Город святого Георгия

Церковь 6 мая отмечает день святого Георгия – святого, почитаемого во всём мире, особенно же в Грузии, Англии и Греции. Почитают его и в России, однако не так, как Николая Чудотворца, но всё же. С уверенностью можно сказать, что тем, кто паломничал по святым местам России, непременно доводилось бывать и в храмах, посвящённых этому святому. Мне, например, особенно запомнился Юрьев монастырь в Великом Новгороде («День святителя Никиты», «Вера», № 492, июнь 2005 г.).

Храмовая икона Георгиевского собора юрьевского монасыря_одна из древнейших в России. Фото: ru.wikipedia.org

Монастырь этот – один из древнейших на Руси, основан был ещё киевским князем Ярославом Мудрым, имя которого в крещении как раз было Георгий. Ярослав Мудрый и «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». С тех пор память его творится не только праздниками, которых аж три в нашем церковном календаре – 6 мая, 16 ноября и 9 декабря, но и на гербе Москвы, в названиях городов (Юрьевец, Георгиевск и др.), наградах – Георгиевский крест был особой наградой за военные заслуги. Георгиевская лента – как раз от этого ордена.

На Руси почитали Георгия как заступника пастухов и земледельцев. Тут совпало: на весенний день памяти св. Георгия у крестьян приходился первый выгон скота – лепили из теста фигурки домашнего скота, устраивали трапезы и молебны.

Имя Георгий с греческого значит «земледелец», и, возможно, именно им видела своего сына его мать-христианка Полихрония. Но святой Георгий стал воином и погиб за свою веру, исповедуя Христа. Так он стал покровителем воинов.

Одна из читательниц, Любовь Верман, как-то рассказала нашему сотруднику Елене Григорян такой случай:

– Мы были на Святой Земле, и когда мы распределяли поездки, то оказалось, что в Лидду, где находятся мощи святого великомученика Георгия, уже не попадаем. Поездка подходила к концу, назавтра был назначен отъезд. Я стала убеждать экскурсовода: поедем, поедем! И всё-таки удалось уговорить, в Лидду мы заехали. Ощущения от пребывания возле святыни передать невозможно. Скажу лишь, что чувствуется живое присутствие святого великомученика. А вечером того же дня в гостинице у меня страшно разболелся зуб. Выпила лекарство, а боль не утихала. И тут я вспомнила про ватный тампон со святым маслом. Это масло было налито на гробнице святого Георгия, чтобы люди брали. Я приложила ватку к щеке – и тут же будто стрела пронзила это место. Исцеление было мгновенным – боль сразу отпустила, и с тех пор зуб не болел. Эту ватку до сих пор храню для таких сложных случаев, и временами она так благоухает, что не передать словами. Я очень благодарна Георгию Победоносцу и очень его люблю…

Отправимся же и мы в Лидду, где побывала наша читательница.

* * *

Небо над этим израильским городком с 70-тысячным населением то и дело прочерчивают самолёты – от центра города до терминала аэропорта Бен-Гурион менее шести км. Город не очень знаменитый, но древний. Назывался он Лод (Луд), однако греки переименовали его в Лидду. Город не раз упоминается в Новом Завете. Когда-то здесь проповедовали св. апостолы Пётр и Иоанн, а апостол Пётр исцелил здесь человека по имени Эней, восемь лет лежавшего после инсульта без движения.

Город был полностью разрушен римлянами во время Второй Иудейской войны и отстроен заново с именем Георгиополь («город Георгия»). Здесь обосновались крестоносцы, и главной их святыней стал храм Святого Георгия.

Храм над мощами святого великомученика, как и многие христианские святыни в Палестине, неоднократно разрушался и восстанавливался. Интересно, что первым разрушителем в 1009 году был исламский правитель Хаким Безумный. Тут невольно вспоминается имя Ярослава – Мудрый… Окончательно храм восстановили лишь в 1870 году на средства русского правительства.

В Лидде прошли детство и юношеские годы святого Георгия, и после его смерти в 303 году останки были перенесены сюда, на родину матери. Верхняя плита гробницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Паломник XII века Иоанн Фока рассказывает, что когда латинский епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей Георгия. Однако открыть её не удалось – оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг.

* * *

…Автобус подруливает к площади возле храма, и в глаза бросается прежде всего мечеть Эль-Омар с зелёным куполом и минарет с громкоговорителями наверху. Мечеть находится буквально у стены христианской базилики, напоминающей большой жилой дом. В своё время это место отторгли от храмового комплекса мусульмане. Минарет выше храма – это такой традиционный знак превосходства. Но, как часто бывает здесь, на Святой Земле, разбой не остался без ответа: в 1948 году во время арабо-израильской войны все арабы-мусульмане были депортированы из города. Теперь здесь, поблизости от церкви, выросли ещё и две синагоги. Район возле храма Св. Георгия победители назвали «Парк мира», но надолго ли этот мир – неясно.

Проходим мимо небольшого рыночка, где арабы продают крохотные кочаны капусты и огромные луковицы. Движемся, как мы думаем, в сторону церкви. Экскурсовод всё же уточняет у арабской женщины средних лет, как тут пройти в храм Георгия. Нет, она не знает о таком, не слышала. Перешагивая через свалку ящиков из-под апельсинов, банановые очистки (удивительно умение здешних арабов везде организовать свалку!), выходим на маленькую улочку – вот и металлическая дверь в храм, на которой изображена эмблема Святогробского братства.

Храм Святого Георгия в Лидде. Фото: philip-f.narod.ru

 

Рельеф над входом в храм

Мы заходим в храм и сразу спускаемся в крипту, к гробнице св. Георгия. Это такое небольшое аскетичное помещение из неоштукатуренного камня со сводчатым потолком, посредине которого стоит кенотаф, а на стене – мозаичная икона святого.

Гробница святого Георгия

Ну ещё рядом с гробницей – металлический ящик для сбора пожертвований. На мраморной крышке гробницы – рельеф святого Георгия, который залит какой-то ароматной жидкостью. Раньше служители храма наливали обычное освящённое масло, но сейчас это разбавленное нардовое масло, очень ароматное, но по структуре более походит на мыльную воду. Ею помазывают паломников, спустившихся сюда. Точнее, паломники сами себя помазывают. А потом поднимаются наверх, в храм.

Внутри храм выглядит совсем не так скромно, как снаружи: мраморный пол с мозаиками, огромные подсвечники, несколько роскошных паникадил, из которых большее – метра три в диаметре.

Внутри храма: мраморный пол с мозаиками, огромные подсвечники, роскошные паникадила…

 

Икона великомученика в храме Лидды

Два иконостаса: один в приделе Св. Георгия Победоносца, другой – Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Георгиевском приделе стоят скамейки со спинками, как в католическом храме. Пройдя мимо них, мы подходим к стене, в которую вделана цепь с металлическим ошейником. Это кандалы, которыми, по преданию, святой Георгий был прикован в темнице.

Оковы св. Георгия верующие надевают на себя для укрепления веры и исцеления тела.

 

Ковчег с частицей мощей св. Георгия – для поклонения

Паломническая традиция – накладывать их на себя в тех местах, где болит, ну или если нигде не болит, то на шею. Подходят не все, кто-то стесняется. Я прикладываю оковы к шее – всё же сидячая работа сказывается прежде всего на этом месте. Далее сопровождающий нас иеродиакон Александр испрашивает у служителя серебряный ковчежец с частицей мощей св. Георгия, чтобы приложиться: тут уже подходят все, потому что такой образ поклонения нам, русским, привычнее.

Вот, собственно, и вся паломническая программа посещения Лидды. Можно ещё посидеть спокойно и помолиться: в храме пустынно и тихо. Когда-то здесь, на одной из колонн храма, прославилась чудотворная икона Богоматери, которую стали именовать Лиддской. Но с XI века о ней ничего не известно.

Христиан в городе мало. Шумно здесь бывает в ноябре: в праздник обновления храма, как обычно, маршируют скауты-барабанщики, идёт крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом со свитой…

Выходим из храма на жаркую пустынную площадь. В эту минуту громкоговорители на минарете оглушительно начинают вещать призыв к намазу. Говорят, что иногда мусульмане посещают крипту св. Георгия. В исламе Георгия называют Джирджисом и он считается учеником одного из апостолов Исы (Иисуса).

Образ св. Георгия с клеймами и арабскими надписями

Есть нечто общее и в мусульманских преданиях о жизни Георгия: в них рассказывается, что Аллах послал его к идолопоклоннику – правителю Мосула – с призывом принять истинную веру, но тот подверг мученика пыткам и казням, однако Аллах каждый раз воскрешал его. В городе Мосул на севере Ирака до недавнего времени находилась мечеть пророка Джирджиса с его местом захоронения. Но 27 июля 2014 года мечеть взорвали боевики-исламисты.

* * *

Конечно, поехать поклониться св. Георгию на Святой Земле удаётся не всем, да и не каждая паломническая группа заворачивает в Лидду. Как и на Афон, где в монастыре Ксенофонта в серебряной раке хранится десница святого, то есть правая рука до локтя. Другая частица хранится там же, на Афоне, в монастыре Кутлумуш, – её привозили для поклонения в Россию в 2005 году.

Есть частицы мощей святого Георгия и в российских храмах: например, в Троице-Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках (возле правой колонны ближе к солее центрального придела). В 1998 году появилась частица мощей в храме Вмч. Георгия на Поклонной горе. Её привезли в Россию с благословения Иерусалимского Патриарха как раз из Лидды.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий