Как жить?

Сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий

(Ин. 11, 4)

Володя, весь в бинтах, приподнявшись на локте, спросил у меня:

– Хочу задать вам очень важный вопрос. Скажите, как мне теперь жить?

У Володи нет одного глаза, нет кисти правой руки, да и весь он порван-посечён осколками – непонятно, как выжил. Он в руке взорвал гранату, чтобы не сдаваться в плен чеченам. Те из бандитов, кто остался в живых, очухавшись после взрыва, подошли и сделали свой фирменный «контрольный выстрел» – в глаз. Добили. Но Володя с пробитым черепом и развороченными мозгами выжил. Кажется, что это невероятно. Тут явлено чудо Божье.

– Что же, – я ему отвечаю, – привыкай, Володя, жить с одной рукой, с одним глазом, ведь жизнь-то продолжается…

Но недаром старцы говорят: «Не давай советов, которые не можешь понести сам». Ведь давать совет – это одно, а исполнять его – совсем другое…

* * *

Тогда как у меня получилось? Подъезжаю я к дому, паркую машину на своём месте. Смотрю: на оградке висит клюшка – такая клюка, чтобы на неё хромым людям опираться. Взял я её в руки, покрутил так и сяк, померил, вроде мне под мой рост подходит. Но не моя вещь, зачем мне её брать? И повесил её обратно.

Другой раз подъезжаю туда же – у меня там местечко такое корявое, никто туда не становится, сложно заехать из-за высокого поребрика, а я на своей «Ниве» легко заскакиваю. Смотрю, а клюшка по-прежнему висит на оградке палисадника. Неделя проходит, две недели или даже более, а она всё висит – никто её не забирает. Думаю: «Ну что она висит? Ничья, видно. Кому надо, забрали бы уже давно. А мне пригодится. Не знаю пока зачем, но чувствую, что пригодится». Взял её. Кинул себе в багажник и уехал.

Да только вскоре после этого у меня случилась беда с ногой, с левым коленом. Ходить не могу, на ногу наступить не могу, согнуть ногу в коленке не могу. Ничего не могу. Артроз проявился.

* * *

Получается, я с клюкой чужую болезнь на себя взял. Если у меня был бы талант писателя, то я написал бы об этом рассказ. Начал бы со вступления. Так, мол, и так – шёл Святогор-богатырь с Ильёй Муромцем по Святым горам. И видят вдруг: на пригорочке гроб стоит отверстый. Святогор-богатырь говорит:

– Илюша! Ну-ка, брат мой названный, влезь в него. Померяй, не на тебя ли сей гробок соструган?

Илья Муромец ложится в гроб, поёрзал взад-вперёд и говорит:

– Нет, брат Святогор, не на меня, великоват мне гроб будет.

– Ну-ка, давай-ка я теперь лягу.

Лёг.

– О, Илюша, вообще как по мне соструган, прям как по моей мерке сработан. Илюш! Накрой-ка меня сверху крышечкой-то.

Тот накрыл.

– О, Илюша! Прям по мне сработан, очень хорошо. Просто замечательно. Лежать очень даже удобно.

Полежал-полежал Святогор-богатырь в гробочке, чисто струганном, да и говорит:

– Ну, Илюша, хватит. Всё, снимай крышку, а то дышать уж нечем.

Илюша начинает крышку снимать, а она не снимается, не открывается гроб. Илюша за крышку схватился, тянет на себя в отчаянии, аж ногти на пальцах дерёт – а крышка не открывается.

– Святогор, брат мой названный! Прости, не могу крышку снять, как вросла.

– Илюша, не мешкай! Бери мой меч-кладенец, руби.

Илюша берёт меч да как даст по крышке гроба – ба-бах! Поперёк гроба встал калёный обруч. Бах! – ещё раз вдарил. Поперёк гроба ещё один обруч с замком.

Илья Муромец у гроба Святогора. Иллюстрация из книги «Сказки о добрых молодцах»

Уронил Илюша меч-кладенец, сел на гроб и горько заплакал о Святогоре-богатыре. Но слезами горю не поможешь.

– Илья, брат мой названный! – говорит Святогор-богатырь из гроба. – Ступай, не сиди здесь более. Помирать сейчас буду. Видно, пришёл мой смертный час. Прощай!

– И ты прощай, брат мой Святогор-богатырь, – вздохнул и пошёл прочь Илья Муромец.

* * *

И вот таким же образом я со своей клюкой и подсуетился. Зачем она мне была дадена? Зачем я взял её? Из жадности? – нет. Этому надлежало быть. Это для того мне было послано, чтобы я всю горечь болезни восприял. А зачем это и почему? Потому что человеку, как я думаю теперь, надлежит принимать страдания. Володя, чеченцами подстреленный, принял свою скорбь, принял свои очистительные страдания – а я, неочищенный, лезу к нему со своими советами, умничаю.

Страдания для того и нужны, чтобы душа человека очищалась, чтобы не успевала в теле закоснеть. Чтобы человек через боль и немощь свою входил в разум истины и мог бы научиться сострадать своим ближним. И мог войти в Царство Божие уже чистым и готовым к ангельской жизни.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Аноним:

    Всё верно…

Добавить комментарий