Носите, а не налагайте

В детстве в нашем крошечном поселении, которое называлось лесоучасток Проковичбож, имелась торговая лавка. Когда не было покупателей, продавец тётя Нюра выносила на крыльцо стул и либо щёлкала семечки, либо дремала.

Владимир Любаров. «Михалыч покупает сахарный песок» (изображение с сайта pesiq.ru)

Однажды, году примерно в 1953-м, когда я проходил мимо лавки, тётя Нюра очнулась от дрёмы и окликнула меня: «Шурик, сгущёнки хочешь?» Я ответил: «Хочу!» «Иди бери», – услышал я, не веря своим ушам. Продавец взяла банку сгущёнки, поставила передо мной, открыла тетрадь, что-то в ней записала и показала на строчку, в конце которой я должен был поставить крестик. Потом – со словами «давай помогу открыть» – взяла нож для резки масла и пробила в банке два отверстия.

Мне, пятилетнему, не хватило сил, чтобы выпить всё одному, и я пошёл искать пацанов, чтобы угостить их. На следующий день за сгущёнкой пошёл уже сам. Мальчишки, мои приятели, ждали угощения. На всех этой банки не хватило, пошёл просить ещё один из наших ребят – ему тоже дали. Тётя Нюра отказывала лишь своим сыновьям и тем, кто жил очень бедно. В день получки, когда народ ходил в лавку погашать долги, мама взяла сумку с деньгами – тогда купюры были очень большими – и пошла расплачиваться. Вернулась вся в слезах. Оказалось, я за месяц взял семнадцать банок сгущёнки, а это – половина маминой зарплаты, предназначенной на другие расходы. Отец в то время был ещё в лагере, так что жили мы лишь на мамин заработок. Зашла крёстная. Увидев меня, плачущего, спросила, в чём дело. Потом объяснила, что семье тёти Нюры нужна прибыль в лавке, потому что они строят дом. Я спросил, что такое прибыль. «Доход», – ответила крёстная, и я решил, что доход – это такая шуба, доха, но не понял, зачем нужна шуба для строительства дома.

Дом был построен – красивый, трёхкомнатный. Но в нём было угрюмо. Хозяин – мастер на лесоучастке, главный человек в посёлке – щёлкал в своём углу на счётах, составляя отчёты. Тётя Нюра сидела у себя. Не было смеха, разговоров, в гости к ним никто не ходил. Старший их сын попал в лагерь, отсидел, дважды был женат, дважды пережил инсульт и умер довольно рано. Младшего убило током, когда ему было двадцать два года. Дочь – болезненная девушка – уехала учиться в город, и больше никто о ней ничего не слышал. Тётя Нюра с мужем тоже прожили недолго, переехав в райцентр после закрытия участка. А дом их сожгли вместе с другими при ликвидации посёлка. На его месте решили разбить огороды…

Мой внук, которому сейчас шестнадцать, водил меня лет десять назад по торговому центру в Ярославле. Там соблазнялся вещами, забывая о своём обещании ничего не выпрашивать. Начинались сцены, предъявлялись ультиматумы – приходилось уступать. Прежние лавочки ныне превратились в супермаркеты, а продавцы теперь трудятся на научной основе, называемой маркетингом. И всё на земном шаре подчинено прибыли, губится всё, что прибыли не несёт…

Вот сижу и слушаю лекцию профессора Осипова о великом и высоком. Пока идёт передача, трижды врывается реклама, которую ни Алексей Ильич, ни я не заказывали. Об этом сказал Господь: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят». Думаю о тех, кто не хочет этого знать.

Всё это вспомнилось в связи с трагедией в торговом центре «Зимняя вишня», где погибло в огне 64 человека, в основном детей. Ужасная смерть. В день траура мне позвонили из профилактория Максаковки: «Приезжайте батюшка, утешьте. Бабушки скорбят, плачут». Приехал. Пришло около сорока бабушек. Отслужили панихиду по погибшим в Кемерово, поговорили. Прошу поднять руки тех, кто крещён. Подняли почти все. «Поднимите, – прошу, – руки, кто сегодня молился». Ни одна рука не шевельнулась. «Поднимите руки, кто молился на сон грядущий». Одна старушка сказала: «Я читала “Отче наш”». Я знал, что у крещёных есть проблемы с молитвенным правилом, но не ожидал, что всё так плохо. Ещё лет тридцать назад руки подняли бы почти все, это они сохранили Церковь – бабушки в белых платочках. А сейчас у нас великолепные храмы, образованное священство, звонят колокола, есть изобилие духовной информации, открыто много воскресных школ, идут крестные ходы – а народ не молится. Не молятся за себя, за детей и внуков и, конечно, не поведут их на Святое Причастие. И что же с ними будет без благодати Божией: не вымрут ли они целыми родами?

На неделе приехал человек купить у нас козу. Спрашиваю, как зовут. Оказалось, Николай. В храм, говорит, не ходит, как и дети, и пятеро внуков. Все крещёные. И опять сердце защемило. Уж лучше бы не крестились. Раньше думал, что пусть крестятся, хоть помолиться можно будет, если заболеют, да и отпеть, если умрут. Сейчас понимаю, что крещёному, который сочетовался со Христом, стал Его телом, а потом по нерадению отпал, в аду будет хуже, чем неверам, которые ничего Богу не обещали.

Как-то задумался: отчего все беды человечества? И понял – от безбожия. Потом понял, что ещё и от лжи. Ещё подумал и решил, что третьей причиной можно назвать кривоверие. Если бы все православные христиане следовали Евангелию и святым отцам, весь мир просветился бы уже Христовым светом. Но на нашу слабенькую веру налагаются невежество, страсти, страхи, и вера наша кривится. Особенно это заметно в среде духовенства. Наш владыка, архиепископ Питирим, на первом епархиальном собрании в 1995 году говорил: «Сгорит храм, люди соберутся и построят новый – краше прежнего. А попадёт на приход нерадивый священник, высокомерный, чванливый самодур, и разбежится община, и десять лучших священников потом не соберут её снова».

Мир пытается подчинить себе Божью Церковь. По его понятиям, Бог должен давать прибыль, за что Его можно славить и благодарить. Конечно, деньги никто не отменял, они были и при земной жизни Христа, сказавшего: «Кесарю кесарево». И многие батюшки просят: «Дай, Господи, средств, чтобы я мог исполнить закон Твой: носите бремена друг друга». Но заметьте, «носите», а не налагайте бремена. Но у нас сейчас все их налагают, а носить не сильно стремятся. «Прибыль», «эффективность», «конкурентоспособность» – понятия, которые застят глаза. А я вспоминаю дом тёти Нюры. Не осталось ничего, даже огорода – на этом месте теперь высокий лес.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий