Мир всем

Игумен Игнатий (Бакаев)

«Мир всем!» – благословляет священник прихожан. Мы все – путники, все куда-то движемся. Вопрос: куда? Я вот хочу в Царствие Небесное, а для этого нужно иметь мир со всеми людьми, с самим собой, без чего никто не увидит Господа, как говорит апостол Павел. И поскольку стараюсь жить в мире, невольно замечаю, что зла на земле становится больше. Люди отчуждаются друг от друга даже в семьях, в христианских общинах, не говоря о неверующих. Отчуждение ведёт к вражде, вражда – к ненависти.

Во многом это от нежелания понять других людей. Вспоминаю случай – это было лет пятнадцать назад. Зашёл в автобус, а напротив меня оказалась наш регент. Вскоре на остановке в переднюю дверь вошла девушка – юная, красивая. Они обнялись с регентом, которая объяснила мне: «Это моя ученица. Учу её сольфеджио». Спрашиваю девушку: «А вы не хотели бы петь у нас в храме?» Она в ответ гордо вскинула голову и ответила: «Нет, я христианка!» После чего отошла от нас. «Что это с ней?» – недоумённо спрашиваю у регента. «Протестантка она», – отвечает. В то время я служил ещё в Максаковке, посёлке недалеко от Сыктывкара, а жил в отдалённом районе города Эжве, так что приходилось пересаживаться возле аэропорта. Там не раз видел я потом эту девушку – радостную, летнюю. Но стоило ей заметить меня, как она хмурилась, мрачнела. Мне тоже становилось невесело: всё не мог понять, почему она так ко мне относится, словно к чудовищу. Наверное, кто-то её так воспитал, настроил. Однажды возвращаюсь уставший, еле на ногах держусь. Вижу в автобусе эту девушку и ещё двух женщин, одна из которых поднялась и сказала: «Батюшка, садитесь». Девушка тоже вскочила: «Мама, садись на моё место!» Много лет я думал, что это была наша последняя встреча, но недавно увидел у нас в храме на литургии молодую красивую женщину. Пообщались – оказалась та самая девушка, только теперь у неё семья, двое детей. Долго беседовали, и она призналась, что искала встречи со мной, хотела объясниться. Для этого, оказывается, и приехала. В общем, у обоих камень с души свалился.

Несколько лет назад я рассказал читателям «Веры» о профессоре-историке Пыжикове, который ненавидит христианство. Недавно снова увидел на видео его лекцию. Он заявил, что Золотая Орда хоть и жгла время от времени Русскую землю, зато препятствовала распространению христианства. Стал выяснять, как поживает профессор. Оказалось, умер. Почему же он так злобился на нас, сеял ненависть и вражду, будучи, в сущности, незлым человеком? У него сложился ложный образ нашей веры. Человеческий ум невероятно изобретателен, а бесы ему помогают, внушая злые чувства. Нет ничего, что невозможно нам опорочить, если есть наше согласие на это. Злой морок можно навести на целые народы и добиться, чтобы они ненавидели друг друга, хотя ничем друг от друга не отличаются.

Прежде это останавливали вера, традиции, препятствуя развитию идеологий. Помогало отсутствие связи – это мешало быстрому распространению дурных идей. Да и умельцев ссорить людей было поменьше. Сейчас нечему и некому остановить, а желающих разделять и властвовать больше, чем когда-либо. Если бы государство, общество, СМИ задались такой целью, остановить у них могло бы, возможно, получиться. Но цели нет. Наоборот, телевидение через многочисленные шоу постоянно раздувает огонь ненависти, отвращения, как минимум неприятия друг друга. Благословляю не включать телевизор вовсе или смотреть только какие-то невинные фильмы или добрые передачи, где нет ни слова о политике, законах, семейных отношениях и тому подобном. Ничего хорошего вы там не услышите, только душевредное.

Лучше внемлите словам апостола Павла.

К Римлянам: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».

К Коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Вспоминаю нашу поездку на Святую Землю, где на меня нередко смотрели с ненавистью: в Иерусалиме в меня плевали какие-то люди – один в шляпе, другой в меховой шапке (ортодоксальные иудеи), а в Вифлееме бросали бутылки-полторашки с водой с третьего этажа и громко смеялись. Это были, как я понял, арабы. Не стану утверждать, что иудаизм и мусульманство сводятся к этому, но это было. К этому они приходят без Христа – а к чему ещё можно прийти без Него?

«Ищите мира со всеми, если это возможно», – говорит апостол. Я стараюсь, хотя лучше всего держаться от мира подальше. Стоит сунуться туда, где бушуют страсти, и оказывается, что жить с миром в мире затруднительно. Меня ужасает то, что творится со страной: коррупция, брошенные люди, все дурят всех (банки, торговля), в армии нелады, власть не может, да и не пытается, как мне иногда кажется, справиться с теми, кто лишился совести ещё в девяностые, если не раньше. Не похоже, что в ближайшем будущем удастся их одолеть, ибо имя им легион. В ответ на беззаконие, бесправие, безразличие, когда люди думают, что они отданы на растерзание злу, падает рождаемость. С горечью узнаю, что почти перестали рождаться дети в Севастополе, Смоленске и других главных городах России…

Вот всё это мало способствует миру в душе, но когда становится совсем печально, я думаю: «Кто же нам поможет? На кого надеяться?» Встаю на молитву – и ответ приходит сам собой: Бог. «Возложи на Господа печаль свою». И тогда на душу сходит покой. Хотя бы в Церкви мы должно создать такое место, где нет вражды. Увы, и у нас война. Но не в нашем приходе, слава Богу. Пусть так же будет в вашей семье, в вашей душе.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий