверями. Папа, мама и бабушка бегают по комнатам и кричат: «Война!» И мы побежали за ними, тоже хлопая дверями и весело крича: «Война!» – не понимая смысла этого ужасного слова.

Горькие колоски
Уважаемая редакция! В преддверии Дня Победы посылаю вам архивный документ. Хочу, чтобы люди помянули моего отца, одного из миллионов участников народного бедствия – Великой Отечественной войны, мл. лейтенанта Дубинина Ивана Степановича. Это напечатанный на машинке приказ от 24 января 1944 года о награждении его орденом Красной Звезды. Отец служил командиром стрелковой роты 219-го Гвардейского стрелкового полка 71-й Краснознамённой стрелковой дивизии.
К приказу прилагается наградной лист – от руки написанное «конкретное изложение личного боевого подвига».

О Суде Божьем и суде человеческом
Давно существует в «Ве ре» рубрика «Просьбы о помощи». Множество людей, оказавшихся в ситуациях, о которых говорят «и врагу не пожелаешь», получили от наших читателей поддержку: молитвенную, душевную, материальную. А сколько храмов восстанавливается благодаря лепте тех, кто прочёл о них в «Вере» и решил помочь! Низкий поклон вам, дорогие читатели, за вашу сострадательность и деятельную любовь.
И простите нас. Потому что снова мы получили подтверждение того, что не всегда за помощью обращаются только больные и страждущие. Эти люди вводят в заблуждение и нас (хотя мы и стараемся всё проверить), и наших добросердечных читателей, которые собирают им посылки, шлют денежные переводы (а какие нынче у большинства доходы, какие пенсии – мы все знаем). Сразу оговоримся: таких за всё время существования рубрики было немного, единицы, но полностью, увы, избежать этого практически невозможно.

Душа как сито
…Мне часто вспоминается диалог двух пешеходов-старичков. Они шли впереди меня и вряд ли подозревали, что их может кто-то подслушать. Один говорит другому: «И вот я спрашиваю у неё: “У тебя душа как сито? Или задерживает мою любовь?..”». Не знаю, что ответила незнакомая мне женщина, но слова эти запомнились. Я желаю всем нам иметь душу, где есть место для голубого платочка, для любви, которая сильнее времени.

Цветник духовный
Два брата встретились в суде: одного судили за тяжкое преступление, другой, известный меценат, добродетельный человек, ходатайствовал о снисхождении к обвиняемому…
Добавить комментарий