Стать святыми

Хорошо быть кающимся грешником. После исповеди в душе у него тихая радость. Мучения от зависти, обид, осуждения, уныния, маловерия и прочих грехов отскакивают как небывшие. Мир с Богом и ближними восстанавливается. Господь наш Своей благодатью прощает, как следует из разрешительной молитвы, все согрешения, даже те, в которых грешник забыл покаяться. Это особенно явно переживают новоначальные и те, кто имеет навык покаяния, то есть кто относится к исповеди очень серьёзно. Жизнь начинается с чистого листа – такова сила покаяния в Православной Церкви. Это путь к святости.

Великий пост – сугубое время для покаяния. Христианин обязан следить за своими делами и мыслями, уделять духовной жизни максимум времени и сил, убегать от соблазнов и приключений.

Первый день поста. Служба идёт своим чередом. На шестом часе читается первая глава книги пророка Исайи. В ней он описывает своё видение об Иудее, Иерусалиме во дни царей Осии, Иофама, Ахаза, Езекии.

Марк Шагалю «Пророк Исайя»

То, что видел пророк, можно спроецировать и на современные отношения россиян и Бога, да и всего мира при «царях»: Горбачёве, Ельцине, Владимире Владимировиче, Трампе и других. «Народ грешный, народ, обременённый беззаконием, племя злодеев… Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими… Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!.. когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь… если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас».

Почему тогда, при Исайе, народ оказался в столь трагической ситуации? Потому что, отступив от Бога, перестал разуметь своё служение. Иногда меня посещают думы: а есть ли ещё в России народ? Чтобы быть народом, люди должны быть одним целым. Он складывается из ячеек – семей. Если их нет, если они разрушаются, население становится как песок, из которого ничего не построить. Когда началось наше российское отступление от Бога? Может, в семнадцатом веке во время Раскола? Католическая инквизиция по сравнению с тем, что было у нас, – детские шалости. Перед русским царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном появилась перспектива стать во главе всего православного мира.

Алексей Кившенко. «Церковный собор 1654 года». (Начало раскола. Паириарх Никон представляет новые богослужебные тексты»

Если Никон действительно был таким властолюбцем, как о нём пишут, понятно, зачем ему понадобилась реформа. Решил стать православным Папой, для чего понадобилось привести православное богослужение, все обряды к общему знаменателю. Начались гонения на тех, чья вина была в том, что они хотели продолжать молиться и креститься так же, как преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский, Анна Кашинская и другие святые. Пострадали тысячи и тысячи верных, ревностных православных людей. Погибавшая в узах боярыня Морозова просила стражников дать ей хоть корочку хлеба, или огурчик, или яблоко. «Не велено», – отвечал охранник. А ведь он считал себя христианином, как и тот, кто отдал ему приказ.

Недавно мне рассказали в чём-то похожую историю. Один полицейский стал поить чаем задержанного, который был очень голоден. «Ты бы его ещё в ресторан сводил», – сказал зашедший начальник и предупредил, что терпит такое в последний раз, потом будет наказывать.

Сжигали протопопа Аввакума тоже христиане, хотя Бог велел: «Не убий».

Григорий Мясоедо. «Сожжение протопопа Аввакума»

Именно тогда девиз «Цель оправдывает средства» закрепился в России. Под ним прошли реформы Петра. В семнадцатом веке аукнулось, в двадцатом – откликнулось. Да и сейчас расплачиваемся. За тридцать вольных лет Церковь восстановила и построила много храмов, в десятки, если не сотни раз выросло число приходов. И духовенство, и народ стали куда грамотнее, но мало изменений в сторону Христа и в народе, и в государстве. Все осуетились, ослабли, погрязли в материальном. Христианин – ученик Христа. И тоже бог – по благодати. Он борется со злом в себе и вокруг, молится за врагов, ненавидящих и обидящих, стремится к святости. Но Церковь в последние годы воспитывает гераклов – полубогов, которые побеждают девятиглавую гидру, чистят Авгиевы конюшни, организовывают соревнования по гиревому спорту, добиваются цели любой ценой. Только цель их – не святость. Когда я увидел лживость мира, то ушёл от него туда, где Солнце Правды – Христос. Меня спрашивали: «А что, в Церкви все правдивы?» Отвечал им: «Нет, и мы лицемеры: говорим одно, делаем другое, подразумеваем третье. Но Священное Писание гласит: “Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают”».

Нас ждёт страшное время, хуже чем в 1917 году, если не изменимся. Ждёт страшный раскол, потому что я вижу, как всё дальше расходятся люди, даже внутри Церкви. Вот гонят, судят иеговистов, и этому некоторые радуются, ведь гонят еретиков. Да, бороться с ними надо, кто спорит, но другими средствами – не с помощью государства, а святостью. Были бы мы достойны православия, не было бы сект. И гонят их не ради истины, а по каким-то своим соображениям, как будут однажды гнать и нас. Но многим этого не объяснить. Подходит женщина, спрашивает: «Можно ли молиться за врагов?» «Что за наивность, – думаю, – неужели она не заглядывала в Евангелие?» «Можно и нужно», – отвечаю. И слышу: «А мне мой батюшка запрещает. Как бы вреда не вышло и дьявол на меня не напал». «Слушать нужно прежде Бога – Иисуса Христа, – объясняю. – Он нам повелел молиться за врагов, и никто Его воли отменить не может».

Моя крестница София и восьмилетний внук Егорка объявили себя главнокомандующими. Развесили объявления об открытии высшей военной армии – для обороны скита Визябож. Принимают всех от шести до пятнадцати лет – только православных, сильных, смелых и крутых. Даже дети наши хотят стать крутыми. Конечно, я с крутыми буду в приходе разбираться. Нам нужны не крутые, а смиренные и послушные, нам нужны святые. Будьте святы, как и Отец наш свят.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий