Баллы цифрорабства

Бывшая моя однокурсница перед началом учебного года спросила: «Что думаешь о цифровом контроле в школах? Некоторые родители, оформляя детей в первый класс, отказываются подписывать согласие на сбор и обработку персональных данных». Надо сказать, у однокурсницы два высших образования, в том числе юридическое, но и для неё это вопрос. Понятно, что в электронном виде удобнее отслеживать успеваемость учеников, их взыскания и поощрения, держать под рукой адреса, телефоны, сведения о родителях, справки о здоровье, сделанных прививках и т.д. – и одним кликом мыши делиться информацией с вышестоящими инстанциями. Но кто гарантирует, что личные сведения не пойдут дальше роно? И что это школьное досье в будущем не станет основой подробного психопортрета гражданина, над которым станет надзирать электронный страж «грядущего цифрорабства»?

Хлёсткое это слово – «цифрорабство» – я подцепил на сайтах, посвящённых борьбе с глобализацией. Хотел посмотреть там, что люди пишут об опасностях цифрового контроля и какие способы решения проблемы предлагают. Там все в голос призывают только к одному: «НЕ ПРИНИМАТЬ!» Что не принимать? Да всё цифровое: ИНН, СНИЛС, штрихкоды, биометрические паспорта, даже обычные паспорта. Почему не принимать? Здесь голоса раздваиваются: одни вполне справедливо видят в этом инструмент глобального контроля над личностью, другие, кроме всего прочего, зрят «666» в штрихкодах и паспортах.

Ладно бы в этих шестёрках видели просто знамение грядущего, но для некоторых в цифрах кроется сам враг рода человеческого. В одном из обсуждений, как лучше отказаться от сбора данных на школьников, вдруг прозвучало: «В больнице мне прикрепили номер с тремя шестёрками (тот, который на талончиках печатается, кажется, он называется идентификационный номер ЭМК пациента). Я просил изменить, сказали это невозможно физически. Подскажите, что делать? Я совсем растерян. Сказали единственное, что возможно, – это сменить больницу». То, что ответили ему, я сначала принял за иронию: «Номер закопайте и читайте Псалом 90». Но «знающая» мирянка продолжила: «Скажите главврачу, что потеряли талон. Молитесь, лицо омойте святой водой… Грех вообще, что вы дали себе присвоить номер. На исповеди раскайтесь 3 раза».

Смеяться или плакать? А ведь это мои братья и сёстры, они в храм ходят. Сгоряча написал ей: «Сестра Анна, в каком “грехе” вы уличаете Андрея? Разве сами ни разу не стояли в очередях с номерками? И в вашем паспорте разве нет номера? А в авиабилетах? Вы же летали в Австрию, судя по вашему снимку в соцсети. Так сколько же раз вам надо каяться?»

Хотел ещё добавить: «Из-за таких, как вы, мы и шагаем широкими шагами в глобализированный мир!» Ведь в обществе серьёзного сопротивления этому нет в том числе и потому, что люди боятся оказаться в одном ряду с «маргиналами». Ниша антиглобалистов у нас полностью занята борцами с «шестёрками» и с самими электронными носителями, в которых они будто бы присутствуют. Но люди здравые же видят: «Допустим, что в чипе биометрического паспорта и вправду шестёрки есть. Что это меняет? Чип – это инструмент. Не будет его, придумают что-то другое. Технический прогресс не остановить». И всё, опускают руки.

Что же в итоге? Одни зациклились на инструментарии глобализации (на ИНН, штрихкодах и прочем), другие же, посмеявшись над ними, разумно посчитали, что с этим инструментарием бороться бессмысленно, и сдались. Но посыл-то изначально был неправильным! Бороться надо не с инструментами, а с желанием их применить. Тем более что инструментарий давно готов – при желании даже с помощью одних лишь банковских карточек можно прямо сейчас в отдельной стране устроить «цифрорабство».

* * *

Вот факты. Самая населённая и быстро развивающаяся страна, претендующая на мировое экономическое господство, – это Китай. В 2007 году власти там опубликовали программный документ «Некоторые замечания канцелярии Госсовета КНР о создании системы социального кредита». Система должна была отслеживать платёжеспособности компаний-заёмщиков. В 2014 году вышел окончательный документ – и в нём система изменилась до неузнаваемости. Из программы следует, что к 2020 году не только каждая компания, но и каждый житель Китая будет отслеживаться и оцениваться этой системой в режиме реального времени. Рейтинги будут публиковаться в централизованной базе данных в Интернете в свободном доступе.

Дальше – больше. Начиналось с финансовой благонадёжности компаний, потом частных лиц, а затем… В декабре 2016 г. Си Цзиньпин на заседании Политбюро ЦК КПК заявил: «Для борьбы с острой проблемой недостатка доверия нужно крепко взяться за создание системы оценки надёжности, покрывающей всё общество. Нужно совершенствовать как механизмы поощрения законопослушных и добросовестных граждан, так и механизмы наказания тех, кто нарушает закон и утратил доверие, чтобы человек просто не осмеливался, просто не мог потерять доверие».

В настоящее время эта программа в «пилотном режиме» запущена в тридцати городах Китая. Как она действует, исследовал китаист Леонид Ковачич. Им сделаны переводы с документов, и они опубликованы вместе с оригиналами на китайском языке. Он пишет: «Передовиком в этом деле стал город Жунчэн. Всем жителям города (670 тысяч человек) даётся стартовый рейтинг 1000 баллов. Далее в зависимости от их поведения рейтинг либо растёт, либо падает. Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии big data, и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует ни много ни мало 160 тысяч различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов. Гражданину, сообщившему куда следует о нехороших делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов.

Какого-либо единого документа, где было бы чётко прописано, что делать можно, а что нельзя, пока что нет. Известно лишь, что если твой рейтинг больше 1050 баллов, то ты образцовый гражданин и маркируешься тремя буквами А. С тысячей баллов можно рассчитывать на АА. С девятьюстами – на B. Если рейтинг упал ниже 849 – ты уже подозрительный носитель рейтинга C, тебя выгонят со службы в государственных и муниципальных структурах. А тех, у кого 599 баллов и ниже, записывают в чёрный список с припиской D – они становятся изгоями общества, их не берут почти ни на какую работу (даже в такси работать нельзя), не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолёты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Соседи от носителя D шарахаются как от огня, поскольку общение с ним понижает их рейтинг.

Ещё несколько примеров, как живётся в Жунчэне людям с разными рейтингами. Тем, у кого рейтинг АА и выше, дают потребительский кредит до 200 тысяч юаней без залога и поручителей, по сниженной процентной ставке. Тот, у кого рейтинг А, может лечь в больницу без залога, если стоимость лечения не превышает 10 тысяч юаней. И так далее.

Возникает вопрос: как зарабатывать рейтинги или хотя бы их не потерять? Власти Жунчэна говорят: это очень просто. Достаточно жить по закону, вовремя погашать кредиты, платить налоги, соблюдать правила ПДД, не нарушать морально-нравственные устои общества. Не убрал во дворе за своей собакой – минус пять баллов. Проводил пожилого соседа до поликлиники – получил пять баллов, поясняет китайский информационный ресурс «Хуаньцюван»».

Как это будет работать в рамках всей страны? Как указано в программе Госсовета, данные будут собирать восемь частных компаний, получая сведения из различных государственных структур, правоохранительных и муниципальных органов. Затем огромный массив данных будет поступать во Всекитайскую объединённую платформу кредитной информации, которая уже сейчас работает. Она станет обрабатывать данные и формировать рейтинги, которые будут в открытом доступе на информационном портале Credit China.

Среди этих восьми частных компаний, собирающих информацию, значатся Tencent и Alibaba. Первая компания – владелец мессенджера WeChat, которым пользуются 500 млн человек. Вторая – крупнейшая платформа интернет-торговли, которой пользуются 448 млн китайцев. Ей известно, что ты покупаешь и где покупаешь. Alibaba также владеет крупнейшим китайским сервисом микроблогов c 340 млн пользователей – и знает о китайцах, пожалуй, больше, чем МГБ. По геолокации там могут отследить, где ты бываешь и в какое время, какая у тебя сфера интересов, с кем и о чём общаешься в соцсети, что читаешь, что нравится или не нравится. Не дожидаясь, когда «программа социального кредита» распространится по всей стране, Alibaba уже запустила собственный рейтинговый сервис Sesame Credit. Чтобы удостовериться в реальности происходящего, нашёл я в Интернете мобильное приложение к этому сервису, которое уже можно скачать и установить на смартфон. Да, так и есть: в инструкции к программке Alibaba сообщает, что будет через неё оповещать об изменении социального рейтинга зарегистрировавшегося пользователя и подсказывать, как можно ему улучшить свою «карму».

Простые китайцы, похоже, не протестуют. В Интернете на чатах они обсуждают, как перехитрить систему, чтобы искусственно повышать свой рейтинг. Но вряд ли простому пользователю удастся обмануть электронный контроль. Он холоден и неумолим.

* * *

Как видим, уже сейчас любое развитое государство имеет средства, чтобы подчинить людей электронному контролю. Почему именно Китай стал первым? Востоковеды утверждают, что там этическая система «баоцзя» победила конфуцианскую. Примерно в 400 году до н.э. китайский реформатор Шан Ян приказал народу разделиться на группы по 5–10 семей. Они должны были наблюдать друг за другом, сообщать наверх о перемещении соседей и нести коллективную ответственность за преступления – такую круговую поруку и назвали «баоцзя». Политологи же делают упор на идеологию правящей партии Китая, которая запустила этот проект, – мол, коммунизм сам по себе тоталитарен, чего же от него ждать?

Можно успокаивать себя тем, что в России такое не пройдёт – у нас же нет ни КПК, ни «баоцзя». А что у нас есть? Если бы мы жили в православном царстве, в котором богопомазанный Государь являлся бы гарантом личной свободы каждого, то и вопросов бы не возникло. Но у нас государство светское, причём с экономикой, встроенной в глобализирующийся мир западного либерализма. А либерализм не может быть гарантом личной свободы – на Западе мы же видим примеры тотального подчинения людей каким-то искусственным ценностям. И если оставить всё на самотёк, то безудержный либерализм может скатиться в тоталитаризм похлеще электронного «баоцзя».

Остаётся одно – во всех сферах жизни утверждать то, что сделает наше государство человечным. Чтобы мы могли, например, доверить завучу школы и всей образовательной системе персональные данные своего ребёнка, уверенные, что их не используют для тотального контроля и манипулирования. Что ИНН не встроят в систему электронного принуждения. Что банковские карточки не превратят в инструмент ранжирования граждан по их кредитной, а заодно и социальной «благонадёжности». Нам нужны гарантии. И никто их нам не даст, если сами не выстроим такую жизнь, в которой всё это будет невозможно.

Пока наше общество будет держаться традиционных ценностей, оно не позволит государству перейти черту, за которой начинается реальное «цифрорабство». Так что не бежать надо от социальной жизни, уходя в «секты свидетелей ИНН», а утверждать в ней православные нормы. Наша страна – наш дом. И никому его не отдадим.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий