Белый лён на белом снегу

Наша родина давно завоевала славу самой «льняной» страны в мире. Полюбился лён русичам. Ещё тысячу лет назад одевались они в тонкие льняные рубахи и плавали по морям под крепкими льняными парусами. А сто лет назад почти весь лён, что продавался в мире, был русского происхождения. Только вот скольких трудов стоило «вырастить» рубашку! Почитайте, ребята, книжку Константина Ушинского – она так и называется: «Как рубашка в поле выросла». Даже если только перечислять то, что с этим растением проделывают, пока оно не превратится в полотно, и то устанешь: лён надо сеять, полоть, дёргать, сушить, мочить, колотить, трепать, чесать, прясть, ткать, белить… Вот о том, как холсты белили, мы и поговорим сегодня.

Надо сказать, создатели исторических фильмов ошибаются, когда одевают актёров в рубахи из серого полотна. Так будто бы правдоподобнее – ну разве под силу нашим предкам было сделать льняную холстину белой? Они же не могли выйти в магазин за химическим отбеливателем, как мы, а других способов сделать тёмное светлым нет. А на самом деле они есть. С глубокой древности на Руси считалось зазорным шить одежду из неотбелённого полотна. И для этого тоже надо было изрядно потрудиться. Для начала готовый холст складывали в котёл, заливали горячим щёлоком (так назывался раствор древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали на солнечном месте.

Живописец Виктор Беднов ещё застал в 1967 году старинное беление холстов

Похожим образом белили холсты и в Европе – это запечатлел художник Брейгель Ян Младший (XVII век)

Вот сейчас пригревает мартовское солнышко – в старину об эту пору несли к речкам хозяйки холсты, раскладывали на вешнем ярком снегу. Полежат на солнце от утренней зорьки до вечерней – и белее становятся. Это значит – «зорить» холсты. Затем снова им покоя не давали: стирали, били-колотили деревянными вальками. Под конец приходил черёд «золить» холсты: мокрыми складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. А в некоторых местах в ход шли и другие «отбеливатели», которые мы бы никак не заподозрили в такой способности: скисший квас и даже кислое молоко.

Наконец, последняя стирка – и вот он, холст белее снега, гордость любой хозяйки!

Художница Зинаида Серебрякова помогла нам представить, как тяжелы были мокрые холсты для девичьих плеч

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий