Кто живёт реальной жизнью?

Игумен Игнатий (Бакаев)

Звонит отец благочинный: «Отец Игнатий, зайти в школу, поприсутствуй на родительском собрании. Предложи, чтобы родители выбрали основы православной культуры».

Но собрание не состоялось, вместо этого раздали анкеты. Директор, впрочем, оказалась на месте, и мы разговорились. Из беседы стало ясно – она не союзник Православной Церкви, даже обмолвилась: «Никто меня в том, что есть Бог, не убедит». Как я понял, она уверена, что в бытии разобралась абсолютно, и уж, конечно, лучше меня, хотя я и старше, и не менее образован, и с богатым жизненным опытом. «В отличие от вас, – объясняет директор, – я живу реальной жизнью». За время нашей беседы мне позвонили несколько человек. Говорю:

«Вот эти звонки – разве не реальная жизнь? Сегодня я реально служил с семи до девяти тридцати: молился за себя, за братию, за страну, за мир во всём мире, за власти и воинство. В десять часов отпевал усопшего Владимира, просил Господа об отпущении его грехов и посмертной участи вечной души. Его близкие ушли успокоенные. Приходила супружеская пара, разделяемая противоречиями. Помолились об умножении любви и сохранении семьи. Побывал на строительстве храма Блаженной Ксении, потом пришла мама с сыном, страдающим винопитием. Он уже много раз кодировался, но не помогло. Помолились о его здравии. Отсепарировал двадцать литров молока. Сейчас беседую с вами. Потом поеду в онкологическую больницу соборовать больных. После будет вечерняя служба, чтение Псалтыри, на которой я помяну около трёх тысяч имён о здравии и примерно столько же за упокой. Неужели эта жизнь не менее реальна, чем ваша?»

Ушёл глубоко огорчённый. Через день приезжаю в другую школу. В учительской несколько педагогов о чём-то говорят между собой, старательно меня не замечая. Я спросил: «Можно с вами пообщаться?» Поинтересовался: «Зачем человек живёт на земле?» Ответили что-то расхожее – и интерес ко мне пропал окончательно. После этого перешёл в другое место, рядом оказались два учителя и несколько родителей. Педагоги сразу отправились на «камчатку», где общались между собой, как сороки на дереве. Я попросил их говорить потише, но они сделали вид, что не услышали просьбы. Моя шутка, что, если бы у меня был классный журнал, я поставил бы им двойки за поведение, тоже не задела. Родители сидели как куклы, причём неговорящие. Они ни о чём не спросили и ничего не сказали сами. Я вышел, и защемило сердце за этих людей: «Без Бога они обречены».

Когда ехал домой, думал, насколько выше в глаза Божиих любого безбожника-педагога какой-нибудь малыш, который молится: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… и спаси, Блаже,  души наши». Он привлекает благодать Божию на себя, на родных, на пространство вокруг. А безбожный учитель увлекает в пустоту всех детей, которых учит. Ведь равнодушие к Богу – это следствие глубокого равнодушия к жизни. Такой учитель не сумеет зажечь чьё-то сердце. Нет, нельзя оставлять школы без духовного попечения. Но как пробиться к детям?

Помню, в Корткеросском районе решили провести «круглый стол» о духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодёжи – идея принадлежала бывшему министру национальной политики Галине Ивановне Габушевой. Потом эти встречи стали регулярными. На третьей или четвёртой один из священников говорит: «Ну вот собираются, а что толку?» Но в последний раз стало видно, что постоянные участники – руководители районного образования, методисты, библиотекари – становятся нашими союзниками. Некоторые даже интересуются, как готовиться к причастию. Имена их и должности назвать не могу: хоть и не советское время, а подвести человека можно. Это поразительно и очень грустно. Больше четверти века прошло, как закончились гонения, но ситуация не только не стала лучше, а во многом хуже, чем в начале 90-х. Пора нам прекращать играть в прятки с Истиной, делать вид, что можно безнаказанно не верить в Бога. Молния в тебя за безверие, может, и не ударит, но жизнь свою и своих детей ты разрушишь.

Вот только прежде чем идти к людям, подумаем о себе. Преподобный Серафим Саровский наказывал: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это значит – свою повреждённую грехами душу очисти покаянием, уврачуй Святыми Таинствами. Бойся гордости, высокоумия, зависти, сребролюбия, уныния. И Бог Сам откроет тебе знание, которое и есть вера в Господа. Когда я вошёл в Церковь, от меня отшатнулись родственники, друзья, многие знакомые. Слава Богу, они теперь тоже в Церкви. Смотрю в будний день, сколько человек на службе. Десять. Вокруг них могут спастись десять тысяч, а вокруг десяти тысяч – десять миллионов. Но лишь в том случае, если первые десять хотя бы попытаются искренне встать на путь святости. Господи, помоги нам образумиться, Ты же всем желаешь спастись и в познание Истины прийти!

Будучи директором леспромхоза, где работало много людей, я не знал, чего просить у Господа, чтобы они были счастливы. Может, попросить тракторов? Но мы ещё рабочие трактора сдаём в металлолом – обяжут сдать 990 тонн, и не отвертишься. Может, попросить, чтобы снизили железнодорожные тарифы? Но мы заготавливаем 550 тысяч кубометров, хотя максимум, который можем себе позволить, – это 400 тысяч; остальное крадём у будущего, рубим быстрее, чем лес успевает расти. А если тарифы снизить, то будем рубить ещё больше. Может, попросить денег? Но на следующий день после выдачи зарплаты поступают сведения о драках, изнасилованиях, угонах транспорта и прочих преступлениях. Ничто не могло осчастливить наш леспромхоз, людей, которые в нём работали, словно в них не было места для счастья. Сейчас мне понятно, в чём дело. Они жили без Царя, Господа нашего, в голове. А без Него все блага во вред.

Вот что должны знать люди. Была казнь и крестная смерть, было сошествие во ад, было и Светлое Воскресение. А потом сказал Господь ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Это обращено ко всем нам – христианам. Будем исполнять, и всё будет слава Богу. Христос воскресе!


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. Слово о пьянстве:

    Слово о пьянстве.
    Святитель Димитрий Ростовский.
    «Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства.

    Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь печали.

    Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно — десять.

    Пусть будет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: «От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» (Втор. XXXII. 32-33). Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI. 45)

    Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: «Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех» (Прит. XXIII. 35).

    Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате, которой выкидывается гной. Сердце же такого человека чем иным может быть, разве только сокровенным местом многих зол, откуда не может происходить добро, но лишь одно зло, как говорится в Евангелии; «Человек злой от злого сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его» (Лук. VI. 45).

    Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в сердце своем скрывает, погребши молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно сему и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны и гонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаются со дна бочки, и что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством, выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны, превращаются в блевотину.

    Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. V. 18), а святой Василий Великий говорит: «Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах — мужского пола.»

    Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: «Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию» (Осии VII. 5). Посему-то и Приточник выражает порицание: «Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?» (Притч. XXIII. 29, 30) . И Сирах увещевает: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо, вином же искушается сердце в сваре гордых» (Сирах. XXXI. 29,30). И еще тот же говорит: «Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного» (Сирах. XXXI. 34,35).

    Шестая желчная гроздь пьянственного винограда есть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

    Седьмая гроздь — растрата имущества, погубление богатств и отсутствие прибылей. «Делатель бо пиянивый, — говорит Сирах, — не будет богат» (Сирах.XIX, 7). О, как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней нищете! Примером сего может быть блудный сын.

    Восьмая несладкая гроздь — лишение спасения, ибо пьянство губит подобно вещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех он в пьяном виде совершить не стыдится, не боится и не гнушается. В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном.

    Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли спасения своего и не будет ли отрешен от наследия небесного тот человек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говорит апостол: «Пьяницы царствия Божия не наследят» (1 Кор.VI. 10).

    Девятая желчная гроздь — гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божие, подвигает на гнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: «Горе восстающим заутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гуслями и прегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят» (Исаии V. 11,12) К таким и пророк Иеремия говорит: «Пийте и упийтеся, и изблюйте, и падите, и не возстаните от лица меча его же Аз послю среди вас» (Иеремии XXV. 27).

    Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна. Вот каковы грозди того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя в начале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиный и аспидный.

    Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда.

    Послушаем, что говорит святой Златоуст: «Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». Еще он же в другом месте говорит: «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление». Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже сам себе вредит.

  2. Ярослав:

    Воистину Воскресе)

Добавить комментарий