Познай себя
Один молодой отшельник обратился к старцу: «Отче, принимать мне мои помыслы и бороть их или не принимать?» Старец ответил: «Не принимай и не бори. Отгоняй их Иисусовой молитвой». Через некоторые время к молодому отшельнику попросился на ночлег собрат-пустынник. «Куда ходил?» – был задан вопрос гостю. «К старцу. Спросил, принимать ли мне помыслы и бороть их или не принимать». – «И что он ответил?» – «Принимать и бороть». На следующий день молодой монах снова пошёл к старцу узнать, почему на один и тот же вопрос последовало два разных ответа.
Ответ был: «Ты ещё духовно немощен, и помыслы могут тебя погубить, ожесточить твою душу, увести от Бога. Более же опытному побороть их с Божией помощью возможно, они его душе не повредят. Наоборот, победив искушение, он станет более духовным».
Я прежде, справедливо полагая себя немощным, тоже отгонял от себя помыслы. Но с возрастом утихли страсти, не осталось былой резвости, появились свободное время и планшет с океаном информации. А через него навалилось столько всего, что затрещала моя оборона. Иной раз думаешь: «Может, я уже духовно опытный, принять, как прививку, переболею – в надежде получить иммунитет по этому вопросу». Открыл это своему благочинному, иеромонаху Александру, чем очень-очень опечалил его. У иеромонаха Феодосия этот вопрос вызвал раздражение. Прихожан я и вовсе поверг в панику. Но с Божией помощью, через покаяние, восстановился мир с Богом и ближними. Однако искушение оставило свои метки. Я стал духовно взрослее. Но вскоре опять заболеваю проблемами государства и мироустройства. Всё плохо, всё разрушается, подтачивается неверием. Увидел, как истребляются планомерно неизвестно кем многие народы. Обсуждать с ближними боюсь – не хочу заразить их. Но вот Бог посылает двух паломниц – давних собеседниц, у которых христианский взгляд на окружающее давно устоялся. Они говорят, что не всё так плохо в государстве, во внешней политике, в оборонке, строятся храмы, дороги, мосты, предприятия.
Но среди ночи приходит новый помысел: «Вот отпевал ты покойника. Он был, как всем казалось, молод, здоров, но умер неожиданно от онкологии. Не так ли с государством? Ведь то, что мы видим, и то, что на самом деле, – это не одно и то же». Но всё-таки спасибо Наталье и Татьяне: я на этот раз успокоился – чтобы вскоре вновь встревожиться. Заражаюсь очередной болезнью. Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов записал диск: «История РПЦ в ХХ веке в личностях её патриархов». Там говорится о сергианстве, сотрудничестве руководства Церкви с демоническим руководством СССР. Выходит, я никонианин, член Церкви, созданной Сталиным. Ты, Господи, привёл меня в неё. В ней находились мои родители, в неё однажды пришёл и я, принял священство, затем монашество и пошёл за Тобой. Доверившись Тебе, я не знал, что буду есть, где жить, во что одеваться. Слава Богу, прошёл школу аскетики: пятнадцать лет жил в лесу, носил одежду покойников, ел то, что приносили бабушки. И всё это было в сталинской Церкви? Нет, в Божьей – православной. По-прежнему почитаю и люблю наших патриархов. Бог избрал их и пленением гражданской властью смирил. Неизвестно, как бы повели себя на их месте осуждающие. Конечно, мне было больно узнавать какие-то неприятные вещи о своей родной Церкви. Они сильно меня поразили, но я смог это пережить.
Постарался изучить другие течения христианства – там всё ещё хуже.
Душой и телом принадлежу Русской Церкви. Её возглавляет великий господин – Святейший Патриарх, он предстоит за нас перед Богом и государственной властью. Поскольку Церковь как организация живёт в социуме, где необходимы деньги, мы отчисляем их из своих средств в вышестоящие структуры. Они – наши господа по воле Божией и по праву. Как сказано у апостола Иоанна, «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Я являюсь руководителем прихода. Живём мы на хуторе, приходится трудиться. Труд меня радует. Скорблю о тех, кто лишён возможности им заниматься. В своих прихожанах я вижу опору в служении Господу. И я им не господин, а слуга. Я должен спешить к болящему, крестить, исповедовать, исполнять таинства, утешать малодушных, мирить ссорящихся, заблудшим указывать верный путь, напутствовать уходящих в вечную жизнь, отпевать их. Христиане, как сказано у евангелиста Матфея, живут не для того, чтобы им служили, а для того, чтобы послужить многим. Господь же даёт моим прихожанам благодать и средства на содержание меня, выплату налогов, оплату электроэнергии, содержание храмов и прочее. Меня, тщеславного, легко можно испортить похвалой, почестями, наградами и прочим, что служит возвышению над другими. Господи, не дай мне этого.
Размышляю: нужны ли мне были помыслы для познания себя? Они дорого мне обошлись. Был момент, когда я оказался на краю душевной гибели. «Зачем тебе это, – спросят меня, – почему ты не бежишь от опасностей?» Некуда бежать. Мне остаётся только бороться и уповать на милость Божию.
Чтобы познать себя, надо осмотреться. Кто дал мне жизнь? Бог. Когда мои родители зачали меня, с этого времени Он, Животворец, всегда со мной: в каждой клеточке моего тела, связывая душу и тело воедино, давая силы любить ближних, даже любить врагов моих. Когда животворящий дух покинет меня, душа и тело распадутся, тело остынет и через тление возвратится в землю. А душу, собравшую плоды Святого Духа – любовь, радость, мир, – примет Господь в Свои обители. Случится ли это? Всем сердцем надеюсь, ведь Он во мне, а я в Нём, мы одно тело – так как же всемогущий Человеколюбец не спасёт Своего члена? «Бог ли не защитит избранных Своих… Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? В мире господствуют информационное поле развлечений, соблазны, и этим люди заглушают в себе страх перед будущим. Те же, кто живёт с Богом, доверяет Ему, имеет страх Божий, избегают соблазнов – они с радостью ждут будущего, не опасаясь смерти, а надеясь наследовать новую землю и новое небо.
Поздравляю сотрудников и читателей газеты со Светлым Христовым Воскресением!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий