Со святым образом – В сердце Азии

В марте 2004 года наша газета опубликовала в двух номерах очерк «Хранитель», посвящённый чудотворному образу Царя-мученика, который подарили московскому хирургу Олегу Ивановичу Бельченко. Впервые замироточил образ 15 марта 1997 года, сыграв выдающуюся роль в прославлении Царственных мучеников. Олег Иванович объехал с этой иконой многие российские, украинские, белорусские города, посетил Афон, Францию и другие страны. И везде совершались чудеса, везде её встречали как живого Государя. Прошло много лет, и теперь икону в поездках по России, Новороссии, странам зарубежья сопровождает друг нашей редакции Александр Чернавский. Сегодняшняя беседа с ним посвящена путешествию в Узбекистан.

Крестный ход. Чудотворная икона – в руках митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия

* * *

– Чудотворный образ сейчас хранится в храме Девяти мучеников Кизических в Москве, – говорит Александр. – Настоятелем там служит протоиерей Антоний Серов, родственник художника Серова, который, как я считаю, написал лучший портрет Царя Николая Александровича. Несколько лет назад именно в эту церковь благословил перенести образ Царя-мученика схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) – общий духовник отца Антония и Олега Ивановича Бельченко. Отсюда мы с образом и отправляемся по городам и весям.

На этот раз Господь привёл нас в Узбекистан, потому что там, в Ташкенте, живёт сын нашей прихожанки Ирины. Недалеко от кафедрального собора в Ташкенте есть церковь Иова Многострадального и Царственных страстотерпцев – её называют Царской. Там каждую ночь идёт служба, люди молятся Государю. Купол часовни, как я потом обнаружил, расписан сценами из жития Царственных мучеников – фресками, выполненными с большой любовью. «Неплохо было бы, если бы икона там побывала», – сказала однажды Ирина и стала молиться о том, чтобы это произошло.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) благословил, а так как в Ташкенте в те дни намечалась конференция в честь 400-летия православной книги, меня попросили подготовить доклад. Рассказал я о книге Аллы Дьяковой «Не прикасайтесь к помазанным Моим», посвящённой истории Царского образа.

– Мы об этом тоже писали в своё время. С Олегом Ивановичем Бельченко я встретился двадцать лет назад прямо у него на рабочем месте, в больнице, после того как он вернулся с операции. Саша, расскажи, как принимали, что собой представляет сейчас Узбекистан? Русский дух ещё чувствуется?

– Побывал я там в храмах Ташкента, Самарканда и нескольких небольших городков. Русский дух чувствуется, пожалуй, сильнее, чем у нас. Атмосфера как в девяностые годы, когда шло Второе крещение Руси. В храмах тут было море народа, отношение ревностное. В Узбекистане это накладывается на почитание Родины, где-то существующей. Молодёжи русской, можно сказать, нет, почти вся уехала в Россию, осталось среднее и старшее поколение, у которого нет сил выстраивать жизнь сызнова на другом месте. Но любовь к России и православию у них сильна, а храмы стали ещё и островками Русской земли, собирающими людей. Если учесть, что русских там всё ещё больше семисот тысяч, большая часть которых живёт в Ташкенте и Ташкентской области, а есть ещё православные украинцы, белорусы и так далее. Церковь наша стоит в тех краях довольно прочно.

В ташкентском храме Иова Многострадального и Царственных страстотерпцев

Следы того, что Ташкент был когда-то городом Российской империи, потом СССР, стираются, остались только храмы. Все надписи на узбекском и латинице. Я жил в бывшей гостинице «Россия», сейчас это ни много ни мало Grand Mir Hotel. Старый город в 1966 году был почти полностью разрушен землетрясением, и все советские республики несколько лет его восстанавливали. Везде были надписи, что вот эти кварталы построила Белоруссия, а эти – Литва, Молдавия и так далее, но сейчас они исчезли.

Раньше Ташкент, кроме русских, населяли русскоговорящие узбеки, татары, корейцы. После распада СССР там стали селиться люди из сёл. Многие узбеки какое-то время жили в России, приезжая к нам зарабатывать на машину, дом, поэтому большинство говорит по-русски, хотя всё чаще можно встретить людей, не знающих русского. Русских школ ещё много, и они занимают высшие строчки рейтингов.

Город приятный. Никто никуда не спешит, не суетится, люди улыбаются. Царит гармония. Проезд в автобусе стоит в переводе на наши 10-15 рублей, в несколько раз дешевле, чем в Москве, но рынок в Ташкенте дорогой, не дешевле московских. Очень чисто. Много парков, всё очень ухожено. Есть мемориал героям войны. Ты смотрел фильм «Ташкент – город хлебный»?

– Смотрел.

– В войну чуть ли не каждый день в Ташкент привозили эшелоны с детьми – их разбирали по семьям. Это были бездомные дети, родители которых погибли. Узбеки всех вырастили, выкормили. И помнят это. Отношение к русским хорошее. Кстати, с узбеками я общался не только на улицах или на рынке, их много и среди прихожан в храмах. В Свято-Покровском монастыре в городе Дустобад познакомился с настоятельницей игуменьей Евгенией (Орымбетовой). Она, хотя по национальности узбечка, горячо верующая православная христианка, очень сердечно нас принимала. Там, в обители, есть женщины разных национальностей, много монахинь-схимниц. Служил отец Антоний Загорец – очень вдохновенно и красиво; у него мать узбечка, а жена русская, ждут сейчас ребёнка.

* * *

– Как тебя встречали в Ташкенте и митрополии?

– Замечательно. Владыка дал машину с водителем, поселил в одном из лучших отелей. Митрополит Викентий, если помнишь, очень много сделал для почитания Царя, когда был правящим архиереем в Екатеринбурге, и сейчас много делает. Он очень уважаемый человек в Узбекистане. Там как-то сразу сложилось хорошее отношение власти к Церкви, потому что Татьяна Каримова – жена бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова – православная. Это первая леди республики с 1991 по 2016 год, таджичка по отцу и русская по матери. Благодаря этому епархия занимает сейчас несколько кварталов в центре Ташкента, куда входит кафедральный собор, семинария, епархиальное управление и так далее – комплекс размерами, наверное, немногим меньше Александро-Невской лавры.

Нас сейчас пытаются рассорить с народами Средней Азии, как и со всеми другими, но я думаю, что нужно искать то, что связывает. В том числе это память о Белом Царе. При нём практически не было междоусобиц, клановых разборок, этнических конфликтов, и это очень хорошо запомнилось. Русские расселялись здесь постепенно, занимая не самые лучшие земли, как, например, казаки. В Чирчике стоял наш гарнизон, это был солдатский город, где русских когда-то было процентов девяносто. Сейчас там прекрасно устроенный мужской монастырь Георгия Победоносца, настоятель – игумен Нектарий – хороший организатор и высокодуховный человек, современно мыслящий. В следующем году монастырю исполнится 100 лет – готовятся к юбилею, местные власти помогают.

Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь в г. Чирике. Справа – церковь Великомученика Георгия Победоносца

В Узбекистане, несмотря на незнание узбекского языка, всё ещё можно жить, так живёт матушка Раиса Гречушкина. Они с мужем, протоиереем Александром, очень интересная пара. Ему за восемьдесят, а ей немногим меньше. Батюшка – настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в городе Янгиюле. Фамилия его хорошо известна у нас в Церкви, потому что дети, внуки, родственники отца Александра служат или замужем за священниками и в Узбекистане, и в России. Детей, кажется, пятеро, около двадцати внуков.

В девяностые батюшка создал в городе большой православный центр, имевший, кроме двух храмов, столярные и слесарные мастерские, множество разных автомобилей – пять из них всё ещё на ходу, старенькие «Москвичи» и «Волги». В комплексе можно было разместить пятьдесят или даже сто человек, и после распада СССР там жило много русских семей. Держали скот, имелись теплицы. Когда чего-то не хватало, русская община несла продукты – поддержать собравшихся под крылом отца Александра. Годы были довольно голодные, но с Божьей помощью пережили.

Потом кто-то уехал, кто-то умер, так что сейчас в столярных мастерских делают только гробы. Батюшка и матушка вспоминали про старых знакомых – знали, например, отца Павла Адельгейма, приезжавшего к ним в гости из Ферганы. Рассказывали мне про свою большую семью. Матушка Раиса из Рязани, была хорошо знакома с почившим старцем архимандритом Авелем (Македоновым), который в советское время много лет подвизался на Афоне. Знала и самого отца Авеля, и его родных.

Что приятно удивило, так это то, что у них с отцом Александром в храме множество фотографий Царя, в том числе я увидел у них снимок первой иконы Царственных мучеников, написанной в 1982 году в Америке отцом Киприяном (Пыжовым). Это был духовник митрополита Лавра, главы Зарубежной Церкви, благодаря которому произошло воссоединение с Московской Патриархией. Так случилось, что я провёл два года рядом с владыкой Лавром, а время моей поездки пришлось на день его памяти – 15 марта. Взяв благословение у митрополита Викентия, рассказал о почившем в Северной Америке владыке семинаристам. Очень хорошо слушали.

Ещё поразили три иконы Царя, созданные матушкой-золотошвейкой. Открытием для меня стало Боткинское кладбище в Ташкенте, где я побывал на могилах супруги, дочери и внучки святителя Луки (Войно-Ясенецкого). На конференции выступал хирург, узбек по национальности, который работал с медицинской сестрой, в своё время помогавшей святителю во время операций. Так вот, этот выступавший вспоминал, как однажды у него ремонтировали кабинет и осыпалась штукатурка, под которой обнаружилась икона – перед ней молился святой Лука. В Узбекистане в каждом храме есть иконы владыки Луки, частицы его мощей, а перед Успенским кафедральным собором стоит памятник ему.

На Боткинском кладбище Ташкента, где покоятся супруга, внучка и дочь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Узнал, что в Ташкенте жил в ссылке один из Романовых – Николай Константинович, внук императора Николая Павловича. Он был лишён всех званий и наград, как говорят, после того как взял на себя чужую вину. Но с учётом того, сколько раз Великий князь был женат, не считая любовниц, терпеть его в Петербурге всё равно бы не стали. Очень интересный человек, на редкость энергичный во всём – дурном и хорошем. Перед тем как оказаться в ссылке, окончил Академию генерального штаба в числе лучших и был участником похода на Хиву. Командуя авангардом, прошёл через всю пустыню Кызылкум, смертельно рискуя в боях, и заслужил орден Святого Владимира – высшую награду, равноценную Георгиевскому кресту. В Ташкенте построил дворец-музей по проекту архитектора Алексея Бенуа, где хранил интереснейшие коллекции. Дворец – одно из немногих зданий в городе, переживших землетрясение, очень красивый. Николай Константинович много сделал для этого края, например построил на свои деньги несколько каналов, в том числе действующих по сей день, и первый кинотеатр в Ташкенте.

Открытием для меня стало и то, как много сделал для Туркестана император Николай Александрович. По его указаниям создавались библиотеки, строились школы, храмы, больницы. Узбеки относятся к нему очень хорошо – я не раз это чувствовал, общаясь с ними. Старейшины ещё помнят рассказы о его справедливости, благочестии, доброте. О почитании среди русских и говорить нечего. В России зайдёшь в иной храм или монастырь – ни одной иконы Царственных мучеников. А в церквах Узбекистана они повсюду, по три-четыре, к тому же ещё и фотографии есть.

Александр Чернавский с иконой Царя-страстотерпца

– Саша, икона мироточила?

– Миро ручьём не текло, как иногда бывает, но капельки выступали постоянно и на окладе, и на самой иконе. Были и случаи чудесной помощи, вести о которых разнеслись по городу. У одной женщины сильно болели ноги. Она приложилась в первый день, когда я приехал в Ташкент, и потом приходила ещё много раз. С удивлением рассказывала, что ноги больше не беспокоят. У другой был гипертонический криз – она через час принимала таблетки, но, как только приложилась, голова совершенно перестала болеть. В последующие дни её тоже часто можно было видеть возле образа. Ещё один случай. Года три или четыре назад женщина, мать троих детей, молилась перед одной из копий Царской иконы у себя дома – акафисты читала – и излечилась от болезни ног. Не помню, как это называется, когда болят суставы. Кажется, артрит.

Людей подходило очень много, нередко приезжали в Ташкент из других городов. В Свято-Троицком женском монастыре мы познакомились с игуменьей Екатериной (Мальгиной). В Церкви она, можно сказать, с младенчества – из семьи раскулаченных. В прошлом медик. С владыкой Викентием они знакомы ещё с прошлого века. Восстановила по послушанию один из женских монастырей в Екатеринбургской епархии. Когда митрополита перевели в Среднюю Азию, он, как я понял, благословил матушку достроить какой-то храм на Урале. Достроила и отправилась вслед за ним – больше десяти лет трудится в обители. Я сначала опасался лишний раз подходить – вид у матушки строгий, но потом она раскрылась, прекрасно поговорили. Встреча образа в монастыре оказалась выше всяких похвал, как и везде, где я побывал.

* * *

– В Самарканде нас с иконой принимал благочинный отец Роман Загребальный. Сначала в своей церкви Покрова Божией Матери, потом стали возить по другим храмам. Самарканд более колоритный город, чем Ташкент, ведь он не был разрушен. Там очень много древних красивых зданий, есть на что посмотреть, так что туристы туда съезжаются со всего мира. Возле усыпальницы Тимура Тамерлана увидел итальянцев. Вдруг одна из женщин подходит и начинает говорить на русском. Оказалось, наша, из Донецка, но сейчас живёт в Италии. Я рассказал, что приехал сопровождать образ Царя-мученика. Подарил ей иконку. Женщина обрадовалась, сказала, что тоже почитает Государя, молится ему.

Тамерлан известен не только завоеваниями. Он перенёс в Самарканд мощи пророка Даниила, точнее его правую руку. Возле гробницы пророка сидит мулла, читает суры. Когда подошли мы, несколько русских, парень-узбек, который нас сопровождал, что-то сказал мулле, и тот пропустил нас бесплатно. Это было очень приятно – не то, что сэкономили, а отношение. Гробница пророка очень почитаема и православными, и мусульманами. Там бьёт источник, из которого люди пьют воду и исцеляются. Говорят, он появился почти одновременно с гробницей, когда конь ударил копытом о землю. Рядом растёт фисташковое дерево, которое засохло в незапамятные времена, а когда однажды к гробнице подошёл Патриарх Алексий Второй, оно ожило и с тех пор стало плодоносить.

* * *

– Когда я уезжал из Узбекистана, владыка искренне сказал: «Спасибо, что привезли великую святыню». Он участвовал в крестном ходе с образом – чувствовалось, что был очень рад.

– Ты не первый год путешествуешь с образом. Как часто случаются связанные с ним чудеса?

– Месяца три назад был в Санкт-Петербурге, на Суворовском проспекте, 61 – там стоит Царский храм, в котором служит худенький батюшка-целибат – отец Глеб. Он очень почитает Государя. Я видел, как на коленях молился ему больше часа – благодарил святых за то, что удостоили его церковь посещением образа Царя-мученика. И вдруг услышал: «Создатель автомобильной промышленности России, помоги». Оказывается, у него были старенькие-престаренькие «Жигули», которые перестали ездить и, похоже, уже не поддавались ремонту. И тогда батюшка обратился к Царю через его чудотворный образ. Я уехал, а на следующий день звонок от отца Глеба: «Мне подарили новую машину». Понимаешь, он обращался у меня на глазах к «создателю автомобильной промышленности России» и практически сразу, через день-другой, эта просьба была услышана.

Побывал я с иконой много где. Из последних поездок – в Пензе нас замечательно встречали. Государь там побывал в 1904 году, открывая железнодорожную станцию, и тогда же посетил станцию в соседнем городке, Каменке, откуда родом митрополит Пензенский Серафим (Домнин). Царя он почитает с детства, так мать воспитала. Разумеется, в Каменке мы с образом тоже побывали. Во Владимирской области посетили село Вишняки. Царя встречали как живого. Село – семь домов, но приехали на машинах сотни людей. Настоятель подивился, сказав, что столько народу у себя в храме никогда не видел. Побывал с образом в Новороссии: под Херсоном, в Луганске, Донецке, Угледаре, Авдеевке, где нас несколько раз обстреляли. Но это другая история.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий