Проклятия псалмов

Вот картина: после литургии на середину храма выходят семь священников – наверно, сейчас начнётся Таинство елеосвящения. Но нет! Уж как-то странно выглядят они: одеяния вывернуты наизнанку, обувь надета не на ту ногу. А чтобы в храме повис чёрный дым, дьяконы льют уксус в сосуд с известью – в это время духовенство читает 34-й Псалом «Суди, Господи, обидящыя мя». Затем каждый из семи иереев прочитывает фрагмент Псалтири и так называемого «тропаря Иуды», то есть 4-го антифона последования Страстей в Великую Пятницу. Вот эти фрагменты Псалмов: 34,1-10; 34,10-19; 34,19-28; 108,1-12; 108,13-22; 139, 1-4; 139, 5-14.

Потом свечи гасятся в сосуде с уксусом, а сам глиняный сосуд торжественно разбивается, причём устав предписывает делать это так, «чтобы никто не понял, что делается». Но внимательный прихожанин уже мог морально подготовиться к этому жутковатому действу: колокол, созывающий людей на эту странную службу, звучал невпопад – а всё потому, что звонарю было предписано звонить левой рукой. Если цель сегодня – смерть проклинаемого, его помянут в числе мёртвых…

Здесь читатель спросит: что это, странные фантазии автора или какая-то дьявольская месса? Это – церковный чин, реально существовавший в нашей Церкви, и назывался он Псалмокатара, что в переводе с греческого значит «проклятие псалмами». Собственно, и перешёл он в Русскую Церковь из Византии, где существовал с XIII по XVII век. Совершали его в отношении преступников – как церковных, так и уголовных, но не всяких, а тех, кто скрылся от правосудия, то есть сознательно отказался от покаяния, от того, чтобы искупить свои грехи, приняв наказание. Целью же этого обряда было не только отлучение проклинаемого от Церкви, но и призвание на него всевозможных пагуб, вплоть до смерти.

Сведения обо всём вышесказанном были помещены в книге профессора церковного права Московского университета А. Алмазова «Проклятие преступника псалмами. К истории суда Божьего в Греческой Церкви», выпущенной в 1912 году.

Издание книги Алмазова 1912 года и переиздание 2012 года

Конечно, сегодня никому в голову не придёт совершать подобный обряд в храме. Но вопрос остаётся: ведь если эта Псалмокатара совершалась на реальных, обиходных текстах псалмов, значит, в Библии есть тексты, которыми можно проклинать. Попробуем разобраться с этим.

* * *

Нередко, читая псалмы, я невольно спотыкался о наиболее жестокие высказывания. Вот, скажем: «да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда», или «полною ненавистью ненавижу их», или «дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих… да не будет сострадающего». Всё это проскакивает мимо моего внимания, просто как скороговорение, и проникать в смысл этих слов не было особого желания.

Конечно, в Ветхом Завете есть и другие подобные тексты, не только в Псалтири. Например, история о пророке Елисее, который именем Бога проклял дразнивших его детей, – в результате их растерзали две медведицы (2 Цар. 2, 24). Но эти книги вне церковного обихода, они не звучат в храмах так часто, как Псалтырь – самая авторитетная для христиан книга в Ветхом Завете.

Поль Гюстав Доре. «Елисей проклинает насмешников». Иллюстрация к Библии

Католики до недавних пор совершали мессы на латыни, которую мало кто знал: ну поют что-то в храме, и ладно; хвалят или проклинают – простому человеку неведомо. Но вот когда после богослужебной реформы 1969 года службы стали вестись на национальных языках, Ватикан внёс изменения в молитвослов, и 19 псалмов подверглись «обрезанию» – из них были вычеркнуты стихи, содержащие слова проклятий, а псалмы 108, 82 и 57 и вовсе «забыты». А для русских церковнославянский язык всегда был понятным, за исключением отдельных фраз. И вот слышит русский человек на шестопсалмии молитву, обращённую к Богу: «По милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех», – а после выходит на амвон батюшка и проповедует о любви к врагам… Вот и ломай голову.

Попробуем ответить на два главных вопроса: во-первых, откуда и почему в стихах псалмов появились эти «проклятья»; и второе – как христианину ко всему этому относиться.

* * *

В церковных учебных заведениях традиционно объяснялось наличие таких «злых» псалмов историческими обстоятельствами, в которых те создавались. Это в наше время «права человека», конвенция о защите гражданского населения в войнах, о военнопленных и т.д., а в ветхозаветные времена нравы были суровые. Пленных резали, гражданское население уводили в рабство, города грабили и сжигали. Это Богу было неугодно. Но что Он мог поделать? За грехи человеческие Ему даже пришлось однажды потоп навести на землю.

Своя правда в словах о варварских временах, безусловно, есть. Для нынешнего человека велико искушение мерки современного гуманизма переносить на времена оные, и это неправильно. Но и говорить о том, что в ветхозаветные времена не было понимания принципов милосердия, неверно. Вот слова Господа про «своих» в Книге Левит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя». А вот о «чужих»: «Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся» (Притчи 24, 17).

«Свои» для царя Давида – это не только близкие по крови, но, прежде всего, верящие в единого Бога. Живя в языческом окружении, он воспринимает язычников как естественных врагов, готовых напасть и уничтожить народ Божий, а значит, как врагов Господа. Этим во многом объясняется экспрессивность, с которой в псалмах обрушивается на противников псалмопевец. Он – цельный человек и в гневе, и в радости. Вспомним, например, как Давид выразил свою радость по поводу переноса Ковчега Завета в Иерусалим: он «скакал изо всей силы», плясал перед Ковчегом Завета, позабыв о своём высоком царском статусе. И даже когда его жена Мелхола сказала ему презрительно: «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» – он ответил ей с вызовом: «Пред Господом плясать буду!»

Царь Давид пляшет перед Ковчегом Завета.Изображение: images.slideplayer.com

Такова противоречивая и яркая личность пророка Давида. Мы знаем, что жизнь его отнюдь не была праведной: чего стоят его «подвиги» раннего периода, да и эпизод, когда он послал на смерть своего верного военачальника Урию. Но в конечном итоге он стал угоден Богу: «Нашёл Я мужа по сердцу Моему», – говорит Господь. Да, Давид глубоко раскаивался в своих грехах впоследствии, но характер, тип эмоциональности – то, что от природы – всегда были с ним.

Замечательный христианский писатель Клайв Льюис предложил взглянуть на царя Давида с иной точки зрения. «Встречая в псалмах проклятия, – пишет он, – нельзя просто ужасаться. Да, проклятия ужасны. Но подумаем не о том, как злобен псалмопевец, а о том, что его до этого довело. Именно такую реакцию, согласно естественному закону, вызывают жестокость и несправедливость.

Если вы грубы с человеком, или высокомерны, или пренебрежительны, он обидится. Вы введёте его в искушение – он станет из-за вас таким, каким был автор псалмов, когда писал те стихи. Если погибнет от ненависти ко мне, как же спасусь я сам?

Неспособность к гневу прекрасна, но она бывает и очень плохим симптомом.

Евреи проклинали жесточе, чем язычники, потому что серьёзнее относились к злу. Посмотрите, они негодуют не только из-за себя, но и потому, что обижать вообще плохо, неугодно Богу. Всегда, хотя бы на заднем плане, есть это чувство, а иногда оно переходит и на передний: “Возрадуется праведник, когда увидит отмщение… И скажет человек: «подлинно… есть Бог, судящий на земле!»” (57, 12).

Даже в самых страшных из проклятий мы видим, как псалмопевцы близки к Богу. Более того, мы слышим Божий голос, чудовищно искажённый таким плохим инструментом, как человек. Нет, Бог не смотрит так на Своих врагов, Он “не хочет смерти грешника”; Бог не смотрит так на грешника; Он неумолим, как псалмопевец, – но не к грешнику, а ко греху. Он не потерпит его, не попустит, не войдёт с ним в сговор. Он вырвет глаз, отрубит руку, если иначе Ему не спасти Своё создание. В этом ярость псалмопевца гораздо ближе к одной стороне истины, чем многие нынешние взгляды, которые тем, кто их исповедует, кажутся христианским милосердием. Когда после этого читаешь псалмы, вспоминаешь, что на свете есть нравственное зло и Бог его ненавидит».

И здесь очень важный момент, к которому мы ещё вернёмся: понимание справедливости ветхозаветным человеком. Оно было гораздо более заострённым, нежели в последующие эпохи. Христиане знали «Мне отмщение, и Аз воздам» – но помнили также, что настоящее воздаяние за дела совершается на Небесах. Этого понимания, несомненно, примиряющего с действительностью, у ветхозаветного человека не было, так как ему не даны были знания о вечной жизни, об аде. Наказание могло совершиться только здесь – на земле.

* * *

Ветхий Завет является богодухновенным, но написан людьми: там есть и исторические летописи, и рассуждения о политике, и стихи, и пророчества, и пр. Потому далеко не всё, описанное в нём, нравственно оправданно.

Некоторые богословы предлагали рассматривать обсуждаемые нами стихи псалмов не как проклятия, а как пророчества. Например, слова «да будут сыны его сиротами, а жена– вдовой» – это пророчество о целом народе, когда в 63 году после восстания иудеев римляне убивали мужчин, а женщин и детей выгоняли из домов, обрекая на голодную смерть.

Другие делали упор на конкретные обстоятельства, в которых находился автор псалмов. Вспомним положение царя Давида. Саул преследует его и хочет убить. Но Давид сохраняет ему жизнь и оплакивает его, когда тот погибает. Давид не наказывает Семея, оскорблявшего его (хотя потом всё-таки казнит). Прощает хотевшего убить его сына-предателя Авессалома… В отношении конкретных людей он стоит выше традиционной древней морали, утверждавшей «око за око»; здесь для него справедливость – это прощение, если простил Бог, милование, если милует Всевышний. Так он относится к личным врагам. Не то в отношении врагов Божиих. Для псалмопевца пожалеть нечестивого – это не милость, а попустительство злу. Царь Давид не собирается вершить возмездие своими руками – он призывает лишь гнев Божий. При этом праведник прославляет Бога за то, что Он спасает надеющихся на Него.

Св. Иоанн Златоуст говорит об этих «злых» стихах псалмов: «Сказанное здесь есть не что иное, как внушение, что постигнет тех, которые обижают ближних и восстают с коварством и злобою против людей, не сделавших ничего худого».

Справедливость для псалмопевца – одно из имён Божиих, и для ветхозаветного человека наиважнейшее. Поэтому в восприятии псалмов главное не проклятия, а именно справедливость, к которой взывает Давид.

* * *

Если бы Богу было угодно, то вместо лиричной книги Песни песней, вместо скептических речений Екклесиаста, вместо возвышенных псалмов – всего богатства Ветхого Завета – был бы пронумерованный список этических норм поведения верующего человека в обществе и кодекс его отношений с Богом – нечто подобное Левиту, катехизису или похожее на исламский ригоризм. Для руководства поведением человека это гораздо удобнее. Но составители Завета не пошли на это.

Вся книга псалмов – это географическая карта человеческой души. Эта страна – мир разума и чувств, наполненный движениями человеческого сердца и мыслями. Как говорил о Псалтыри св. Афанасий Великий, «в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображённого в ней ничего более не отыщется в человеке». Это честная книга, во многом её можно назвать простодушной. А раз так, то в ней не могли не отразиться наряду с вершинами духа и тёмные ущелья человеческой души.

«Я вдруг узнал эти чувства! – восклицает Клайв Льюис. – Все мы их знаем. Это – досада, выраженная так свободно, бесстыдно, непристойно, как в наши дни её выражают только дети. Конечно, я не подумал, что древние израильтяне жили без ограничений и условностей. Восточные и древние культуры во многом условней, ритуальней, вежливей нашей. Но подавляли они не то, что подавляем мы. Они не скрывали злости ради приличия и не боялись, что их назовут неврастениками. Поэтому мы и видим здесь злость, как она есть… Псалмопевцы жили среди ужаснейших казней, насилия, кровавых закланий, иногда – человеческих жертв. Кроме того, повторю, мы лучше скрываем наши чувства даже от самих себя. “Что же, – говорим мы, – он ещё пожалеет…”, и нам кажется, что мы просто предсказываем, ничуть при этом не злорадствуя. Однако, читая о том, как псалмопевец лелеет свою обиду, узнать себя мы можем. Что ни говори, этот озлобленный, дикий, жалеющий себя человек очень близок нам».

* * *

Мне не раз доводилось слышать на проповедях в храмах такое пояснение Христовых слов о любви к врагу: сотворим добро недругу, чтобы тем самым усугубить его вину, собрать на его голову больше проклятий, умножив ему наказание от Бога. Но этот, конечно, взгляд нехристианский, восходит к ветхозаветному: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притчи 25, 21-22). Такое вот превращение милости к врагу в некое оружие мести, но только «наоборот». Но такая молитва без любви больше походит на какой-нибудь заговор, а не на слова из Книги жизни, через которую говорит о любви Сам Бог. Христос учит молиться за врага с той целью, чтоб сердце его размягчилось, чтоб разорвать путы вражды, а не чтобы покарать его «благочестивым» способом. Вот насколько преобразилась, очистилась от всего наносного, недоброго наша вера после пришествия Спасителя.

Учителя Церкви говорили о том, что ветхозаветная нравственность была основана на законе и справедливости, но призывали подняться и над тем, и над другим. Первое русское литературное произведение – древнерусское «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. «Прежде дан был закон, – пишет автор, – затем же – благодать, прежде – тень, затем же – истина… Ибо иудейство посредством тени и закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же поспешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются… Ибо оправдание в семь мире есть, а спасение в будущем веке». Об этом, впрочем, и в Новом Завете говорит апостол Павел: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою в явление Господа Иисуса с неба» (2 Фес. 1, 6). «Будет же это не в настоящем порядке вещей, но во втором славном пришествии Господа с небес с сонмами ангелов – сотворить суд над всеми живущими на земле», – пишет Феофан Затворник.

Христиане по примеру Господа Иисуса должны превосходить законническую логику. Их правда и справедливость совершаются прежде всего на Небесах, в спасении или гибели души. И потому не уйти от ответа на вопрос, как относиться к «псалмам проклятия» современному христианину.

Вопрос: а как древние христиане воспринимали эти тексты? Были ли эти тексты для них камнем преткновения? Да, были.

В Древней Церкви множество ересей появилось как раз из-за того, что верующие, просвещённые словами Христа, не могли принять ветхозаветную жестокость и объясняли это действием сил тьмы, противопоставляя их евангельской, светлой силе. Люди спрашивали себя, почему страдают невинные, и находили ответ в том, что это действие сил зла – ведь не может же Благий Бог допустить такую несправедливость! Из этого возникла ересь манихейства о равнодействии и самостоятельности сил зла и добра в мире. Блаженный Августин пребывал в этом заблуждении много лет, пока в беседе со св. Амвросием Медиоланским ему не открылась истина.

Воспринимать Ветхий Завет не по-христиански, а в духе древнего иудаизма – это отступление от высоты Евангелия, шаг вниз. Но искушение совершить его, оправдывая себя цитатами из Священного Предания, конечно же, существовало всегда.

* * *

Как было бы правильно для христиан сегодня воспринимать «псалмы проклятия»?

Отцы Церкви призывали воспринимать жестокости псалмов аллегорически, в духовом смысле. Что это значит? Что направлены они исключительно против демонов, нападающих на человека. Враги – это грехи, привычки, помыслы, на которые следует гневаться, с которыми надо бороться, и в этой борьбе обращаться к Богу за помощью.

«Гнев нужно направить на зло, лучше всего – на наше собственное, – пишет Льюис. – При таком чтении можно даже вынести стих о вавилонских младенцах (имеется в виду 136 псалом, слова «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!»). Многое в нашей душе подобно младенцам – скажем, начатки мелких попущений и мелких досад, которые могут разрастись в пьянство или злобность, а сейчас кажутся такими маленькими и беззащитными, что сопротивляться им как-то даже и жестоко, словно ты обидишь зверька. Они так жалобно хнычут: “Да мне немного надо!” или: “Подумай и о себе!” Вот к ним и подходит как нельзя лучше стих из 136-го псалма. Поистине блажен, кто разобьёт их о Камень, – это легче посоветовать, чем сделать».

Чтобы воспринимать слова псалмов правильно, у души должен быть правильный настрой. О нём наши предки говорили – «читать в Духе истины». Не только умом, но и сердцем – ведь и псалмопевец говорил из глубины сердца. Нужно настроиться на его волну, и тогда поймём, что именно он хотел до нас донести. Это не правила, которые достаточно запомнить. Многое в наш век информации мы можем воспринять одним умом, без участия души. Но не Писание. Здесь одному разуму не сладить.

Слово Бога мы можем воспринять лишь всею нашей жизнью, когда войдём в общение с Богочеловеческой Личностью, одновременно меняясь сами, стараясь восстановить в себе образ Божий. Слово и дело тут неразделимы.

Правильное восприятие «злых» псалмов – это вопрос веры, доверия к Господу и Церкви. В своей «Исповеди» Блаженный Августин описывал свой путь к пониманию всей полноты книг Ветхого Завета через научение свт. Амвросия: «Я радовался также, что мне предлагалось читать книги Ветхого Завета другими глазами, чем раньше, книги эти ведь казались мне нелепыми, и я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так. Я с удовольствием слушал, как Амвросий часто повторял в своих проповедях к народу, усердно рекомендуя, как правило: “Буква убивает, а дух животворит”. Когда, снимая таинственный покров, он объяснял в духовном смысле те места, которые, будучи поняты буквально, казались мне проповедью извращённости, то в его словах ничто не оскорбляло меня, хотя мне ещё было неизвестно, справедливы ли эти слова».

Благая Весть – это одновременно обращение Бога к человеку и человека к Богу – и потому для нас это прежде всего слово силы, преображающей и мир вокруг, и нас самих. Смысл «злых» псалмов не в их этическом призыве, а в силе искренности, «энергетике» вопля к Господу о спасении. Только воспринимая их так, умом сердечным, можно полюбить псалмы целиком, без исключений.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

4 комментариев

  1. Алексей Иванович:

    «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»
    (святитель Филарет Московский)
    ————————————
    священник Афанасий Гумеров:
    Мысли, содержащиеся в приведенных выше словах святителя Филарета, взяты из Священного Писания. В библейских текстах нередко говорится о богоборцах – врагах Божиих: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя» (20:9); «Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (67:22) ;»на врагов Своих Он разгневается» (Ис.66:14); «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Славянское слово «гнушаться» значит отвращаться, т.е. отварачиваться. Для любящего Бога такое поведение естественно. Общение с такими людьми не только не совместимо с благочестием, но и нравственно опасно: «не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:3-4).;

    Как относиться к врагам отечества? Ответ дают исторические библейские книги: Варак, Гедеон, Давид, Иосафат и другие сокрушали врагов своей земли. Господь помогал им. Так, когда моавитяне, аммонитяне и сирийцы напали на Иудею с множеством воинов, на левита Иозиила «сошел Дух Господень среди собрания и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар.20:14-15).

    Своих личных врагов христианин должен любить, а суд предоставить Господу: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44-45).

  2. Алексей Иванович:

    Протоиерей Олег Стеняев:
    – В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений. А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.
    —————————————
    В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.
    Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.

  3. лариса:

    читаю ежедневно некоторые псалмы,жизнь меняется жаль,что так много упущено времени. теперь к этим псалмам буду относится по другому. спасибо за разъяснение. священнослужители рекомендуют читать больше молитвы к святым, а сердце говорит читай псалтырь…

    • Алексей Иванович:

      На жалобы батюшка (схиигумен Иероним Санаксарский) отвечал:
      – Читай Псалтирь!
      – Батюшка, в семье большие ссоры.
      – Читай Псалтирь.
      – Батюшка, на работе неприятности.
      – Читай Псалтирь.
       Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать – и все устраивается.

Добавить комментарий