Закон обратных квадратов

Публикации вашей газеты на научные темы вдохновили меня на новый рассказ, который вам и посылаю. Тем более что выдумывать ничего не надо было.

Как-то пришлось мне поработать на курсах повышения квалификации учителей физики и астрономии. Одна из лекций была посвящена движению тел в гравитационном поле. В аудитории сидели молодые школьные учителя, в основном, конечно, женщины. Особого желания повышать квалификацию я у них не заметил, лишь когда стал рассказывать о недавно вошедшей в наш быт системе спутниковой навигации, возникло некоторое оживление. А когда речь зашла об орбитальных спутниках, предназначенных для телевидения, одна учительница всех развеселила:

– Сбивать их пора. Столько маразма показывают.

Я не мог сдержать улыбки, но решил поспорить:

– Как сбивать? Это же вершина технического прогресса. Тут тебе и космонавтика, и электроника, и информационные технологии.

Но другая учительница, совсем молодая, сразила меня строкой из стихов Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»

– Молодцы, девушки, – не выдержал я. – Вот так и детей учите.

Потом я стал на доске выводить формулу движения Земли вокруг Солнца, и мои слушатели вновь заскучали. Не дремал лишь единственный среди них мужчина – представительного вида директор школы. Он дважды указывал мне на описки, неизбежно возникающие, когда делаешь громоздкие выкладки на доске.

– Обратите внимание, – сказал я, закончив стучать мелом по доске, – расстояние от Земли до Солнца является оптимальным для земной жизни. Будь оно не 150 миллионов километров, а меньше на 10 миллионов километров, вся вода на нашей планете была бы в состоянии пара. А будь это расстояние на столько же больше – вода была бы в состоянии льда. Например, на Венере средняя температура пятьсот градусов Цельсия, а на Марсе – минус семьдесят.

Я увидел, что у моих слушателей вновь пробуждается интерес, и продолжал:

– Наша планета уникальна ещё тем, что имеет сильное магнитное поле, которое отклоняет потоки заряженных частиц, излучаемых солнцем, и тем самым защищает живые организмы от губительной солнечной радиации. А озоновый слой в верхней части атмосферы защищает нас от вредного ультрафиолетового излучения. В то же время атмосфера свободно пропускает солнечный свет, необходимый для фотосинтеза – основы жизни на Земле… Вообще земная атмосфера как будто специально создана для нас. Содержание кислорода в воздухе около 20 процентов. Будь оно меньше 15 процентов, невозможно было бы горение древесины. Как бы тогда люди пережили ледниковый период? А если эта цифра была бы больше, чем 30 процентов, горело бы даже сырое дерево, что привело бы к катастрофическим пожарам на Земле. Можно привести ещё немало физических условий, необходимых для существования жизни. И все они выполнены на Земле! Такое впечатление, что нашу планету специально приготовили, чтобы на ней поселить человека.

«Сотворение мира». Современная фреска, Греция (изображение с сайта поисков.рф)

Все слушали внимательно и, видимо, догадывались, к чему я клоню, хотя ни слова о Создателе вселенной я не произнёс. Я сделал паузу, ожидая реакции слушателей, и реакция последовала. Уверенно заговорил директор школы:

– Жизнь – штука очень живучая. В процессе эволюции может приспособиться и к солнечной радиации, и к холоду, и к жаре. Приспособилась и к тем условиям, что сложились на Земле. Теперь вы называете эти условия оптимальными, а будь они другие – жизнь приспособилась бы и к ним, и они казались бы нам оптимальными.

На меня смотрели молодые учительницы, свято верящие в эволюцию, и ожидали моих возражений. Крыть мне было нечем. Я уже хотел сказать моему оппоненту: «Ну что же, вы по-своему правы». Но тут мои глаза скользнули по исписанной формулами доске, и вдруг из глубин памяти всплыло то, что требовалось. Я показал на самую первую строчку:

– Посмотрите на закон всемирного тяготения. Благодаря этому закону планеты вращаются вокруг Солнца по замкнутым, почти круговым орбитам. Как видите, это закон обратных квадратов. Будь здесь в знаменателе не квадрат расстояния, а другая степень, траектория планеты не была бы замкнутой – планета или улетела бы в бесконечность, или упала бы на Солнце.

– Бог хорошо знал математику! – откликнулся мой оппонент, развеселив аудиторию.

– И математику, и физику, и другие науки, – продолжал я. – Ещё бы Ему не знать, ведь Он создал законы природы. И настроил их так, чтобы человеку было где жить. А теперь давайте допустим, что никакого Создателя не было, что вселенная образовалась сама по себе, что все законы природы возникли случайно. Какова же вероятность того, что закон тяготения возникнет именно в таком виде – как закон обратных квадратов?.. Практически эта вероятность равна нулю.

Некоторое время в аудитории царило молчание. Потом заговорил мой оппонент. Правда, не так уверенно, как раньше:

– Ну хорошо, пусть вероятность того, что планета Земля имела бы круговую орбиту, очень мала, но ведь она реализовалась. И мы счастливые дети этой малой вероятности. Так зачем нам придумывать что-то сверхъестественное?

«Умелый спорщик, – подумал я. – Похоже, что читал статьи академика Гинзбурга – нашего знаменитого физика-атеиста».

Потом одна из слушательниц поинтересовалась, сколько ещё времени будет существовать Солнечная система. Я изложил мнение астрофизиков:

– Солнце – звезда относительно молодая, поэтому как минимум ещё миллион лет его параметры сильно не изменятся, значит, и на Земле сильных природных изменений можно не ожидать.

Потом добавил:

– Но земная цивилизация может исчезнуть гораздо раньше – когда многие люди возненавидят друг друга, когда умножится беззаконие и у многих охладеет любовь. Так сказано в Евангелии.

Мои слушательницы переглянулись. Некоторые улыбались. Спорщик отстранённо смотрел в окно.

Так и закончилась лекция, а с ней и небольшой диспут.

Оказывается, человеку, вполне умственно созревшему, легче верить в случайность, чем в Творца неба и земли. Ну конечно, никому ничем не обязан, никого не надо благодарить. Впрочем, история науки показывает, что было немало учёных, которые видели в природе наличие мудрого плана и потому верили в Создателя вселенной. Среди них Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Михаил Ломоносов.

А когда наука занялась изучением атома, удивлению учёных не было конца. Оказалось, что в мире элементарных частиц царят странные законы, с какими мы в своей жизни никогда не встречаемся, и эти законы делают атом удивительно прочным – настоящим кирпичиком мироздания.

В этой области науки мы тоже знаем выдающихся учёных, верящих в Создателя. Это лауреаты Нобелевской премии Антуан Беккерель, Джозеф Томсон, Макс Планк и другие.

Однако верить в Высший Разум – это ещё не значит стать христианином. Человек становится на путь христианской веры лишь тогда, когда Господь коснётся его души. И тогда знания о природе укрепляют его на этом пути.

…Недавно мы с женой были на вечерней службе в храме, и когда служба заканчивалась, вошли двое – мужчина и женщина. Издали я увидел, как мужчина подошёл к моей жене и о чём-то стал ей взволнованно говорить. В руках у него был пучок свечей. Потом он пошёл к иконам, ставил свечи, крестился. Женщина осталась стоять у дверей.

Когда мы вышли из храма, жена рассказала:

– У них с ребёнком что-то случилось. Привезли его на «скорой помощи» в больницу и… сразу в реанимацию. Младенцу всего три месяца. Отец так переживает! Спрашивал, кому надо молиться.

У жены слёзы появились на глазах. Она всегда была чуткой к чужому горю. Да и у меня комок подступил к горлу. Ещё бы! Ведь мужчина был мне знаком. Это был тот самый мой слушатель, когда-то убеждённый атеист.

Вологда, апрель 2018 г.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий