Про «Её Высочество» Шапку
«Шапку надень!» – кричат мамы вслед своим непоседам, когда те выскакивают на холод из дому с непокрытой головой. И правда, без шапки в декабре недолго и уши отморозить! А знаете ли вы, друзья, что на Руси этот головной убор носили не только для того, чтобы защититься от непогоды? Каждому уважающему себя человеку негоже было ходить простоволосому. Даже бедный люд заботился о том, чтобы шапчишка была в целости и сохранности: голова покрыта – стало быть, человек достойный.
Большим позором считалось, если прилюдно собьют с кого-то шапку. Это означало, что «бесшапочного» человека считают плутом. Вот каким, оказывается, важным был этот предмет гардероба!
Потому те, кто хорошо умел шить шапки, были в почёте. Мастеров-шапошников было немало в России, но больше всего славились этим умением жители села Молвитино Костромской губернии (ныне – посёлок Сусанино). Причём с давних пор – ещё в 1881 году местный священник А. Иорданский писал: «По словам старожилов, шапочное мастерство появилось здесь не менее 200 лет назад». В XIX веке каждый второй молвитинец шил либо шапки, либо картузы. Из многих домов слышалось тарахтенье «громотух», как называли швейные машины «Зингер» за их громкий стук.
Впрочем, дома этим редко занимались: с Николы Вешнего и до Рождественских святок – на целых восемь месяцев! – уходили в большие города и там обшивали народ. Молвитинские шапки пользовались огромным спросом, потому что были качественными и недорогими. Да и в Молвитино народ себя уважал и поношенных шапок не носил: даже небогатый мужичонко головной убор долее двух лет не нашивал – новый заказывал у соседа.

А ещё Молвитино славится Воскресенским храмом – именно его изобразил Саврасов на картине «Грачи прилетели» (изображение: kostroma.kp.ru)
Много молвитинцев трудилось в Москве и столичном Санкт-Петербурге. Один из них, картузник Осип Комиссаров, представьте, спас царя! Когда революционер Каракозов в 1866 году попытался убить Александра II, которого народ прозвал Освободителем за отмену крепостного права, его руку с револьвером в момент выстрела отвёл Осип Иванович, оказавшийся поблизости. Он стал вторым из молвитинцев, кто совершил подвиг ради Государя. А первым был знаменитый Иван Сусанин – правда, он не из самого Молвитино родом, а из близлежащей деревеньки Домнино.
Но вернёмся к шапкам. Особенно ценились «непромокайки», крытые шёлком. Интересно, что на их изготовление шли… старые зонтики, ткань которых прекрасно подходила для верха шапок, вот мастера и закупали их в Петербурге за копейки.
Шапочное мастерство процветало в Молвитино и после революции. Краевед Василий Смирнов, оставивший интересные заметки о том, как он хаживал в 1928 году по окрестным сёлам, пишет, что в Молвитино полторы тысячи шапошников заняты отхожим промыслом, трудясь в Москве и Ленинграде.
Когда-то царь Алексей Михайлович приказал в селе Молвитино наладить пошив шапок, которые требовались для русского войска. Прошло более 300 лет – и снова шьют здесь для наших воинов тёплые и удобные ушанки. Не на «громотухах», а на современных швейных машинах. Но с прежним усердием и мастерством!
Почему мы так говорим?
Пришёл третьеклассник Ваня Пет ров в школу и слышит от учительницы, что, мол, пришёл он к шапочному разбору. «Что это за шапочный разбор такой? – думает Ваня. – Никаких шапок не видно. Может, ребята уже разобрали шапки да попрятали их в рюкзаки?» На переменке спросил ребят, кому какая шапка досталась, – они так и покатились со смеху. А Вера Павлова, которая всегда всё знала, рассказала одноклассникам Вани вот что:
– В старину мужчины на Руси, входя в храм, снимали шапки и складывали их у входа. Когда служба заканчивалась, разбирали их и шли домой. А те, кто долго спал, приходили в храм поздно – к шапочному разбору. С тех пор в русском языке это выражение и осталось, и означает оно – прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось.
– Вон оно что! – просиял Ваня. – А я уж было решил, что мне шапки не досталось!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий