«И вот в чём смысл того виденья…»
«И вот в чём смысл того виденья…»
Уважаемая редакция, поводом для этого письма стал материал С. Орлова «Фрейлина Анна – инокиня Агния» (№ 785, август 2017 г.). Графиня Анна Орлова мне тоже полюбилась, с тех пор как прочитала о ней в статье иеромонаха Серафима (Роуза) в журнале «Русский паломник». Кстати, она пожертвовала деньги и нашему монастырю, в то время мужскому, что известно из писцовых книг: «1 февраля 1846 г. камер-фрейлина графиня Анна Орлова-Чесменская пожертвовала в Белопесоцкий монастырь 5 750 руб. серебром».
Но хочу написать о другом. Автор статьи Сергей Орлов, говоря о том, что почти ничто не напоминает нашим современникам о воинских подвигах графа Орлова, пишет: «Хорошо хоть, созданный нашими предками Чесменский храм под Петербургом сохранили». Наверное, имеется в виду храм Рождества Иоанна Предтечи (сейчас он в городской черте, а строился, вообще-то, на седьмой версте царскосельского тракта), который ещё называют Чесменским, так как он был возведён в честь морской победы нашего флота над турками. Но есть ещё Чесменский дворец, подаренный Екатериной II графу Алексею Орлову, который также сохранился.
Он находится на ул. Гастелло, за Парком Победы, и в этом здании располагался когда-то Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), а сегодня – один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. На фото – здание, каким оно было в 50-е годы прошлого века, когда мне довелось там учиться.
На первом этаже у нас располагались раздевалка и студенческая столовая. На втором этаже, куда ведёт винтовая лестница, находились круглый зал для концертов и общих собраний и фойе для танцев в праздники. В будние дни там стояли столы для игры в пинг-понг, там же, помню, помещался настоящий самолётик.
С этим местом связан трагический случай. В 1955 году произошло несчастье с нашим однокурсником. Много лет я размышляла о том дне и написала «Повесть о Серёже К. и о вечной памяти». Она создавалась «для домашнего пользования», частично об истории нашей семьи, но и с миссионерской целью напомнить о том, что надо поминать усопших. Вот отрывок из неё:
«Учился с нами мальчик Серёжа Кушелев, ничем он не был на примете. Родители в Прибалтике, более сведений о нём и не знали, но, что припомнилось потом, был к выпивке пристрастен до того, что просил иногда денег со слезами. Институт наш был в здании непростом: в бывшем дворце Чесменском, подаренном графу Орлову. С тремя пристроенными учебными корпусами, как бы раскинутыми под 120-градусным углом крылами. Меж общежитием и тем дворцом зелёный скверик, измеренный всего десятками шагов. За ним церквушка с лыжным складом и дальше – кладбище военное с оградой. Вот все наши объекты, а далее – поля к Пулкову и пустыри к Московскому проспекту.
Само событие последовательно, по секундам происходило так (и 60 лет из памяти то не изгладят). Описанный пейзаж передо мной, но уточним: слева корпус общежития (4-этажный), прямо – зелёный скверик наш, справа – дворец, над ними голубое небо, всё днём солнечным освещено. Но что это?.. Всё видится не как обычно. Всё ярче: свет, зелень, неба синева сияют в блеске невиданною красотой, как бы стекло алмазом стало и бриллиантом заблистало. Пришли тогда слова: «О, как же мир прекрасен!» И мысль сама собой пришла: если когда в жизни будет очень плохо, надо вспомнить, не забыть, что мир на самом деле сказочно прекрасен и в нём всё прекрасным должно быть. И тут же взгляд на землю: «скорая», и из неё двое в халатах белых, с большой зелёной кислородною подушкой поспешно к общежитию бегут. И мысль свой ход меняет: ну вот, а тут кому-то и воздуха не хватает. То был Серёжа. Накануне он отмечал в ресторане свой день рожденья и утром, как был в костюме, приёмник свой, не выключив из сети, решил куда-то переставить. Увидели ребята, только когда он с ним стал падать. Сначала положили на кровать, потом одеяло на пол постелили – костюм от пыли берегли. Как могли, пытались дыхание ему вернуть. Но было поздно – может, минута лишняя прошла, и “скорая” не помогла. Из морга мы сами его брали, прямо с плит. Учебной группой хоронили, были и родители его, другие люди тоже были.
Но что скажу теперь, зачем пишу?
Теперь я знаю это,
Хоть и понадобилось на то много лет,
Но случай требовал ответа.И вот в чём чудо, смысл того виденья,
Тем более что не было такого повторенья.
То был миг, когда душа Серёжи покидала тело.
От него по смерти она сразу отходит
(теперь мы знаем – к Богу путь находит).
И вот как может мир во всём Его пространстве озарить.
Другого объяснения может и не быть.Как видимо, душа та, как и всякая,
У Господа прекрасною была,
И чтобы не погибнуть ей от пьянства зла,
Господь уход ей предварил.
Нигде и никого Он не забыл».
* * *
Дорогая редакция, выражаем благодарность всем вам, создателям православной газеты Севера России. Газета не только интересная и содержательная, но и проникнута своим особым духом борьбы: за кого-то заступаетесь, а кого надо, обличаете, и себя ещё приходится защищать. Как обычно: трудно добру против зла, правде против лжи. К сожалению, сегодня не только интересную, полезную газету трудно найти, но и просто читающих людей, даже среди грамотных знакомых; всем некогда читать. Говоришь: поддержите наш Север, мы все с ним связаны через наших новомучеников – в каждом городе и почти в каждом храме они есть, погибшие и упокоившиеся там. Но увы, чем-то все заняты очень. Начинают говорить, какие хорошие передачи по каналу «Спас»… Но всё же не оставляет надежда найти подписчиков среди молодых.
Божиего вам благословения и споспешения. И на многая лета – здоровья, сил, бодрости духа!
Схимонахиня Руфина, Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
г. Ступино Московской обл.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий