Послание Тростникова
8 ноября – сорок дней со дня смерти Виктора Николаевича Тростникова, русского православного философа и богослова.
Наши читатели знают его по нескольким интервью, которые он дал газете «Вера» в разные годы. А вся страна узнала о нём в 1989 году всего из-за одной странички, напечатанной мелким шрифтом в журнале «Новый мир» – в разделе «Почта». Эта страничка перевернула мировоззрение многих людей. Помню, как сам я конспектировал письмо неизвестного мне Тростникова – конспект получился необычным: я целиком переписал всё им написанное, боясь что-то пропустить.
Виктор Тростников окончил в МГУ физико-технический факультет и преподавал в вузах высшую математику. Но кандидатскую защитил по философии в 1970 году. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Посчитав доцента диссидентом, его уволили с работы, и вплоть до распада СССР Виктор Николаевич работал то сторожем, то прорабом, продолжая заниматься богословскими вопросами. В 89-м году он принёс свою статью «Научна ли “научная картина мира”» в журнал «Новый мир», которая поразила одного из редакторов и новизной мысли, и мощной доказательной базой. Вот что спустя много лет рассказал мне сам Виктор Николаевич:
– Редактор боялся, что главный редактор Залыгин статью не пропустит. А поскольку Залыгин имел привычку почту не просматривать – туда её и втиснули. Потом оказалось, что и Залыгин не против. Проблема была в том, что факты, изложенные мной, не вписывались в «научную картину мира», к которой все привыкли. Это была «ересь» – против дарвинизма, эволюционизма, вообще безбожного материализма. Хотя я приводил строго научные данные, сто раз проверенные.
В своём «письме» Тростников разграничил саму науку, которая должна непредвзято исследовать окружающий мир, и «научную картину», имеющую идеологические основания и этим искажающую реальную картину. Доводы против «научной картины» были столь очевидны и убедительны, что тогда, в 1989 году, казалось: «Так это же переворот во всём! Теперь мир станет другим». Но этого не случилось.
Много лет Виктор Николаевич был профессором Российского православного университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Каждый год видел я его на научных секциях «Рождественских чтений» в Москве. А потом он перестал там появляться. Однажды увидел его на секции, посвящённой театру. И почувствовалось в нём какое-то разочарование. Свою последнюю, как он думал, книгу назвал «Мысли перед закатом» – видимо, в пику своему прежнему оптимизму, выраженному в «Мыслях перед рассветом». Но Господь дал Тростникову ещё годы жизни (умер он в возрасте 89 лет), и тогда он написал как бы послесловие – «После написанного», книга эта вышла в начале нынешнего года.
Учёный и богослов Тростников оставил после себя большое письменное наследие. Вот ещё несколько названий: «Элементарная теория ускорителей заряженных частиц», «Конструктивные процессы в математике», «Православная цивилизация», «Бог в русской истории» и др. Но то его письмо размером со страничку, наверное, было главным посланием всем нам. К сожалению, оно прояснило умы лишь отдельных людей, но не всего научного сообщества, оставшегося на прежних – примитивно материалистических – позициях.
Вот фрагмент того письма, в котором учёный перечислил то, что мешает объективно-достоверному взгляду на мир:
«РЕДУКЦИОНИЗМ есть предположение, что низшие формы бытия более реальны, чем высшие его формы, которые могут быть сведены к комбинации низших. Здесь мир уподобляется детскому “конструктору”, в котором винтики и стерженьки более значимы, чем собираемые из них сооружения… ЭВОЛЮЦИОНИЗМ есть предположение, что сложные формы бытия естественным образом, то есть под действием незыблемых законов природы, не ставящих перед собой никаких целей и работающих как автоматы, образовались из исходных простых форм».
Тростников пишет: «Физике открылась ложность редукционизма… Начнём с того, что идеальное оказалось реальнее материального. В квантовой физике центральным понятием служит не частица, а пси-функция, которая принципиально не может быть зафиксирована никаким прибором, то есть является невещественной данностью… Узлы тех нитей, на которых держится видимое, завязываются и развязываются в невидимом.
Но это ещё не всё. Из квантовой теории с несомненностью вытекает и то, что целое реальнее своих частей. При объединении частей в систему вступают в силу совершенно новые законы природы, предсказать которые заранее невозможно. Простейший пример тому – атом. Строго говоря, само выражение “атом состоит из электронов и нуклонов” неверно, надо было бы сказать иначе: “электроны и нуклоны исчезли, и на их месте появился новый физический объект с новыми свойствами – атом”… Надо не разлагать систему на составные элементы, а изучать её как часть более обширной системы».
Как-то я спросил Виктора Николаевича, почему у нас в школах и вузах не говорят о том, что современная наука изменила «научную картину мира». Он ответил:
– Мне приходится часто читать лекции, в том числе учителям средних школ. И такую черту подметил. Слушают они внимательно, переспрашивают – чтобы всё это пересказать ученикам. А у самих в глазах… Ну никакого интереса. Будто лично их не касается, хотя вот они, удивительные свидетельства новой картины мира!
Если в ХIX веке учёные были верующими, а наука атеистичной, то сейчас наука вдруг стала религиозной, а учёные уже неверующие. И не с руки им пропагандировать то, что идёт против их воззрений. В науке есть свои цеховые правила, мол, это дело наше, внутреннее.
И добавил с сожалением:
– Вот бы 100 лет назад наука так заговорила о Боге, как сейчас. Какое бы счастье испытывали люди! В то время ещё метались между верой и наукой, хотели быть со Христом, но в прогрессивных журналах было написано: «Бога нет».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий