О вере в полный голос

Эта публикация – продолжение того разговора, который в предыдущем выпуске газеты мы начали, – о христианстве в литературе. Тогда я обещала начать рассказ о конкретных произведениях с книги Льюиса «Хроники Нарнии».

«Хроники Нарнии» – это семь повестей под одной обложкой. Автор – Клайв Стейплз Льюис (1898–1963), оксфордский учёный, филолог, теолог, специалист по средневековой литературе.

Клайв Стейплз Льюис (фото с сайта photo.qip.ru)

Его перу принадлежат философские трактаты, литературоведческие тексты, научная фантастика. Англиканин по вероисповеданию. Одна из его известных книг называется «Просто христианство». Льюис входил в тот же литературный кружок, что и Дж. Р. Р. Толкиен. Оба они писали сказки для детей (сейчас бы сказали: работали в жанре фэнтази), в которых размышляли о вечных вопросах бытия.

Вот очень краткое содержание их глазами читателей:

– Льюис рассказывает о создании волшебной страны Нарнии львом Асланом, Сыном заморского Императора, Которого никто никогда не видел. Нарния появилась, когда в её измерение попали люди. Они стояли в пустоте, а потом увидели, как величественный Лев идёт им навстречу откуда-то издалека и поёт песню сотворения. Перед Ним начинает расстилаться новый мир, которого не было, – Нарния.

– Животные здесь умеют разговаривать и дружат с людьми, а кроме того, Добро пытается одолеть вечное Зло.

– Книга – об истории этой страны, войнах и нашествиях, королях и королевах и о её конце.

– Герои книги – мальчик Дигори и девочка Полли, присутствовавшие при рождении Нарнии, братья и сёстры Пэвэнси, ставшие верховными королями Нарнии, и их друзьях Юстэс и Джил.

– Сказки, в аллегорической форме раскрывающие суть христианской веры и создающие такой мощный художественный образ, что дети даже спрашивали автора: «В кого же нам всё-таки верить – в льва Аслана или во Христа?»

Так что это? Детская сказка? Фэнтази? Христианская проповедь?

«Вот честно, даже не знала, что “Хроники Нарнии” имеют христианский смысл, – пишет одна читательница. – Что здесь христианского? И какие герои напоминают Евангелие, например святых апостолов или Христа?»

Вторит ей другой читатель: «Я там и не усмотрела никакой религии, может, потому что слова такого не понимала? Зато прекрасно осознавала, что такое доброта и справедливость, честность и смелость, дружба и верность. “Хроники Нарнии” учат детей вере именно в эти базовые общечеловеческие понятия, и Церковь здесь ни при чём».

Находятся и более жёсткие отзывы: «Всегда считала, что Нарния абсолютно не полезная книга. Нельзя о святом так… “сказочно”– это похоже на кощунство для меня. И не понимаю, почему её так любят у нас, в православии».

Но всё же среди прочитавших книгу немало таких, кто понял её именно как христианский текст. «Мне кажется, что мало кому из проповедников удавалось столь сжато, метко и, главное, доступно выразить то восприятие Бога, которое неверующему кажется нелепым и парадоксальным. Например, то, что Бог может одновременно быть страшным и добрым, милостивым и суровым, великим и малым, далёким и близким». Вот ещё: «Для меня эти книги стали именно тем, чем, я думаю, Льюис хотел их видеть – источником веры. Я до сих пор осознанно верю именно благодаря Льюису. И никогда не устану быть ему за это благодарной», «Льюис создал в сказках свой удивительный мир – мир, пронизанный Евангельским светом», «Когда долго раздумываешь над удивительной книгой Льюиса, ощущаешь НЕЧТО настолько огромное, первородное, одновременно жуткое и восторженное, что боишься открыть глаза. Может быть, точку соприкосновения с Богом…».

 Разные люди – разные и мнения. Всё как всегда и везде.

Корень этих разночтений показан одним, весьма отрицательным, персонажем Нарнии. Когда Аслан творил мир, дядя Эндрю «ничего не понял, и вот почему: в самом начале, когда лев запел, дядя смутно понял, что это – песня, но она ему совсем не понравилась, ибо внушала мысли и чувства, которые он всегда отгонял». Он стал убеждать себя, что львы не поют, – и услышал вместо песни рёв. «Когда лев возгласил: “Нарния, встань!” – слов он не разобрал, а когда ответили звери, он услышал только кваканье, лай, что угодно; когда же они засмеялись – сами себе представьте. Это было для дяди хуже всего. Такого жуткого, кровожадного рёва голодных и злых тварей он в жизни своей не слышал».

В другом месте Льюис выразил ту же мысль яснее: «От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь». Мысль простая, но как же нам трудно применять её на практике, в нашем общении с ближними!

Услышать Бога нам мешает грех. Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Грех ограничивает ум и запирает дверь ведения». И читатели книги говорят о том же самом, пусть и опосредованно: «Волшебная атмосфера “Хроник Нарнии” завораживает и оставляет глубокий след. Хотя верно и то, что на большинство людей, прочитавших их во взрослом возрасте, они уже не производят впечатления, а жаль».

Дети вхожи в нашу небесную Нарнию, в Царствие Божие. Трёхлетний малыш может, пусть бессвязно и путано, пересказывать свой разговор с Ангелом Хранителем. И он не будет врать или фантазировать. Придумать такой диалог малыш пока не в состоянии. Эта беседа действительно была в его реальности. Взрослея, мы утрачиваем способность восприятия благодати Божией, и к чистым смыслам нам приходится продираться через колючие заросли наших грехов.

Клайв Льюис в письме приятельнице сам открывает христоцентричность Нарнии:

«Вся история Нарнии говорит о Христе. Иными словами, я спрашивал себя: “А что, если бы на самом деле существовал мир, подобный Нарнии, и он пошёл бы по неверному пути (как это случилось с нашим миром)? Что бы произошло, если бы Христос пришёл спасти тот мир (как Он спас наш)?” Эти истории служат моим ответом.

Я рассуждал, что поскольку Нарния является миром говорящих животных, то Он тоже станет Говорящим Животным, подобно тому, как Он стал человеком в нашем мире. Я изобразил Его львом, потому что: а) лев считается царём зверей; б) в Библии Христос называется «львом из колена Иудина»; в) с начала работы над книгой мне виделись необычные сны о львах.

В целом вся серия книг составлена следующим образом:

“Племянник чародея” повествует о сотворении мира и о том, как зло проникло в Нарнию;

“Лев, колдунья и платяной шкаф” рассказывает о распятии и воскресении;

“Принц Каспиан” говорит о восстановлении истинной религии на месте искажённой;

“Конь и его мальчик” рассказывает о призвании и обращении язычника;

“Путешествие на Край Света” посвящено духовной жизни (в особенности Рипичипа);

“Серебряное кресло” повествует о постоянной войне против сил тьмы;

в “Последней битве” говорится о пришествии Антихриста (Обезьяны), конце света и последнем суде».

Клайв Льюис писал для детей, хотя бы немного знакомых с христианством. Большинство школ Великобритании в середине XX века, когда писались книги, давали минимальное религиозное образование, правда часто очень формальное и не вызывающее у детей заметного интереса. Поэтому свою задачу Льюис видел в том, чтобы за теоретическими рассуждениями дети ощутили живую реальность. В одном из писем он изложил своё кредо: «Почему так трудно испытывать к Богу или Христовым страданиям те чувства, которые, как нам говорят, мы должны испытывать? Думаю, именно потому, что речь идёт об обязанности, и это убивает чувства. Главная причина – здесь. Вредит и благоговение. В детстве мне казалось, что о вере можно говорить лишь вполголоса, как в больнице. “Что если перенести всё это в волшебную страну, – подумал я, – где нет ни витражей, ни воскресных школ. Может, тогда ребёнок впервые увидит веру во всей её мощи и устоит?” И я понял, что да».

Английские школьники могли заметить параллели между Евангелием и текстом Нарнии. У нас всё не так. Христианский подтекст часто скрыт не только от детей, но и от родителей и учителей. Зато всем бросятся в глаза фавны, сатиры, наяды, дриады, единороги, гномы, колдуны и говорящие животные народных сказок, придуманные самим автором персонажи вроде охлотопов. Помимо христианства, Льюис обращается к древневосточной, античной, германо-скандинавской, средневековой европейской традициям. Поэтому часто ревнители православного благочестия обвиняют его в язычестве и оккультизме и ставят на «Хрониках» незримый штамп: «Не рекомендовано к прочтению».

Они просто не готовы уразуметь, что любая жизнь, хоть в Нарнии, хоть в нашем мире, всегда протекает в двух разных реальностях, как бы на двух уровнях – материальном и духовном. Земной, физический уровень – это только средство для проявления духовной реальности. Ещё Василий Великий писал: «Наш мир – училище разумных душ». А что обязательно должно быть в училище? Правильно, учебные пособия. Вот материальный мир в этом качестве и выступает.

Думаю, что самую суть идеи двойственности мира чутко уловили писатели-фантасты. Намереваясь говорить о социальных и общественных проблемах современности или рассуждать о нравственности, они для остроты восприятия переносят действие своих произведений в придуманные реальности. И если автор талантлив, читатель легко вычленяет смыслы, не обращая внимания на инопланетный или иновременной антураж. Тем более что этот фантастический вещественный субстрат не важен для понимания Нарнии – ведь Клайв Льюис использует его для описания не виртуальных миров, а наличного духовного мира, который есть здесь и сейчас. Его можно увидеть, хотя это и непросто. Прочитайте 14-ю главу «Принца Каспиана», и, может быть, дверь в духовный мир для вас приоткроется.

Миссионерский эффект «Хроник Нарнии» невозможно оспорить. Трудно привести наших близких к Богу, ведь Господь Сам призывает к Себе каждого человека. Но мы всё же в состоянии им помочь. Как?

Винни-Пух, когда Пятачок просил его сочинить вопилку по поводу новоселья ослика Иа, ответил ему так: поэзия – это не такая вещь, которую ты находишь, это такая вещь, которая находит на тебя.

Единственное, что мы можем сделать, – это встать в такое «место», где тебя может найти Бог. Приводите детей в Нарнию, это именно такое «место».

«Я не могу выразить словами впечатление от неё, – прочитала я в одном из отзывов о книге. – Оно похоже на аромат цветов на лесной поляне, на блестящий, сияющий снег, на улыбку любимого человека, на ласковые мамины руки, на детство… Нарния завораживает, и ты в любом возрасте начинаешь чувствовать себя маленьким ребёнком, который хочет уткнуться в тёплую гриву Аслана и почувствовать себя защищённым».

Лучше и не скажешь.

Фото с сайта filmoobzor.ru

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий