Колокольчик

«Блаженны милостивые»

Детская_К-тексту-на-24

Господь велит, чтобы все, кто в Него верит, были, прежде всего, добры и милосердны к ближним. Но есть среди святых такие, которых даже многие из современников-христиан не могли понять, даже осуждали: ну что за безрассудная доброта, всё готовы отдать! А Церковь их прославила и назвала Милостивыми.

Семь тысяч господ

Иоанн Милостивый жил в VI веке. У него было очень доброе сердце. Когда Иоанн стал Патриархом Александрийским, первое его поручение к помощникам было таким: «Обойдите всю Александрию и перепишите всех до единого моих господ». «Кто это – твои господа?» – удивились помощники. «Это те, кого вы называете голодранцами, голью перекатной, нищей братией», – сказал Иоанн. Слуги обошли весь город и принесли Патриарху список: семь с половиной тысяч «господ». «С завтрашнего дня каждому из них выдавайте пропитание», – велел Иоанн. Но этого мало: всякую среду и пятницу Патриарх садился у ворот храма и лично подавал помощь всем, кто её ждал. «Будьте благоразумны, Ваше Святейшество, – говорили ему, – в толпе под видом бедняков стоят люди далеко не бедные!» Но это не смущало Иоанна Милостивого: «Даже если нищие со всего света стекутся в Александрию, и тогда Христос прокормит всех. Подавайте, не спрашивая, не глядя на богатство костюма. Ведь у Бога для всех открыта дверь!»

И корову в придачу!

Живший в VIII веке Филарет Милостивый тоже удивлял современников странными поступками. Когда был богат, имел тучные стада и дом – полную чашу, оно было понятно: помогай бедным сколько душе угодно. Ну а когда сам обнищал, когда от стад его остались пара волов да корова с лошадью – разумно ли жить по-прежнему? Но Филарет считал по-другому. Он отдал своего вола земледельцу, у которого пал вол; вскоре же этот земледелец выпросил у него и второго вола. Коня Филарет подарил воину, который должен был идти на войну, а лошади не имел. Оставались у него корова с телёнком да несколько ульев пчёл. Но телёнка он отдал одному бедняку, который сказал, что был бы рад принять его в дар, потому что дары Филарета приносят счастье. Когда же корова, разлучённая со своим сыном, стала жалобно мычать, Филарет отвёл к тому бедняку и корову. И долгое время семья Филарета питалась только от улья с мёдом.

Как епископ продал себя в рабство

Но ещё более поразительный случай произошёл в Италии в V веке. Однажды к Павлину Милостивому, епископу Ноланскому, пришла плачущая бедная вдова и сказала, что её сына увели в рабство сарацины. Она просила денег, чтобы можно было выкупить сына. Но епископ Павлин сам был беден. Так и не придумав, где бы достать денег, он отправился в Африку, разыскал то место, где томился сын вдовы, и предложил себя вместо него. Он, конечно, не открыл своё имя и звание. Хозяин согласился. Он был доволен новым работником: трудолюбив и хорошо ухаживает за виноградником. Прошло время, и тайна раскрылась, тогда хозяин с миром отпустил владыку Павлина.

Кастрюля каши

Прочли вы, ребята, это название, и наверняка многие из вас скривились: каша, да ещё целая кастрюля!.. Признаться, и мои дети без особого удовольствия едят по утрам кашу. Но за кашей, про которую здесь речь, с раннего утра выстраивалась длинная-длинная очередь. Дети, старые люди – все стояли с мисочками в руках и ждали, когда женщина с добрым лицом наложит им черпак каши, сдобренной постным маслом. И не было её вкусней!

Дело было в Крыму после войны, в голодном 1946 году. А женщина, что раздавала кашу, приходилась родной племянницей архиепископу Крымскому Луке (Войно-Ясенецкому), знаменитому хирургу и священнику (день его памяти мы отмечаем 9 мая). Он-то и благословил её варить каждый день огромную кастрюлю каши и подкармливать людей. А когда владыка Лука получил Сталинскую премию за свою книгу по хирургии, то пожертвовал на детей, сирот войны, 130 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги.

Каждый день он, как когда-то «врачи безмездные» Косма и Дамиан, бесплатно принимал больных. И каждый месяц отправлял десятки денежных переводов всем, кто просил у него помощи. Некоторые просьбы были забавны и трогательны: например, одна женщина из Ташкента просила прислать ей нитки для вышивания, потому что в Ташкенте хороших ниток нет…

Выслал ли владыка Лука вышивальщице ниток, мы не знаем. Но знаем точно, что он готов был отдать людям всё до последней ниточки.


Мир Божий

Ласточка с весною в сени к нам летит!

Детская1

Дорогие ребята! Пока мы раздумывали над темой новой рубрики, весна день за днём преображала всё вокруг: очистились ото льда и разлились реки, из-под пожухлых прошлогодних листьев вылезли на свет Божий первые цветы мать-и-мачехи, сами похожие на солнышки, запели на все голоса птицы. Вновь мы наблюдаем чудо пробуждения жизни. Природа будто подсказала нам: пишите о птицах и цветах, о лесных зверюшках и коралловых садах на дне океана, о крохотной почке, в которой таится целая ветка с тяжёлыми яблоками… Так и родилась наша рубрика «Мир Божий», в которой мы будем рассказывать вам, друзья, о чудесных творениях Господних.

А начнём с ЛАСТОЧКИ. Про эту птичку говорят: «Ласточка весну открывает», – в народных  песнях называют её ключницей. Вот пусть ласточка своим золотым ключиком и откроет нашу новую рубрику.

Пташка эта как-то особенно полюбилась людям. У многих славянских народов называется она святой, Божьей птицей. Самых дорогих зовут так: «Ласточка ты моя!» А в одной украинской песне эта птичка даже уподобляется Божьей Матери: «Ой на Дунаэчку, на бережечку, там ластивочка та купалася. То не ластивочка – то Божа Мати…» Лёгкий, дружелюбный характер у ласточки. Ни с кем не ссорится, день-деньской порхает по небу и радует душу весёлой песенкой: «Вить-вить! Вить-вить!» Только когда опасность угрожает стае, например сокол поблизости, песенка меняется: «Цивить! Цивить!» – «Тревога! Тревога!» Но если хищная птица нападёт-таки на ласточку, она храбро сражается и защищает до последнего своё гнездо.

Сейчас, в первые дни мая, вовсю идёт у ласточек «стройка». «Вить-вить гнёзда! Вить-вить!» – раздаются их голоса. Ласточки бывают разные, и гнёзда у них разные: деревенские ласточки (касатки) селятся под крышей домов, береговушки – в крутом берегу реки. Кто не знает, удивится: что за норки в песке понаделаны? А это ласточьи жилища. Кстати, они довольно глубоко уходит внутрь берега: из узкого «коридора» можно попасть в просторную «комнату». Спросите, откуда мы это узнали? Из книжки Виталия Бианки, большого знатока природы. Почитайте, ребята, его сказку «Лесные домишки» – и узнаете, почему у ласточки самое уютное гнездо (вот ссылка на неё в Интернете: vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi/lesnye-domishki).

Мастерит она его, как мы бы сказали, на совесть: лепит из глины или комочков земли, укрепляя пёрышками и конским волосом, а внутри выстилает чем-нибудь мягоньким, чтобы птенцам было хорошо. В конце мая появятся в семьях малыши – как правило, пятеро. И все дружно запищат: «Вить-вить! Есть хотим!» Тут уж родителям не до отдыха: 400 раз за день кормят они своих желторотиков! А пища-то вся по воздуху летает: комарики, мошки и прочая мелюзга, – её ещё поймать нужно.

Обижать ласточку, разорять её гнездо считалось в старину большим грехом, и вот почему. В народе жили легенды о том, как ласточка хотела помочь Христу, когда Он мучился на кресте: крала гвозди у мучителей, вынимала терния из венца. За это Христос сказал: «Касатушки, птички добрые, вы Меня, Иисуса Христа, во как жалеете! А положу Я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать, чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать». Легенда легендой, а только люди до сих пор жалеют ласточек и стужи эти птички не знают – улетают зимовать в Африку и Индию. Но обязательно возвращаются домой. Как они находят путь на родину? Что у них за птичий компас? Это одна из удивительных загадок Божьего мира.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий