Памяти Святогробца
Наша жизнь состоит из многих слоёв реальности. Вот верхний, но начинаешь углубляться, и картина становится более полной. Попробуем рассмотреть это на примере одного жития.
Канва истории
Двадцать девятого ноября исполнилось 45 лет со дня мученической кончины архимандрита Филумена (Хасаписа) Святогробца – настоятеля монастыря при Колодце Иакова в Самарии. Старец родился с именем Софоклис в 1913 году в столице Кипра – Никосии. С четырнадцати лет он послушник в различных монастырях. В 1937 году принял монашеский постриг в Иерусалиме. За этим последовали многолетние труды, настоятельство во многих храмах и монастырях Святой Земли, включая служение при Святом Гробе.
Обитель при Колодце Иакова возникла, прежде всего, в память о встрече на этом месте Христа с самарянкой. Но святыня известна около четырёх тысяч лет. Когда-то эта земля была передана ветхозаветным патриархом Иаковом сыну Иосифу. Отец Филумен окормлял монастырь совсем недолго. В своём слове, в день его прославления, Патриарх Феофил III отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину. Так что трагедия случилась не вдруг.
Как сообщается в житии, незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что они мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался идти у них на поводу, напомнив, что Колодец Иакова был и остаётся православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдёт оттуда, то должен готовиться к худшему. Согласно житию, в день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в обитель, нанесли отцу Филумену топором на лице две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили пальцы правой руки. Надругавшись и над священными сосудами, разрубили распятие, взорвали гранату, повредив строения.
Прославлен был отец Филумен в 2009 году. Вскоре уведомление об этом опубликовал Синод Русской Православной Церкви. Обратим внимание, что и в русском, и в греческом житиях содержится политкорректное умолчание, кем были неизвестные убийцы. Однако на сайте «Православный Иерусалим» около 15 лет назад, как раз в то время, когда состоялось прославление святого Филумена, появилось уточнение, что убийцами его стали иудеи-фанатики.
Это, можно сказать, канва истории святого Филумена и его гибели.
«Потоки ненависти»
Упоминание, что отец Филумен погиб от рук иудейских фанатиков, возмутило известного популяризатора иудаизма в среде русскоязычных евреев Пинхаса Полонского. Человек он очень деятельный, один из создателей «Ежевики» – еврейской вики-энциклопедии в Интернете. Кроме того, энергично занимается иудео-христианским диалогом, что формально смотрится неплохо, но, по сути, за этим скрываются не очень хорошие вещи.
Необходимо, говорит он, «перейти от концепции, что христианство пришло заменить иудаизм, к концепциии, что христианство пришло дополнить иудаизм», то есть учение Христа должно стать его облегчённой версией для неевреев.
«Мне кажется, что иудаизм, христианство и ислам, – объясняет Полонский, – составляют монотеистический комплекс человечества. В этом комплексе иудаизм – это отдел разработок. Христианство и ислам – это отдел донесения до общества, до общества разных типов». То есть их функция, мол, обслуживать иудейские интересы. Пинхас Полонский так прямо и говорит, обращаясь к единоверцам: «Пришло время задуматься о своём влиянии на человечество».
Что же мешает этому? Христос, конечно. «Я не сомневаюсь, – говорит Полонский, – что на сегодняшний день для христиан Христос является Богом, но я сильно сомневаюсь, что это – единственная интерпретация. Ведь всё это базируется не на Евангелии, а на двух-трёх стихах из апостола Павла, которые по-разному читаются». Проще говоря, убери из христианства Сына Божия – и иудео-христианский диалог сразу наладится.
Прочитав на православном сайте, что святого Филумена убили иудеи-фанатики, Пинхас Полонский решил, что эта информация тоже мешает. Он обратился с письмом к руководству Московской Патриархии, заявив: «Мне кажется, что для остановки этого потока ненависти было бы очень важно со стороны руководства Русской Православной Церкви ясно высказаться и осудить как подтасовки решения Синода РПЦ, уже растиражированные на многих сотнях сайтов в Интернете, так и саму привязку убийства о. Филумена к евреям».
Не к евреям, вообще-то, а к иудеям, но не станем углубляться. Подтасовкой здесь назван тот факт, что Синод про вероисповедание убийц ничего не сообщил, оно как бы придумано русскими антисемитами. Это не так. Процитируем справку Иерусалимской Церкви, отправленную в Московскую Патриархию после прославления святого Филумена: «8 мая 1979 года архимандрит Филумен (Хасапис) был назначен игуменом монастыря при кладезе Иакова в Самарии. 29 ноября 1979 года претерпел мученическую кончину от рук фанатиков-иудеев».
По мнению Полонского, убийцами могли быть мусульмане, обвинение которых он «потоками ненависти» почему-то не счёл. На этом всё – упоминать этого человека мы больше не будем, перейдём к следующему слою реальности.
Кто же убил?
Перед смертью игумен Филумен сообщал в Патриархию, что ему угрожают местные поселенцы-иудеи, требуя, чтобы он убрался. Греческий богослов Захария Раптопулос, хорошо знавший мученика, вспоминал: «Однажды, когда он проводил экскурсию на Колодце Иакова, признался нам, что постоянно чувствует давление на себя… Местные жители требовали от отца Филумена, чтобы он перевесил иконы и распятие, потому что они не могли смотреть на них».
Подобное давление не редкость на Святой Земле – не со стороны израильского общества, которое очень разнообразно во взглядах, там есть и евреи-христиане, а со стороны ортодоксальных иудеев. О нём рассказывают паломники, особенно священнослужители, одеяния которых вызывают порой негодование у иудейских радикалов.
В житии, однако, содержится ошибка. Она заключается в слове «убийцы». Возникает образ толпы иудеев, которая нападает на монастырь и совершает зверское убийство. На самом деле всё было иначе. Как сообщила архиепископу Самарии Амвросию семья палестинцев-христиан, помогавшая отцу Филумену, убийца «позвонил в колокольчик у его дома, отец Филумен вышел к нему навстречу в епитрахили, потому что в этот час вычитывал вечерню. Еврей схватил его за бороду, повалил на землю и ударил топором. Отец Филумен пытался на руках выползти наружу, чтобы спастись. Мы видели, что все ступени покрыты его кровью. Поэтому, без сомнения, он мученик».
Как видим, здесь речь идёт об одном человеке. В своё время некоторые подробности я узнал в книге православного еврейского писателя Исраэля Шамира «Сосна и Олива»:
«Колодезь Иаковлев расположен в цветущем саду, подлинном оазисе, где можно провести жаркие полуденные часы. Присматривает за ним живой и разговорчивый монах-грек, хорошо знающий иврит и даже немножко говорящий по-русски…
Монах рассказал нам, что он был главным героем в деле поимки Ашера Рабо, фанатика-убийцы из близлежащего еврейского поселения Элон-Море… Он зарубил топором несколько монахов, священников и монахинь на протяжении трёх лет. Суд признал его сумасшедшим, но в его сумасшествии была система. Убийца считал своим долгом очистить Страну Израиля от христиан и вернуть святые места иудеям. По словам грека, убийца несколько раз приходил с топором под полой, стараясь застигнуть его одного. Однажды соседи сказали монаху, что странный человек бродит вокруг. Монах устроил засаду на Рабо, спустил на него собак, кинулся на убийцу, скрутил его и передал полиции. К моему вящему удивлению… рассказ монаха был подтверждён полицией».
Когда Исраэль писал эти строки в середине 80-х годов, он не смог соотнести убийство старца Филумена с поимкой Ашера Раби – так правильнее писать имя изувера. Личность между тем известная.
Он был еврейским эмигрантом из Афганистана. Из армии был списан по причине психического расстройства. Тогда же или какое-то время спустя стал религиозным фанатиком. Первое убийство совершил 7 марта 1979-го, зарубив топором врача-гинеколога Дэвида Когана, совершавшего аборты. Десятого апреля маньяк ворвался с ножом в квартиру, где находились старушка-мусульманка и её внуки, но убить никого не смог. Мать этих детей – Эбигейл – была дочерью еврея, принявшего мусульманство, так что семья была смешанной, еврейско-арабской, что и привлекло внимание убийцы. Вечером Раби вернулся и бросил в жилище гранату, ранив детей. Затем расстрелял из автомата Эбигейл и её мужа Ахмеда, чуть позже – 17-летнюю Мону и 9-летнюю Мэрилин. Убийцу схватили соседи, но он достал ещё одну гранату, и его пришлось отпустить.
Мы не знаем, что происходило в сознании убийцы, но с этого момента он нападал исключительно на православных христиан. Отец Филумен стал первым. Убийца снова использовал гранату, ранив священника, а затем добил его топором. Покинув монастырь, Раби отправился в близлежащий военный лагерь и, притворившись бездомным, был отправлен в медицинский центр.
Тем временем полиция арестовала восемь человек, включая одного из охранников монастыря и палестинских беженцев из лагеря Аскар, но отпустила их, обнаружив у них алиби. В 1982 году Раби попытался взобраться на стены монастыря Бир Якуб, но полиция задержала его. Тогда и последовали неожиданные признания в убийствах по «божественным повелениям», которые постепенно находили подтверждения. Оказалось, что спустя три года после убийства отца Филумена он попытался убить православную монахиню, тогда же бросил гранату в группу паломников, но, к счастью, от взрыва никто не погиб.
Суд признал маньяка невиновным вследствие его болезни, но распорядился поместить в психиатрическую больницу, откуда убийца, предположительно, так и не вышел.
Почитание и прославление
Почитание старца началось вскоре после его гибели. Тридцатого ноября 1983 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Гроб его был с предосторожностями извлечён из могилы на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион. Останки отца Филумена были почти полностью нетленными. Они были обмыты, обёрнуты новым покровом и положены в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, где пребывали несколько месяцев, а затем были перезахоронены в новом гробе на том же кладбище.
Восьмого января 1985 года мощи святого Филумена были вновь извлечены из гроба и положены в раке в Троицком храме на Сионе.
Двадцать девятого ноября 2009 года Патриарх Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме Святой Фотины Самарянки в Сихеме Божественную литургию, по окончании которой был совершён крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. Перед началом молитвенной процессии Патриарх зачитал решение Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых новомученика Филумена.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий