Зачем они это делают?

О биометрии, чипах и винограде

Фот: diariosur.es

В редакцию позвонил читатель, сказал, что собирается отказаться от услуг Сбербанка. И попросил разъяснить, в чём смысл «программы по цифровизации клиентов» этого банка. Попытался успокоить человека, что это пока ещё не «печать сатаны», но самому стало тревожно – ведь тоже пользуюсь электронными карточками. А кто сейчас ими не пользуется?

Надо сказать, что Сбербанк действительно впереди по цифровизации банковской сферы в России. С середины октября он запустил новый свой проект, не имеющий аналогов, – так называемую виртуальную карту, подключённую к сервису «Мобильный банк». И теперь в очереди к кассе магазина можно видеть такую сцену: покупатель вместо карточки достаёт смартфон и диктует кодовую цифру, полученную через СМС. Фактически оплата производится по телефону. Удобно? Вполне – для любителей гаджетов. Но что за этим кроется? Человек, снимающий деньги со своего электронного счёта, должен себя как-то идентифицировать – и вот тут начинается самое интересное.

Пока что идентификация владельца карты происходит персонально: придя в офис банка, человек показывает паспорт, ставит подпись, и ему открывают расчётный счёт, присвоив уникальный номер. Далее распоряжаться деньгами он может традиционным способом, придя в банк с паспортом или же, что намного удобней, используя пароли через банкомат или интернет-услуги. Система эта нормально действует, хотя и существует риск «взлома» со стороны компьютерных хакеров. Спрашивается, чего ещё надо? Да вот надо… Хотят полностью исключить риски и создать глобальную цифровую экономику. Как исключить риски? Ввести идентификацию (уникальную, как если бы вы предъявляли паспорт вживую) на каждое действие с денежными средствами. Что для этого требуется? Биометрические данные человека.

За Сбербанком я стал поглядывать с лета 2017 года, впечатлённый их первым банкоматом, умеющим «читать лица». Пока что его тестировали лишь сами сотрудники банка, у которых сняли биометрию лиц – записали трёхмерные модели с контурами глаз, бровей, губ, носа и с вычислением расстояний между ними. Прошло два года, и дальше дело не пошло. Как и с отпечатками пальцев – ведь ещё в 2015 году представители Сбербанка заявляли, что в 2017–2018 годах проверка личности по отпечатку пальца может появиться во всех отделениях Сбербанка и использоваться в том числе для выдачи кредитов и оплаты услуг ЖКХ. Почему не пошло? Из-за технических трудностей? Вряд ли. Примечательно, что как раз в 2015 году Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе, указал на опасение граждан тем, как собираются использовать их персональные данные. «Убеждён: люди должны иметь право выбора – получать документ, удостоверяющий личность, в виде пластиковых карточек или в традиционном виде, с использованием электронных носителей информации или без таковых, – сказал тогда Патриарх. – Со ссылкой на то, что это удобно для бюрократов, нельзя внедрять эти технологии». СМИ тогда не остались в стороне, телеканал «Москва-24» заявил даже, что «выступление Патриарха наделало много шума».

Между тем спустя год, с сентября 2018-го, Сбербанк начал собирать биометрические данные клиентов, «чтобы можно было быстрее и безопаснее подтверждать личность при обращении в колл-центр». Делается это на добровольной основе – клиентам банка через мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» предлагается сдать образец голоса. Примечательно, что одновременно клиент должен дать согласие на обработку персональных данных – не только голоса, но и изображения лица, рисунков сосудов ладони, отпечатков пальцев и «характеристик поведения при взаимодействии с автоматизированными системами банка». Как сказано, эти данные нужны банку, чтобы идентифицировать розничных клиентов и представителей компаний. Согласие даётся на 50 лет, однако его можно отозвать, написав заявление в отделении банка.

И уже видны первые результаты: к концу 2018 года Сбербанк «работал с лицом и голосом более чем в 6 тысячах отделений», а 2700 отделений (это 20 процентов от числа всех его офисов) были обеспечены «необходимыми технологиями для приёма биометрических данных».

Тут надо уточнить, что Сбербанк создаёт свою Единую систему аутентификации (ЕСА) параллельно с Центробанком, у которого уже имеется Единая биометрическая система (ЕБС). Разница в том, что Сбербанк ближе к народу, обслуживает простых граждан, а ЦБ решает глобальные задачи. Как заявлено, на базе его ЕБС к 2021 году будут оказываться не только финансовые, но и государственные услуги. Конкуренции между ними нет: 11 января 2019 года Сбербанк сообщил о «завершении тиражирования» своих данных в ЦБ, то есть из ЕСА они теперь перетекают в ЕБС – и так создаётся общероссийский банк хранения биометрических данных.

Плохо это или хорошо? По словам представителей Сбербанка, теперь любой житель страны может пользоваться услугами банков и государственных учреждений без личного присутствия. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕСИА (в Единой системе идентификации и аутентификации, которая знакома многим россиянам по электронному сервису «Госуслуги») и сдать биометрические параметры – шаблоны лица и голоса – в уполномоченном банке. «Биометрия как система распознавания по уникальным чертам (например, по лицу или голосу) является надёжной формой защиты данных от мошенников, так как лицо и голос невозможно подделать, – уверяют специалисты из Сбербанка. – Кроме того, этот метод существенно сокращает время идентификации клиентов. Данные, которые банк передаёт в ЕСИА, зашифрованы, защищены в соответствии с требованиями Федерального закона №152-ФЗ “О персональных данных” и размещены в хранилище Ростелекома».

Всё это делается в рамках «конкретизации правительственной Программы цифровой экономики», о чём Сбербанк прямо заявил.

Так что, дорогой наш читатель, дело не в конкретном Сбербанке, от услуг которого вы хотите отказаться, а в политике нынешнего правительства.

Снятый отпечаток

Так плохо это или хорошо – использование биометрических данных? Тут как посмотреть… Банки биометрических данных существовали и раньше, например тех особ, которые попадали в поле зрения правоохранительных органов. Да, неприятно быть в списке, подобном «разыскиваются преступники», но духовного вреда в этом лично я не вижу. Другое дело, кто и как этими данными воспользуется.

Вообще цифровизация эта происходит столь незаметно, что мы можем не заметить, как окажемся в совершенно чуждом для нас, расчеловеченном мире. Буквально на днях я на себе прочувствовал. Был у меня старенький смартфон, с которым очень свыкся: сколько интересных рассказов записано на его диктофон, сколько видео снято! В буквальном смысле прошёл он огонь и воду – и в костёр падал, и в воду, когда мы на Колве спешно грузились в лодку, чтобы убежать от медведя. За семь лет он страшно истрепался, и вот покупаю новый. И сталкиваюсь с тем, куда за это время шагнула «цифровая жизнь». Достаю гаджет из коробки. Первым делом надо приложить палец к кнопке – чтобы он записал отпечаток пальца. «Ну, дело хорошее, – думаю. – Теперь никто, кроме меня с моим родным пальцем, не сможет включить эту штуку и не украдёт мои адреса и прочие личные сведения». Зажигается экранчик и спрашивает разрешения на обработку персональных данных. Жму: «Согласен» – а иначе сервис не будет работать. Затем открываются другие окошки, и снова: «Согласен… согласен…» Это что же такое?! Вроде как оградился от чужаков отпечатком пальца, но со всеми потрохами доверился владельцам сервисов. Поди, и отпечаток пальца в их банк данных скопировался – я ведь на всё дал согласие.

А чему тут удивляться? Любой прибор, связанный с Интернетом, берёт тебя под свой электронный колпак. Компьютер может наблюдать за тобой через встроенную видеокамеру, отслеживать перемещения, покупки, контакты, предпочтения. И ты даже не знаешь, что находится внутри твоего компьютера. Начиная с версии Windows 10 рядовому пользователю невозможно отказаться от обновлений операционной системы – и вот он наблюдает, как в его компьютер периодически закачиваются «патчи» для «устранения неполадок и повышения безопасности». И бессилен что-либо изменить. А вдруг кто-то решит установить параллельно программы прослушки или сбора других данных?

В начале нынешнего года, 30 января, Святейший Патриарх Кирилл вновь выступал в Государственной Думе на парламентских чтениях и вновь говорил о цифровых технологиях:

«Многие верующие считают важным обратить внимание на несовершенство средств защиты личных сведений граждан от использования в недобросовестных целях… Кроме того, есть ещё одна проблема. Может быть, пока не актуальная для России, но, возможно, в ближайшем будущем она станет актуальной для всего мира. Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках? Выступая недавно перед большой молодёжной аудиторией, я говорил, что диавол, для того чтобы соблазнить человека, всегда использует два человеческих стремления – стремление к удовольствиям и стремление к удобству. Как удобны гаджеты? Мы уже не представляем себе жизни без них! А раз удобно, значит, люди будут их использовать. Но что же происходит в результате всего этого? А результат – абсолютно неконтролируемое распространение информации с этих гаджетов по адресам, о которых мы ничего не знаем. В конце концов, как уже говорят учёные, всё это может с лёгкостью концентрироваться в некоем месте накопления глобальной информации, и, уверяю вас, не на территории нашей страны. Говорят, всё это уже существует, но только те, кто накапливает информацию, до сих пор не могут разработать методологию её использования, настолько огромен массив этой информации. Ну а если завтра разработают? Если в каком-то месте, не на территории нашего Отечества, вся эта информация будет доступна для анализа, для систематизации, то те, кто будет обладать этой вселенской глобальной информацией, будут владеть миром.

Некоторые крутят пальцем у виска, когда мы об этом говорим, и снисходительно улыбаются, мол, что взять с этих старорежимных людей, все они против прогресса. Не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несёт в себе опасности, и в первую очередь для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью – глобальный контроль предполагает апокалиптическая перспектива развития человеческого рода. Когда мы говорим на основании Священного Писания, что придёт антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью».

Сбор биометрических и прочих данных о человеке сам по себе не страшен. Но он создаёт условия для тотального контроля. Если мы с этим согласимся, то глобалисты пойдут ещё дальше – начнут ставить тавро на людей, как на животных. Собственно, это уже происходит…

Чип под кожу

На одном украинском форуме прочитал я занятный диалог. Один пишет: «Я бачив програму про чіпи в Америці, там це практикують ще з 2004 року. Так от на цьому чіпі є штріх код 666». Другой его укоряет: «Протоиерей Андрей Ткачёв говорит, что проблема не в числе 666, а в том, что на службе стоит 50 человек, а причащается бабушка с ребёнком». Мол, главное – молитва. Третий всех успокаивает: «Всем чипы под кожу не поставят, это слишком дорого». И тут украинец, начавший дискуссию, даёт ссылку на цены:

«Центр Современной Ветеринарной Медицины: чипирование животного – 150 гривен.

“Ветмир”: электронное чипирование – 350 гривен.

Центр ветеринарной медицины “Друг”: чипирование – 380 гривен».

И так далее. Там же пояснение, в котором при замене слова «собака» на «человек» можно узреть нерадостное наше будущее: «Для идентификации собаки необходимо вовремя сделать процедуру чипирования. Благодаря этой процедуре вы сможете быстро найти животное, когда оно потеряется. Кроме того, это позволит вам вывести собаку за границу, принимать участие в специализированных выставках. Чипирование – это процесс имплантации капсулы с микрочипом под кожу животного. Микрочип содержит уникальный 15-значный код, который считывается с помощью сканера».

Процесс вживления чипа. Фото с сайта СПЖ

Вот ведь как всё просто. Человек, конечно, не собака, но на Западе чипирование людей набирает популярность. СМИ сообщают: «Если в 2016 году микрочипы вживили себе под кожу сто человек, то в 2017 их число приблизилось уже к 4 000 и продолжает увеличиваться». Сами чипированные объясняют своё решение определёнными выгодами. Чип обеспечивает контроль за здоровьем и хранит данные, которые могут пригодиться врачам при срочной госпитализации. Его можно использовать как паспорт. Также с помощью его можно оплачивать покупки в магазине, причём уже сейчас, прикладывая руку к сканеру вместо банковской карточки. Ведь что чип под кожей, что магнитка на карточке – в техническом плане никакой разницы нет.

Размер вживляемого микрочипа сотрудников бельгийской компании Newfusion

Новейшие чипы наносятся непосредственно на кожу человека в виде лазерной татуировки

Обратился я за справкой к старшему брату (звучит по-оруэлловски в контексте этой статьи, но речь о родном брате), который прежде работал программистом в военном НИИ.

– В техническом плане такой чип – простейшая вещь, – ответил он. – Тут дело в привычке. Сегодня чипизацию оправдывают гуманными целями – кому-то чип может спасти жизнь. Завтра чип признают полезным для защиты общества от преступников. Например, вживят их заключённым и если те покинут пределы заключения, то сработает программа наказания – электроразряд или впрыскивание какого-нибудь яда. Послезавтра такие программы наказания будут запускаться в чипы обычных граждан, в чём-то проштрафившихся. Причём перепрограммирование чипов может делаться дистанционно, по Интернету. И общество может это принять. Ведь существует у нас практика вживления «торпед» для алкоголиков, так почему бы не использовать электронные чипы? Только всё это бесполезно.

– Почему?

– Любую программу, даже если она в чипе, можно взломать.

Действительно, примеры уже есть. Голландский хакер Йерен ван Йик смог пройти контроль международного аэропорта Амстердама с собственноручно сделанным электронным паспортом на имя Элвиса Пресли, выданным страной, которой не существует на карте. Вдобавок он распространил инструкцию по созданию фальшивого паспорта. В Германии компьютерные специалисты опубликовали отпечатки пальцев главы МВД Германии Вольфганга Шойбле, показав тем самым ненадёжность защиты данных на чипах. Исследователь из Британии Рединг Марк Гассон вживил себе под кожу левой руки микрочип, заражённый компьютерным вирусом. Так учёный хотел доказать опасность подкожных микрочипов, использующихся вместо электронной карты-пропуска: с микрочипа вирус способен распространиться на все устройства и чипы, с которыми схема вступает в контакт, в том числе, например, может повредить кардиостимулятор и тем самым просто убить человека.

– А что нельзя взломать? – спрашиваю брата. – ДНК человека? Ведь есть технология определения личности по ДНК. Почему бы её не использовать?

– Должен тебя огорчить. Над этим уже работают – над внедрением вирусов в ДНК.

Поинтересовался я этим вопросом. Действительно… И ведь как быстро всё произошло! Впервые о ДНК как уникальном идентификаторе человека заговорили сравнительно недавно, в 1984-м году (открывателем был британский учёный А. Джеффриз), но в прошлом году американские учёные поставили это под сомнение. В Вашингтонском университете провели эксперименты, которые доказали возможность встраивания в генетическую цепочку частей кода, которые при считывании смогут атаковать компьютер. А раз так, то этот вирус может обмануть и сканер, определяющий личность по ДНК.

Зачем же, спрашивается, технократы навязывают всему человечеству эту самую цифровизацию? Ведь они понимают, что любую систему можно взломать, – и не получится у них построить безопасную цифровую экономику. Один из ответов подсказал мне также мой брат Николай, который давно уже забросил программирование – уехал в деревню и занялся селекционированием. И звучит он так: «А кто сказал, что цифровизация предназначена для всего человечества?»

Гроздья предчувствий

Этот ответ нашёл я в рукописи брата «Записки виноградаря Владимирской губернии». Уже более 30 лет он выращивает разные сорта винограда в своём саду. И вот решил написать книгу с советами дачникам, как повторить его опыт в условиях средней полосы России. Будучи человеком математически образованным, написал толково, по существу. И поэтому кратко. Говорю ему: «Издатели не любят тонких рукописей, добавь размышлизмов. К примеру, как выращивание винограда облагораживает человека, что-нибудь такое». Присылает добавление – и хватаюсь я за голову: да кто ж это опубликует?! Пишет:

«По моему глубокому убеждению, выращивание винограда, как и вообще труд на приусадебном участке в качестве хобби, ещё сослужит нам добрую службу. Вот изобретут искусственный интеллект (а работы в этом направлении идут вовсю), в итоге исчезнут многие профессии, появятся автоматизированные комплексы для производства ширпотреба и искусственной пищи – и что будет делать девяносто процентов населения Земли? Футуристы советского времени предвидели это и описывали так: “Освобождённый от унизительной заботы добывать хлеб насущный в поте лица своего человеческий дух воспарит к сияющим вершинам культуры, совершенства”. Ну и так далее. Какая наивность! Перед глазами есть пример: богатая страна США и её безработные, живущие на пособия. Целые кварталы населены безработными уже в нескольких поколениях. И куда они там “воспарили”? В театры ходят, в библиотеки, совершенствуют дух и тело? Нет, там преступность и деградация. Если человек не трудится, то он деградирует».

И далее брат, будучи материалистом, так объясняет причину деградации: «Если взглянуть на историю “хомо сапиенса” с самых общих позиций, то можно увидеть следующее. В отличие от хищников и травоядных наши предки сделали ставку на развитие интеллекта, что привело к появлению человека разумного. В ходе развития человеческого общества появилась культура, цивилизованность как таковая. Для чего? А чтобы упорядочить жизнь, наладить взаимопомощь, не тратить силы на борьбу друг с другом. Так легче выживать. То есть до недавнего времени цивилизованность была у нас цивилизованностью голодного времени. Но вот наступают относительно сытые времена, сопровождаемые хорошо поставленной социальной заботой государства. И нужна ли теперь прежняя цивилизованность и культура – при гарантированно сытом желудке? Вопрос! Ведь прежняя цивилизованность и культура – это:

1) Запрет делать что-то вредное для выживания семьи, рода, племени, общества, но иногда столь приятное для отдельной особи.

2) Понуждение что-то делать полезное для выживания семьи, рода, племени, общества, но так часто обременительное и неприятное для отдельного человека.

В общем, не убий, не укради, не завидуй, возлюби ближнего своего и так далее. А если голод и страх отступил? Нужна ли прежняя цивилизованность сытому обществу и человеку? Опыт позднего Рима показывает – не очень. И мы к этому идём. Там достаток гражданам “вечного города” создавали рабы, а нам будут – автоматизированные системы, роботы.

А что учёные скажут об этом? Человека делают разумным прежде всего отдельные участки коры головного мозга, отвечающие за целенаправленность воли, абстрактное и ассоциативное мышление. Эти участки появились последними в ходе развития человека как вида. И деградируют они первыми – что последним приобретается, то первым и теряется. Природа экономна. Надо виду выживать – развиваются вышеуказанные участки мозга. Опасность миновала – данные участки уже особо не нужны и даже вредны для многих. В скором времени лучше будет иметь мозг питекантропа – меньше голова будет болеть, больше радости от жизни и меньше страха перед неумолимой смертью. Главное будет – уметь правильно написать заявление на пособие».

А ведь так, материалистически, прогнозировать будущее могут и те, кто ратует за глобальную цифровизацию. Им, может быть, очевидно, что человечество поделится на три неравные части: хозяев жизни, обслуживающий персонал из технократов и всех остальных, обречённых на деградацию. Вот этих-то, большинство, и надо будет контролировать, чтобы не бунтовали. Цифровизация – для них. И не беда, что сама система контроля ущербна, что её можно взломать. Необразованное, деградирующее большинство не сможет этого сделать, ума не хватит, а технократов в силу их малочисленности можно поставить под личный контроль.

В рукопись брата добавил я оптимизма, чтобы совсем уж не пугать издателей: «Так ли всё произойдёт, когда наступит новый технологический уклад? Хочется верить в лучшее. Ведь даже при самой страшной безработице человек, в принципе, может занять себя полезным трудом. Проще тем, у кого осталась в генах тяга к работе на земле. Дачи, приусадебные участки – вот территория, где человек останется человеком. С появлением дешёвой искусственной пищи желание выращивать натуральные продукты у людей только усилится, а может, и нет. Но в любом случае станут больше цениться эксклюзивные продукты, например домашнее вино. Пожалуй, это самый-самый эксклюзив, поскольку виноград не картошка, он чуток к условиям выращивания, и у каждого виноградаря рождается вино со своим неповторимым букетом, со своей вкусовой гаммой. Так что виноградарство сочетает в себе и крестьянский труд, и удовольствие от его плодов, достойное аристократов. И главное – мы это можем!»

Такой вот я оптимист. И верю, что у нас в России цифровизация не столь уж фатальна. В отличие от Запада, которому тесно от населения, у нас сравнительно мало людей на огромной территории, которую ещё предстоит осваивать. Поэтому сложно представить в России толпы бездельников, которым бы понадобился тотальный контроль. Но если пустить всё на самотёк, то наши технократы в правительстве, всё время глядящие в сторону Запада, в конечном итоге навяжут нам сплошную чипизацию, оглянуться не успеем. Есть экономика – пусть они делают её эффективной, цифровизируя её или ещё как. И есть человек, образ Божий – тут уж руки прочь. Так победим.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий