Слово о святых сёстрах
В дни Великого поста во время Съезда православной молодёжи в Сыктывкаре впервые была показана программа «Немецкие принцессы – русские святые», посвящённая святым сёстрам Александре и Елизавете Романовым – Императрице и Великой княжне. Следом она прошла в Доме дружбы и детской библиотеке. Мы побеседовали с её автором Надеждой Баталовой, солисткой Театра оперы и балеты Республики Коми и давним другом редакции «Вера».
– Надежда, расскажи о сценарии, чтобы читатели могли представить, о чём идёт речь.
– Первый сценарий я сделала о Царской Семье, хотела участвовать в нём вдвоём с сыном Андреем. Начала изучать тему и, к своему удивлению, обнаружила, что многие православные не знают, что Императрица Александра и Великая княгиня Елизавета родные сёстры. Стала собирать материалы.
Начинается постановка с музыки Баха, потому что дальше речь о детстве сестёр. В детстве мама – великая герцогиня Алиса Гессен-Дармштадтская, дочь английской королевы Виктории, – водила сестёр по приютам, больницам: устраивали концерты, дарили подарки, в том числе свои игрушки. Мать приучала девочек к христианской сострадательной жизни, приготовлению себя к Царствию Небесному. Они были религиозны с раннего детства.
– Участники постановки – твои друзья?
– Надежда Михайлова играет на виолончели – мы вместе работали в Театре оперы и балета: я солистом, она – в оркестре. За фортепьяно – Людмила Стрелкина, педагог колледжа искусств, в прошлом мой преподаватель и певчая Свято-Вознесенского храма. Роль Сергея Александровича, ты удивишься, исполняет главный тренер сборной республики по лыжным гонкам Андрей Нутрихин. Он же читает стихи. На Лазареву субботу с утра был на чемпионате России, который проходил в Сыктывкаре, а потом пришёл к нам, чтобы выступить.
– Что привело его к вам?
– Нужен был гитарист, который может не только играть, но и импровизировать. Я предложила нескольким людям, но кто-то уезжал, у кого-то палец вывихнут и так далее. И тут появился Андрей. Он рассказал, как однажды в Екатеринбурге на соревнованиях зашёл в храм Спаса-на-Крови. И что-то так сильно его там задело, что он поехал на Ганину Яму. То есть к нам Господь привёл не просто человека, умеющего играть, но и того, кому было по-настоящему не всё равно.
– Кто исполняет роли святых сестёр?
– Анастасия Морараш, солистка нашего театра, исполняет роль Императрицы Александры, Виталий Гудовской – Царя-мученика, я – святой Елизаветы. Ведущая – Ольга Степанова, заведующая информационным отделом Дома дружбы, тоже певчая, но только храма Святителя Николая Чудотворца.
– Как приняли вашу постановку зрители?
– Было такое чувство, что мы вместе дышим, чувствуем. Я видела, как люди плакали. Самое сильное впечатление производит, наверное, то, как эти люди любили друг друга – родители, дети, Сергей и Елизавета, Николай и Александра, сёстры Марфо-Мариинской обители. Ты знаешь, что святая Елизавета ездила по всей России, собирала девочек-сирот, а потом воспитывала их, давала образование? Вытаскивала детей с Хитрова рынка, где они жили как в аду. Монахинями в сестричестве становиться было необязательно – многие девочки вышли потом замуж. Например, круглая сирота из Перми Прасковья стала женой художника Павла Корина, они потом вместе спасали храмы, фрески от гибели. Не имея своих детей, княгиня спасла множество детских душ. И это лишь малая часть того, что она сделала.
В конце выступлений зрители аплодировали стоя. Но в последний раз, когда мы выступали перед инвалидами, им вставать было неудобно, а некоторые и вовсе не могли этого сделать. Они сидят, а мы стоим, смотрим друг на друга. Я говорю: «У меня такое чувство, что мы что-то не договорили и не хотим расходиться. Быть может, дело в том, что мы всегда ищем в книгах, фильмах, везде какие-то слова, что-то важное для каждого из нас лично…»
Такие слова я нашла в письме Елизаветы Фёдоровны к брату Эрнесту. Он спросил, в чём цель её жизни. Сестра ответила: для неё это путь к совершенству, а в чём она видит совершенство? – научиться всех прощать. Это на меня произвело очень сильное впечатление. Красногвардейцы из охраны Императорской Семьи вели себя оскорбительно, плевали, старались как-то задеть, не понимая, почему им не отвечают. Сегодня это кажется почти невозможным, что можно так прощать. И постепенно некоторые солдаты начали меняться. Особенно их поразило, когда члены Царской Семьи подарили им на Рождество вещицы, сделанные своими руками.
«Я знаю, почему мы не хотим расходиться, – ответила одна девушка, подъехавшая ко мне на коляске. – Хочется посидеть, помолчать и подумать».
Во время подготовки программы я съездила в Москву, познакомилась с Марфо-Мариинской обителью, помолилась святой Елизавете, чтобы она помогла создать нам что-то достойное в память о ней. Сын Елисей нарисовал в то время девушку, уверяя, что она помогает ему делать уроки, и сказал, что её зовут Елизавета. Когда я показала ему фотографии, где были сёстры Романовы, сын сразу узнал святую Елизавету, сказав: «Вот она!»
Сёстры погибли с разницей в один день.
– Что ещё, кроме позитивных эмоций, дало тебе общение со зрителями?
– После одного из выступлений ко мне обратилась немолодая женщина, историк по образованию, сказавшая, что не видит связи между террором, жертвой которого стал в 1905 году Сергей Александрович, и Красным террором, репрессиями тридцатых. Я подумала, что, наверное, есть смысл сделать отдельную программу на тему репрессий, их корнях.
Фото Дмитрия Напалкова
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий