Стать святыми
Хорошо быть кающимся грешником. После исповеди в душе у него тихая радость. Мучения от зависти, обид, осуждения, уныния, маловерия и прочих грехов отскакивают как небывшие. Мир с Богом и ближними восстанавливается. Господь наш Своей благодатью прощает, как следует из разрешительной молитвы, все согрешения, даже те, в которых грешник забыл покаяться. Это особенно явно переживают новоначальные и те, кто имеет навык покаяния, то есть кто относится к исповеди очень серьёзно. Жизнь начинается с чистого листа – такова сила покаяния в Православной Церкви. Это путь к святости.
Великий пост – сугубое время для покаяния. Христианин обязан следить за своими делами и мыслями, уделять духовной жизни максимум времени и сил, убегать от соблазнов и приключений.
Первый день поста. Служба идёт своим чередом. На шестом часе читается первая глава книги пророка Исайи. В ней он описывает своё видение об Иудее, Иерусалиме во дни царей Осии, Иофама, Ахаза, Езекии.
То, что видел пророк, можно спроецировать и на современные отношения россиян и Бога, да и всего мира при «царях»: Горбачёве, Ельцине, Владимире Владимировиче, Трампе и других. «Народ грешный, народ, обременённый беззаконием, племя злодеев… Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими… Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!.. когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь… если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас».
Почему тогда, при Исайе, народ оказался в столь трагической ситуации? Потому что, отступив от Бога, перестал разуметь своё служение. Иногда меня посещают думы: а есть ли ещё в России народ? Чтобы быть народом, люди должны быть одним целым. Он складывается из ячеек – семей. Если их нет, если они разрушаются, население становится как песок, из которого ничего не построить. Когда началось наше российское отступление от Бога? Может, в семнадцатом веке во время Раскола? Католическая инквизиция по сравнению с тем, что было у нас, – детские шалости. Перед русским царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном появилась перспектива стать во главе всего православного мира.
Если Никон действительно был таким властолюбцем, как о нём пишут, понятно, зачем ему понадобилась реформа. Решил стать православным Папой, для чего понадобилось привести православное богослужение, все обряды к общему знаменателю. Начались гонения на тех, чья вина была в том, что они хотели продолжать молиться и креститься так же, как преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский, Анна Кашинская и другие святые. Пострадали тысячи и тысячи верных, ревностных православных людей. Погибавшая в узах боярыня Морозова просила стражников дать ей хоть корочку хлеба, или огурчик, или яблоко. «Не велено», – отвечал охранник. А ведь он считал себя христианином, как и тот, кто отдал ему приказ.
Недавно мне рассказали в чём-то похожую историю. Один полицейский стал поить чаем задержанного, который был очень голоден. «Ты бы его ещё в ресторан сводил», – сказал зашедший начальник и предупредил, что терпит такое в последний раз, потом будет наказывать.
Сжигали протопопа Аввакума тоже христиане, хотя Бог велел: «Не убий».
Именно тогда девиз «Цель оправдывает средства» закрепился в России. Под ним прошли реформы Петра. В семнадцатом веке аукнулось, в двадцатом – откликнулось. Да и сейчас расплачиваемся. За тридцать вольных лет Церковь восстановила и построила много храмов, в десятки, если не сотни раз выросло число приходов. И духовенство, и народ стали куда грамотнее, но мало изменений в сторону Христа и в народе, и в государстве. Все осуетились, ослабли, погрязли в материальном. Христианин – ученик Христа. И тоже бог – по благодати. Он борется со злом в себе и вокруг, молится за врагов, ненавидящих и обидящих, стремится к святости. Но Церковь в последние годы воспитывает гераклов – полубогов, которые побеждают девятиглавую гидру, чистят Авгиевы конюшни, организовывают соревнования по гиревому спорту, добиваются цели любой ценой. Только цель их – не святость. Когда я увидел лживость мира, то ушёл от него туда, где Солнце Правды – Христос. Меня спрашивали: «А что, в Церкви все правдивы?» Отвечал им: «Нет, и мы лицемеры: говорим одно, делаем другое, подразумеваем третье. Но Священное Писание гласит: “Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают”».
Нас ждёт страшное время, хуже чем в 1917 году, если не изменимся. Ждёт страшный раскол, потому что я вижу, как всё дальше расходятся люди, даже внутри Церкви. Вот гонят, судят иеговистов, и этому некоторые радуются, ведь гонят еретиков. Да, бороться с ними надо, кто спорит, но другими средствами – не с помощью государства, а святостью. Были бы мы достойны православия, не было бы сект. И гонят их не ради истины, а по каким-то своим соображениям, как будут однажды гнать и нас. Но многим этого не объяснить. Подходит женщина, спрашивает: «Можно ли молиться за врагов?» «Что за наивность, – думаю, – неужели она не заглядывала в Евангелие?» «Можно и нужно», – отвечаю. И слышу: «А мне мой батюшка запрещает. Как бы вреда не вышло и дьявол на меня не напал». «Слушать нужно прежде Бога – Иисуса Христа, – объясняю. – Он нам повелел молиться за врагов, и никто Его воли отменить не может».
Моя крестница София и восьмилетний внук Егорка объявили себя главнокомандующими. Развесили объявления об открытии высшей военной армии – для обороны скита Визябож. Принимают всех от шести до пятнадцати лет – только православных, сильных, смелых и крутых. Даже дети наши хотят стать крутыми. Конечно, я с крутыми буду в приходе разбираться. Нам нужны не крутые, а смиренные и послушные, нам нужны святые. Будьте святы, как и Отец наш свят.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий