Приднестровский камень

В прошлых выпусках газеты мы уже встречались с людьми, представлявшими русские святыни на зимней выставке-ярмарке «Православная Русь» в Санкт-Петербурге. И вот продолжаю своё путешествие меж павильонов… На одном из них надпись: «Скальный монастырь св. Симеона Столпника». За прилавком – Василий и Светлана, муж и жена, принимают требы. Средства пойдут, как я понимаю, на восстановление монастыря.

– А где этот скальный монастырь находится? – спрашиваю Василия.

– В Приднестровье, в десяти километрах от Дубоссар. Вроде бы близко от города, но туда добраться сложно. Монастырь в пещерах, в крутом склоне реки Днестр. Сейчас он пустует, лишь иногда монахи добираются дотуда, молятся. Когда тёплая погода. Сейчас монах не тот пошёл, в скальных пещерах не ночует, холодно и сыро там. Но вот всё делается, чтобы духовная жизнь возродилась.

– Сначала дорогу туда надо проложить. Вот на это средства и собираем, – заключает Светлана.

Вид на скальный монастырь Симеона Столпника с берега Днестра

– В Приднестровье ведь Московская Патриархия? – пытаюсь вспомнить конфессиональные деления.

– Православная Церковь Молдовы в нашу входит, называется Молдавско-Кишинёвская митрополия, – поясняет Василий. – И в Приднестровье находится часть митрополии – Тираспольская и Дубоссарская епархия. Её возглавляет владыка Савва (Волков), он-то и благословил нас собирать средства.

– Сам он, судя по фамилии, не молдаванин?

– Владыка родом из Мордовии, был викарием Московской епархии, а в 2010 году его определили в Приднестровье. И молдовский президент Игорь Додон предоставил ему гражданство Молдовы. Так что у него двойное гражданство. Вы же знаете, Приднестровская Республика не признана. И там всякие сложности. В тех краях много православных святынь, и наш скальный монастырь в их числе. У нас он вообще один из первых монастырей, основан в XI веке. На стенах пещер кресты выбиты, как в раннехристианских катакомбах.

На стенах пещер выбиты кресты, как в раннехристианских катакомбах

– А сами вы из Приднестровья?

– Мы из Подмосковья, из города Королёва. Я алтарник в нашем Троицком храме, – ответил Василий. – Если доведётся побывать в нашем городе, обязательно зайдите – храм величественный, пятикупольный, высоко над входом огромная икона Святой Троицы, список с «Троицы» преподобного Андрея Рублёва. А как получилось, что мы Приднестровье представляем? На одной из выставок познакомились с отцом Олегом Чернату, который в Дубоссарах построил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Он и предложил. Время у нас есть, на пенсии уже. Я прежде инженером-строителем работал, всё время с людьми, и тут как бы то же самое. Дело-то благое.

– Мы сначала отказались, – дополнила Светлана. – Я вообще после болезни была. Думала, не смогу даже из Королёва в Москву поехать с выставкой, не то что по стране ездить. Но батюшка молился, и так получилось. За всё слава Богу.

– Но в Приднестровье-то ездили, этот скальный монастырь видели?

– Собрались было, уже и визы получили, но тут война началась. Многие нас спрашивают, как туда добраться. Сейчас – никак.

– Если Одесская область к России присоединится, то проблем не будет. Раньше ведь туда через Одессу ездили, – говорю.

– Эту землю ещё Александр Васильевич Суворов отбивал у турок. Тут как Господь управит. А пока мы рассказываем людям о приднестровских святынях. И возим по стране список иконы «Плачущая Богоматерь Бессарабская-Молдавская». Люди к ней прикладываются, молятся…

Икона «Плачущая Богоматерь Бессарабская-Молдавская»

* * *

Позже я разузнал об этом чудотворном образе. Он был написан на Афоне и в начале XVIII века привезён в Бессарабию. Прославился он в Сокольском Румынском монастыре, при котором действовала духовная семинария. Однажды, когда в семинарской церкви закончилась литургия, Матерь Божия на иконе заплакала. Ректор вытер икону полотенцем, поставил на место, запер храм на ключ, но Она, когда пришли в храм на следующий день, продолжала плакать. Видели это и преподаватели, и семинаристы. Во время Крымской войны в Молдавии находилась австро-венгерская армия. Главнокомандующий генерал Паар послал своего полковника посмотреть чудотворную «плачущую» икону. И вот как произошедшее потом описали: «Полковник зажёг свечу и начал рассматривать образ Божией Матери. И вдруг на глазах Богородицы заблестели слёзы. В ужасе полковник отпрянул от образа и воскликнул: “Плачет!”». Как известно, по итогам Крымской войны, в которой Австро-Венгрия предала Россию, нами была потеряна часть Бессарабии – и кто знает, о чём печалилась Заступница наша.

В начале XX века с этой иконы был сделан список для Вознесенского Ново-Нямецкого (Кицканского) монастыря. Ныне эта обитель оказалась на территории непризнанной Приднестровской Республики, находится она в пяти километрах от Тирасполя. История её возникновения тоже символична. Старый Нямецкий монастырь с XV века был одним из центров православного просвещения в Румынии, там работали переписчики книг, там же в конце XVIII века подвизался преподобный Паисий Величковский, который со своими учениками перевёл на церковнославянский язык греческое «Добротолюбие» и труды других православных богословов. В начале 1860-х из-за запрета румынского правителя вести службы на церковнославянском большая часть монахов Нямецкой лавры попросила императора Александра II дать им место в российской Бессарабии. Император утвердил проект об основании Ново-Нямецкого Вознесенского общежительного монастыря в селе Кицканы. Монахи переехали туда, взяв с собой посох преподобного Паисия Величковского – он и поныне хранится в Ново-Нямецком монастыре. И вот в начале ХХ века ещё одной святыней там стал список с чудотворной иконы «Плачущая». В наше время её стали вывозить в разные епархии Русской Православной Церкви. В один из таких выездов, на выставке в Ташкенте, икона замироточила, чему свидетелем был митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Теперь этот образ довольно известен. Люди сообщают, что по молитвам перед ним излечивались даже онкобольные. Так приднестровская святыня стала общеправославной.

* * *

Василий дал мне номер телефона отца Олега Чернату, чтобы из первых рук, как говорится, узнать о скальном монастыре Симеона Столпника.

– В Приднестровье, наверное, дорого звонить? – усомнился я.

– Так он сейчас в России, в Саратовской епархии, домой не может вернуться.

Звоню, спрашиваю о восстановлении монастыря – какая помощь требуется.

– Нужны средства, чтобы пробить к нему дорогу, – отвечает батюшка.

Протоиерей Олег Чернату

– А сколько там километров?

– Дело-то не в километрах. Сейчас там заросшая тропка, которая ведёт через красивый лес – кругом дубы, граб, ясень, чёрный клён. Из-под земли чистейшие родники бьют. И проблема в том, что эти деревья придётся вырубать, чтобы дорогу строить. На это разрешение требуется. Вторая проблема – дорога ведёт к высокому берегу Днестра, в каменном склоне которого и находятся пещеры древнего монастыря. Спускаться туда опасно, очень крутой склон. Поэтому мы начали с малого – решили рубить каменную лестницу снизу, от реки. К этому месту по берегу старая дорога ведёт, даже на машине можно подъехать. Но не всегда. Дело в том, что когда в советское время строили Дубоссарскую ГЭС, то вся округа с деревнями оказалась на дне водохранилища, и дорогу эту тоже залило. И она появляется, лишь когда воду сбрасывают.

Благочинный Дубоссарского округа отец Георгий Лисовский молится с паломниками в скальном монастыре

– Прям головоломка, – удивляюсь. – Вот ведь как монастырь упрятан!

– Первые отшельники так место и выбирали. Там рядом есть село Роги, и представляете, до сих пор мало кто из местных знает о существовании монастыря.

– А правда, что он в XI веке основан?

– Мы занимались в архивах, но немного нашли. Официально считается, что монахи поселились там в XVII веке. Возможно, имеются в виду иноки, которые спрятались от турок в уже существовавшем скальном ските, о котором тогда мало кто знал. Позже, когда Бессарабию отвоевали у турок и она вошла в состав Новороссийского генерал-губернаторства, под властью православного царя смысла прятаться уже не было. А до этого власть то и дело менялась, и многое могло забыться. Турки там владычествовали с XV века. До них было Молдавское княжество. Ещё раньше – княжество Валахия. А ещё раньше, до середины XIV века, эти земли принадлежали Галицко-Волынскому княжеству. Вообще же в составе Руси находились с X века. И вот учёные заинтересовались, есть ли упоминания о нашем скальном монастыре в древнерусских летописях. И нашли, что монахи Киево-Печерской лавры сообщали о нём в XI веке.

– С другим монастырём не могли спутать?

– В 80-е годы приезжала научная экспедиция из Киева, конкретно занималась этим монастырём – вот они и нашли сведения о дате XI века. Потом те исследования забылись, но в экспедиции участвовала научный сотрудник Дубоссарского краеведческого музея, через неё мы и знаем.

Позже поинтересовался я, сколько вообще по берегам Днестра скальных монастырей. Вместе со скитом Симеона Столпника насчитал их пять. Самый известный – Успенский в Цыпово. Он существует с VI века. Прежде, в IV–III веках до нашей эры, там была земляная крепость гетов. По легенде, в скалах возле Цыпово свои последние годы прожил мифологический поэт Орфей. То есть место историческое, знаменитое, и вряд ли летописцы могли что-то перепутать. Ещё скальные монастыри есть близ селений Сахарна, Жапка и Сокол. О них мало сведений. Например, пишут, что Троицкий монастырь в Сахарне основан схимонахом Варфоломеем в 1739 году, но при этом указывается, что и до него там были пещеры, оставшиеся от древнего скального монастыря. Есть ещё один подобный монастырь – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. Находится он не в Молдавии, а на украинской стороне Днестра, в местечке Лядова. Вот он как раз основан в XI веке, преподобным Антонием Печерским: святой, возвращаясь с Афона в Киев, останавливался в тех местах и жил в пещере. Но про эту обитель киевские летописцы прекрасно знали и не могли ошибиться с её названием. Так что вопросы остаются. Вообще же скалы по реке Днестр – это, можно сказать, второй Афон. Там было множество пещерных скитов, о которых мы и не ведаем.

– А кресты, выбитые на стенах пещеры, не относятся к XI веку? – спрашиваю отца Олега.

– Знаете, учёные их отнесли к XVIII веку – ко времени, когда неподалёку в Дубоссарах жил на покое святитель Гавриил (Бэнулеску-Бодони), первый митрополит российской Бессарабии. Считается, что при нём эти кресты и появились. Он не раз ездил в эти пещеры, молился, и по его «Хронологическо-историческому описанию церквей Херсонской и Таврической губерний», собственно, мы и знаем о монастыре Симеона Столпника. И что монахи там были ещё до того, как Россия отвоевала Бессарабию у турок. И что после этого монахи получили возможность не прятаться, а построить деревянную церковь и кельи у подножия своего скального монастыря. Он же сообщает, что, когда во время секулярной реформы обитель упразднили, монахи не ушли, а ещё некоторое время там жили.

Есть и более поздние описания опустевшего монастыря. Например, в 1863 году Андрей Мейер писал в своём «Повественном, землемерном и естественном описании Очаковския земли»: «Местоположение сего монастыря превосходит всё, что есть наиприятнейшего. Уединён, почти равен с поверхностью Днестра, под страшною стремниною, которой чрезвычайной величины камни устрашают его повсечасно истреблением, пребывает он закрыт от узрения людей… Гора вышиною простирается на 60 сажень, и между покрывающим её кустарником сокрывается стезя, врубленная из камня, и содержащая сто семьдесят ступеней».

– Наверное, время не пощадило эту пещерную обитель? Там много обрушений?

– Как говорится, вода камень точит. А там дождевая вода всюду сверху проникает, образуя сталактиты. Но хорошо сохранились три пещеры, где были церковь и кельи. В одной из пещер видно: вот здесь в углу была лежанка, в другом углу совершалась келейная молитва. Где стоял престол в церкви тоже можно определить – у восточной стены. И описания совпадают. Святитель Гавриил писал, что церковь Симеона Столпника имеет 21 аршин в длину и 6 аршин в ширину – это примерно 15 на 4 метра. Так и есть. Вообще же когда туда заходишь, то сразу чувствуешь, как там намолено. Подобное чувство испытывал я в старинных храмах. И место красивое: скалы, лес, простор, огромное небо над широкой рекой.

– Молитвенная жизнь там возобновится?

– В Молдавии есть обустроенные скальные обители – в Цыпово, Сахарне и Жапке, там вполне подвизаться можно. Но монахи живут рядом в более современных кельях. В Крыму, кстати, тоже были древние монастыри в пещерах, но никто и не думает в них поселяться. Времена изменились. Но приходить туда молиться – сам Бог велел. Поэтому церковь Симеона Столпника надо бы восстановить. Хотя бы с паломниками там службы совершать. И монахи из Иоанно-Предтеченского монастыря, единственного у нас мужского в Приднестровье, могли бы приезжать. Можно же и как скит использовать.

– Паломникам сейчас в Приднестровье не доехать?

– Через Украину никак, и в Молдавию россиян тоже не пускают, разворачивают в Кишинёвском аэропорту. А раньше через нас можно было паломничать и дальше – в Молдавию, Румынию, Болгарию, Сербию и Грецию. У нас как бы ворота на Балканы, где много православных святынь.

– Война не вечно будет продолжаться…

– Сейчас надо молиться о том, чтобы победила наша армия и война закончилась. Все об этом мечтаем, кто оттуда вышел. Я тоже домой попасть не могу, к сожалению. Конечно, Господь нас не оставит – и люд православный, и землю нашу, где и камни намолены.

 

Фотографии из архива о. Олега Чернату

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий