«Не оставайтесь должными никому»

Наверно, с каждым случалось: спросят, за кого ты голосовал на выборах, и смотрят потом пристально в глаза – за власть ты или против? Но дело в том, что голосуем мы за или против того или иного кандидата. Это никак не должно влиять на наше отношение к власти как явлению.

Во всём виноват переводчик?

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, – учит апостол Пётр, – для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым». А это из апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

На днях мне заявили, что святой Павел не мог такого сказать – наверное, это ему приписал переводчик. Подобным образом можно усомниться в любом фрагменте Библии, сделав её объектом своего произвола. Поэтому давайте лучше попытаемся понять апостолов. «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых, – говорил апостол Павел. – Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Но ведь именно мечом его и убили, как римского гражданина. При этом он заранее знал, что его ждёт, но не стал избегать смерти, не изменил и своего отношения к власти. Попытаемся это осмыслить. У нас часто обвиняют Церковь, что она служит власти, чтобы получить какие-то блага. Но триста лет по смерти Спасителя христиан убивали самыми зверскими способами, а они продолжали повиноваться не за страх, а за совесть. Каждое слово, сказанное на эту тему апостолом Павлом, оплачено его кровью, а не деньгами и не страхом, ведь святой мог в любой момент покинуть Римскую империю. Но он остался её гражданином. Христиане знали, что нарушают закон, и принимали смерть без проклятий. Нарушали один-единственный закон, потому что выше его – благодать и спасение души, потому что все установления земные ничто перед Богом. Но во всём, что не касается веры, – «воздадите кесарево кесареви».

Пьетро делла Веккиа «Динарий кесаря (изображение с сайта eaculture.ru)

Слово о власти апостола Павла заканчивается так: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». То есть власти повинуйтесь, а служите любви.

Христиане давали империи лучших воинов, строителей, мыслителей, потому что всё, за что брались, делали на совесть. И когда доказали, что они лучшие, император Константин задумался: «Что же мы творим, отталкивая лучших?» Что-то похожее случилось и на Руси. Только на них власти можно было опереться по-настоящему. Поэтому не переводчики исказили святого Павла, а современные «борцы с режимом» решили «поправить» уже и Священное Писание.

Пусть безбожники и маловеры надеются, что жизнь изменится к лучшему, если сменить очередное шило на очередное мыло, верующий же человек пусть старается делать что должно.

Всегда ли подчиняться?

Понятно, однако, насколько вопрос этот больной, какую массу сомнений он поднимает. Нет такого правила, которому нужно следовать бездумно. Вспомним Смутное время, когда Патриарх Иов отказался признать самозванца Лжедмитрия сыном Ивана Грозного. Дело тут было ещё и в том, что Собор предал авантюриста анафеме, ещё когда тот вступил в пределы Московского царства. Было ясно, что это враг, ополчившийся на законную власть, и даже когда он победил, для Церкви это мало что изменило.

П. И. Геллер. «Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV» (изображение с сайта rop.ru)

То есть подтверждение законности власти происходит далеко не столь автоматически, как казалось архиепископу Минскому Варлааму (Шишацкому), в 1812 году присягнувшему Наполеону. Он увлёк за собой две трети белорусского духовенства. Закончилось это тем, что Варлаам вновь стал простым монахом и через несколько лет ослеп от слёз. Остальному духовенству велено было шесть воскресных дней при народе полагать в знак покаяния по 50 земных поклонов.

В то же время и Патриарх Тихон, и Церковь признала законной власть большевиков-богоборцев, несмотря на то, что они взяли её силой и Самозванец на их фоне выглядел православным патриотом и радетелем об Отечестве. Многие православные так и не смирились, но святой Тихон твёрдо понимал две вещи.

Первая. Народ, который позволил в феврале 1917-го свергнуть законную власть, утратил всякое понятие, где лево, где право, рухнули все опоры, на которых держалась Русь, погибли все институты законности и порядка. Невозможно было рассчитывать на новое ополчение Минина и Пожарского – лишь немногие готовы были биться за Святую Русь, да и среди них людей серьёзных, умных было немного. Остальные воевали каждый за своё. Безверие пожирало всё, как ржа.

Вторая вещь, которую знал святой Патриарх Тихон: необходима хоть какая-то власть, которая физически защитит народ от уничтожения или порабощения. Было ясно, что стране предстоят войны не с теми, так с другими. И здесь вот что важно – разница между внешним и внутренним врагом, узурпировавшим власть. Внутренний, так или иначе, вынужден заботиться о стране, чтобы строились заводы, умножалось население, сохранялись моральные нормы и воинские качества. У внешней власти идея одна – грабить, и если русский народ исчезнет, горевать не станет, найдёт, кого завезти на наше место. Это враг смертельный, который властью от Бога не станет никогда.

Три требования

– Тебе нравятся эти царские кровопийцы, презревшие нужды народа? – можно было услышать до революции.

– Тебе нравятся безбожники-большевики? – можно было услышать во времена СССР. – Они тоже Божьи слуги, данные нам на добро?

– Тебе нравится этот предатель России, ограбивший народ? – можно было услышать в девяностые годы.

При этом забывается, что, свергнув Царя, мы погубили десятки миллионов человек. «Это он во всём виноват, – отвечают на это, – слабый был человек». Он не был слабым. Но допустим, что так. Значит, сильным нужно было стать ещё сильнее, прийти Царю на помощь, подставить плечо. Теперь о большевиках. Про безбожников и злодеев очень убедительно звучало до 1941 года. А потом сам генерал Деникин высказывал желание стать рядовым Красной Армии.

Постепенно власть умягчалась, в 88-м году примирилась с Церковью. Тут-то её и разрушили, и снова миллионы жертв, притом ГУЛАГа не было, но нашли другие способы. В начале нового века, однако, и эта власть начала меняться, хотя и была очень слаба. Господь неустанно пытается власть вразумить, и люди, преодолев первую растерянность, что-то делают к лучшему.

Три главных требования к власти:

– Самодержавность, то есть независимость. Она не должна быть марионеточной, превращая свой народ и богатства страны в корм для других народов и других стран.

– Забота об умножении сил, богатств и способности защитить себя. Сбережение народа. Какая бы власть у нас ни была, мы всё равно останемся недовольны. Поэтому довольно того, чтобы она хотя бы пытается что-то сделать в этом направлении.

– Не покушаться на нашу веру. То есть свободу. Речь не о гонениях, которые были во времена Римской империи и в жесточайшей форме протекали в СССР. Власть не должна покушаться на суть нашей веры, духовные святыни народа.

«Бойтесь своих желаний»

Существует вековая мечта, требование, чтобы власть подчинялась народу, исполняя его желания. Есть, однако, такая поговорка: «Бойтесь своих желаний – они могут сбыться».

У писателя-фантаста Кира Булычёва есть рассказ на эту тему – «Поступили в продажу золотые рыбки», где небольшой городок получил возможность осуществить свои мечты. Последствия представить легко, но я остановлюсь на сцене, предшествующей финалу, когда выясняется, что народ у нас очень сердобольный. Нашлось немало тех, кто решил потратить одно из трёх желаний на то, чтобы помочь инвалиду Эрику, потерявшему руку и повредившему ногу, спасая старушку на пожаре:

«Все обернулись в сторону города и оцепенели от ужаса. Ибо зрелище, представшее глазам, было необычайно и трагично. К берегу бежал человек о десяти ногах, о множестве рук, и он махал этими руками одновременно. И когда человек подбежал ближе, его узнали.

– Эрик! – сказал кто-то».

Теперь вообразите, что свои желания решил реализовать целый народ, убеждённый, что власть его не слышит и это нужно немедленно исправить. Так как реальные золотые рыбки могут лишь бездумно глядеть на нас из аквариумов, реализовать наши надежды обещают лишь:

– Идеалисты. Именно они убили царя Александра Второго и непрестанными стенаниями разрушили историческую Россию.

– Грантополучатели. Поскольку их зарплата не зависит от состояния экономики – деньги они получают, как правило, из-за рубежа – проблемы в стране не только не ухудшают их положения, но, наоборот, делают востребованнее и состоятельнее.

– Жулики. Для них гибель страны открывает колоссальные возможности, когда закон не работает, народ растерян – это их звёздный час.

– Властолюбцы. Наиболее крикливая и наглая публика. Для них это то счастливое время, когда они могут взлететь из грязи в князи.

Я хочу сказать, что власти, способной оперативно откликаться на пожелания всего народа, не существует и никогда не существовало в природе. Есть просто власть, которая практически никогда не бывает хороша. Та же Америка своим процветанием обязана не власти, а тому, что двести с лишним лет живёт, избегая революций.

«Зачем там революции, там же демократия?» – возразят мне.

Но почти все цветные революции произошли в странах, где тоже имелась демократия, да и дореволюционная Россия была к 1917 году весьма далека от авторитаризма, а в последние годы перед разрушением СССР мы были свободнее, чем когда-либо впоследствии.

Нет, христианский путь вовсе не исключает борьбы за свои права, это как раз нормально для гражданина – добиваться, чтобы его страна становилась лучше, чтобы не было в ней несправедливости, беззакония. Исключает он лишь революции и прочие потрясения, твёрдо покоясь на словах святого Павла: «Всякая власть от Бога».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий