Человек с телекамерой и без

jaba-point.ru

У моей соседки на даче висит телевизионная тарелка, которая ловит множество каналов. Вот только, сокрушается она, «смотреть нечего» – всё сделано по одной кальке. Это как в супермаркет зайти, где продукты в ярких обёртках аккуратно разложены по полочкам, а выбрать нечего. Да и качество тех продуктов не всегда вызывает доверие…

На телевидении, где я работала много лет, был у нас один оператор. Здоровенный, как богатырь, шумный, неугомонный, он вечно попадал в какие-то истории. Однажды ради красивого кадра (хотел запечатлеть девушку «в полёте») он попросил прыгнуть корреспондента с высоты третьего этажа в сугроб. Та прыгнула и сломала обе ноги, долго потом лежала в больнице, а незадачливый телеоператор едва не вылетел с работы. А в Кирове, где проходили автогонки, мой коллега решил повторить трюк одного из основателей документального кино Дзиги Вертова и лечь с камерой – нет, не под несущийся поезд, как в фильме «Человек с кинокамерой», а под летящий автомобиль. Чудом уцелел сам, а камеру разбил, и её стоимость выплачивал из своего кармана… Как-то добрую половину дня он снимал на совхозной ферме коров, задумчиво жевавших жвачку. После этого его сразу отправили на оперативные съёмки какого-то важного заседания. Пропахший терпким запахом коровьих лепёшек, он крутился с камерой вокруг участников заседания, усердно наводил на них фокус, не понимая, почему те смущённо отворачиваются от объектива. Жаль, телевидение не передаёт запахи…

Меня с ним тоже помотало по командировкам. В Ульяновском монастыре, помню, собирались записывать интервью с игуменом Саввой. День был погожий, решили побеседовать с наместником монастыря на улице. Оператор поставил тяжёлую профессиональную видеокамеру «Betacam SP» на штатив и, забывшись, очарованный красотой родной природы, «зело чудесно дело своё исправил»… Боковым зрением я вдруг увидела, как камера, словно при замедленных съёмках в кино, плавно кренится вместе со штативом… Ещё секунда – и она рухнет на асфальт! Я бросилась спасать технику, и шесть кг «железа» рухнули на меня, как на подушку безопасности. Камера уцелела, и интервью, очухавшись, мы всё же записали. А роскошные планы, снятые им в Ульяновском монастыре, я потом не раз использовала в разных программах…

Он был даровитый парень. Но после очередной истории его всё-таки уволили с работы. Да и сам он разочаровался к тому времени в телевидении. Кто-то скажет: «Невезучий, ничему не научили человека собственные ошибки». Кто-то возразит: «Талантливые люди в повседневной жизни неудобны и обречены на непонимание…» А мне при воспоминании этого человека на ум приходит повесть Николая Лескова «Очарованный странник» – результат поисков автором книги ответа на вопрос, есть ли праведники на свете. Смелость, простодушие, доброта и обострённое восприятие красоты главного героя Ивана Флягина уживались в нём с грубостью, пьянством и драчливостью. Ещё в далёкой юности, «смеха ради», он засёк насмерть монаха. В ту же ночь он явился ему в видении и сказал, что Иван был матерью «Богу обещан»…

Я давно потеряла из виду своего бывшего коллегу. Знаю от его мамы, глубоко верующей женщины, что у него растёт славный мальчуган – весь в отца. Но сам он ныне не имеет никакого отношения к телевидению, и думаю, сын в эту сторону тоже смотреть не станет.

Мне кажется, наше телевидение стало таким потому, что оттуда стали уходить нестандартно мыслящие специалисты. Именно таким был и мой сослуживец с широкой душой, ради живописного кадра способный на самые безрассудные поступки. Как и очарованного странника, его пленяла красота природы, женщины, птиц, грациозных лошадей и коров с большими и чёрными, как маслины, глазами, завораживала сама жизнь со всеми её нелепостями и драматизмом… Но вместо этого «наше всё» предлагало ему только пресловутый формат.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий